Магические движения кобры и заклинателя змей завораживают зрителей, но по сути они просто зарабатывают деньги, как обычные фокусники. Подстраиваясь под движения дудки факира, она лишь создает видимость танца, а музыку совершенно не слышит. Людей обманывают, но настоящие заклинатели змей до такого не опускаются – они могут пением укротить ядовитых, которые способны одним укусом убить человека. Это целая наука, которая передавалась по наследству, пока не вышел закон, запрещающий использовать змей насильно.
Трюк с раскачивающейся коброй под флейту факира
Трюк с танцующей змеей. / Фото: musthaveforyou.mediasole.ru
В Индии много туристов, которые приезжают получить эмоции от необычной страны и жителей: браминов, женщин в сари, продавцов специй, а также уличных артистов – факиров. Об этом знают и местные жители, которые зарабатывают на любопытстве туристов. Одно из ярких представлений, которое невозможно пропустить – танцующая кобра под мелодию флейты факира. Человек свистит в свою дудку, и из корзины поднимается змея, которая раскачивается в такт музыке. После затихания звуков она послушно опускается в корзину. Танец кажется магическим, потому что трудно представить, чтобы гад мог себя вести послушно.
Для представлений чаще используют кобру из-за ее внешнего вида. Когда она в попытке отбить атаку поднимается, то раздувает свой капюшон, на котором имеется своеобразный знак. В Индии его считают следом от двух пальцев Будды в знак благодарности змее, которая его закрыла от горячего солнца. Угрожающий вид змеи придает окраску шоу, но не более того.
В представлении опытные факиры просто используют природные свойства змей – она поднимается в стойку, когда предупреждает, что может напасть. В случае опасности ее бросок молниеносный. Она делает их несколько раз, и один попадет в цель. Но ее укус не мгновенный, она как бы «жует» место укуса, перебирая челюстями. Есть и другие виды змей, которые используют факиры, но кобра более привлекательна. Факир должен внимательно контролировать раскачивающиеся движения кобры и расстояние, которое не позволило бы ей напасть. Но если сильно отдалиться, то змея может заскучать и уползти в корзину или к зрителям.
Кобра или другая ядовитая змея, которая используется для представления, чаще всего не опасна, потому что им вырывают ядовитые зубы. Но они имеют способность отрастать, поэтому под просторной одеждой факир прячет замотанное тело, на тот случай, если пропустит нападение змеи.
Глухие кобры реагируют не на музыку
Кобра по природе глухая и не может слышать звуки. / Фото: flickr.com
У заклинателя змей, как и у любого фокусника, есть свой секрет, который оказывается банальным. По своей природе змеи не могут слышать, потому что у них нет барабанной перепонки, но они хорошо чувствуют вибрацию. В природе они могут угадывать чье-то приближение на расстоянии нескольких сотен метров. Поэтому когда под носом факир начинает слегка выбивать такт ногой, они улавливают это колебание и просыпаются. Далее в дело вступают результаты тренировки факира и змеи.
Танец змеи – это скорее иллюзия, которую видит зритель. На самом деле факир умело отводит дудку в разные стороны, предчувствуя, когда змея собирается напасть на инструмент. Она видит перед собой дудку и пытается инстинктивно защититься, прицелиться, поэтому поворачивается в сторону музыкального инструмента, но факир в это же время его передвигает в другую сторону. Когда змее это надоедает, и она устает, то готова снова улечься в теплую корзину. Но это выглядело бы так, что она не слушается своего маэстро. Поэтому опытные факиры, понимая ее состояние, сами завершают играть за мгновение до того, как змея устанет.
Флейта – дубинка для тренировки
Флейта используется, чтобы вызвать реакцию змей. / Фото: www.tourister.ru
Факир-дрессировщик работает со змеями так же, как если бы дрессировал собаку или другое животное. Ему нужно вступить с подопечным в энергетическую связь и хорошо знать повадки, данные ему природой. Подружиться с коброй, которую чаще используют в шоу, – сложно. К тому же их не воспитывают с раннего возраста, а отлавливают в лесах взрослых, чтобы они имели представительный вид.
Взрослых кобр для выступлений вылавливают в природе. / Фото: flickr.com
Дома змею выпускают из мешка, и ее нормальная реакция – наброситься на своего обидчика. В этот момент она впервые знакомится с флейтой, получая удар по голове. За каждой попыткой кобру ловко отбрасывают от себя музыкальным инструментом до тех пор, пока змее не надоест, и она не предпочтет ретироваться. Но этого ей не дают сделать, а сажают в специальную корзину. День за днем идет тренировка, и кобра начинает узнавать флейту, а при каждом ее взмахе пытается увернуться от нее. Поэтому когда факир начинает выступать, змея воспринимает флейту как дубинку. Однако есть и такие змеи, которые не согласны поддаваться тренировке, и тогда они выполняют другую роль – дерутся с мангустами, что не менее зрелищно для туристов, хотя и более кроваво.
Заклинатели змей – древнее искусство
Деревня заклинателей змей - Саперагон. / Фото: tsn.ua
Профессия заклинателя змей очень древняя, и даже считается, что она появилась в Греции. В Индии она получила широкое распространение, и даже есть отдельная деревня заклинателей змей – Саперагон, в которой от мала до велика умеют обращаться со змеями.
Общению с кобрами учатся с детства. / Фото: www.globalinfa.ru
Ранее заклинатели змей были не артистами, а людьми, которые действительно могли поймать любую змею и заставить ее подчиняться без применения силы. Этот секрет передавался из поколения в поколение и чужим не открывался. Таких мастеров вызывали, чтобы в доме поймать змею, вызвать ее из укрытия, освободив семью от опасности. Заклинатели змей могли усмирить ядовитую змею своим присутствием, а потом положить руку возле нее, и та клала свою голову на ладонь. Они могли только что пойманных змей положить в круг, обведенный простой палочкой, и ни одна змея не покидала его без разрешения. Под монотонное пение заклинатели общались с ними, пока те не начинали их слушаться. Если змея пыталась напасть или уползти, заклинатель легонько, без вреда для змеи, откидывал ее палочкой и продолжал пение. Это было настоящее мастерство.
Заклинатели змей. / Фото: www.kommersant.ru
В начале 70-х годов в Индии вышел указ, запрещающий содержать в неволе диких животных. Змеи тоже попали в их число. Однако прошло уже полстолетия, а факиры так и не исчезли, но их количество сильно уменьшилось. К тому же появление телевизоров, а потом и интернета, дало возможность раскрыть секрет танца змеи, отчего заработок фокусников уменьшился вдвое. Дети заклинателей змей, хоть и знают ремесло, не собираются продолжать династию, потому что это приносит малый доход.
С запретом на использование змей факиры нашли выход: они уверяют, что не причиняют им вреда и после недолгих выступлений отпускают в природу, а потом идут за новыми. Однако не все так лучезарно в работе заклинателя змей. Статистика показывает, что большинство погибает все же от укусов и яда. Доктор Хамилтон проследил жизненный путь 25 заклинателей на протяжении 15 лет, и за это время погибло 19 человек.
Комментарии (1)