В 1980-х годах в составе советского Военно-морского флота появилось несколько интереснейших подводных лодок. Примечательны эти субмарины были уже хотя бы тем, что благодаря своим габаритам выглядели на фоне старших собратьев едва ли не анекдотично. Однако, пускай, внешний вид этих малюток вас не обманывает. Ведь в советские времена предполагалось, что именно эти крошки будут выполнять одну из сложнейших и важнейших задач в деле охраны родных берегов.
1. Непростая судьба «Пираний»
Создана в начале 1980-х.
О необходимости создания новой субмарины малого класса в Советском Союзе задумались еще в начале 1970-х годов. Долгое время работы по этому направлению велись разве что в инициативном порядке. Однако, в 1976 году советские военные наконец смогли сформировать необходимое техническое здание по созданию малой специальной подводной лодки. Работа по проекту 865 была доверена специалистам предприятия «Малахит». В среде же конструкторов и флотских специалистов перспективная новинка получила тогда еще неофициальное прозвище «Пиранья». Вплоть до 1984 года проект 865-й вёл Л.В. Чернопятов, а в 1984 году проект передали коллективу объединения «2+1» под руководством Ю.К. Минаева. В том же году состоялась закладка первой опытной подлодки. Спустя почти два года, летом 1986 первую «Пиранью» спустили на воду.
У подлодки сложная судьба.
Спустя еще год состоялась закладка второй субмарины проекта 865, которая была спущена на воду в 1990 году. На вооружение субмарины приняли в рамках «опытной эксплуатации» в 1988 и 1990 годах, соответственно. Так же, в 1988 году была заложена третья «Пиранья», однако из-за Перестройки распада СССР доделать её так и не успели. Тем временем, первые две субмарины проходили государственные испытания в водах Балтийского моря. Службу крошечные подлодки несли в прибрежных водах Прибалтики, базируясь в портах советской Эстонии. Когда же СССР распался, всё работы по «Пираньям» свернули и обе подлодки оказались без дела в Кронштадте. В 1993 году подлодки и техническую документацию к ним пытались продать на выставке вооружений в Абу-Даби, однако покупателя на «Пираний» так и не нашлось.

Сделать успели всего две штуки.
В итоге обе построенные субмарины проекта 865 на протяжении многих лет прозябали у причала. В 1997 году одна из «Пираний» задействовали для наружных съемок российской комедии «Особенности национальной рыбалки» (внутренние съёмки проводились в подлодке проекта 641Б «Сом»). Это событие стало последним «подвигом» в биографии советского творения. В 1998 году обе субмарины вывели из состава флота и списав отправили на утилизацию. После извлечения 200 тонн титана, сохранившийся внешний корпус «Пираний» использовали для создания полноразмерной копии. Сегодня она экспонируется на причале в Истринском водохранилище (экспозиция ВМФ РФ).
2. Зачем вообще понадобились крошечные подлодки?
Предназначалась для диверсантов.
На фоне большинства военных подводных лодок «Пиранья» выглядит едва ли не комично: водоизмещение 218/319 тонн, полная длина 28.3 метра, высота 5.1 метра, экипаж 3 человека, автономность хода 10 суток, максимальная скорость 6/6.7 узлов. В движение сие чудо советской техники приводится 220-сильным дизелем с электродвигателем. Из вооружения пара 400-мм торпед да 4 мины. В качестве добавки «Пиранью» можно оснастить еще несколькими надкорпусными контейнерами для постановки мин. Однако, всё это выглядит откровенно не серьёзно на фоне любой боевой субмарины. Как уже можно было догадаться, конструировали подлодки проекта 865 не забавы ради, а для выполнения специальных задач.
Отличная могла быть машинка.
Главное оружие крошечной субмарины вовсе не торпеды и не мины, а станция радиоэлектронной борьбы и водолазный модуль. Задумывалась «Пиранья», как подводная лодка для проведения диверсионных операций. Одна такая субмарина способна доставить к месту высадки (или забрать из точки эвакуации) до 6 водолазов-диверсантов. При этом на борту подводной лодки помимо отсека для хранения водолазного снаряжения и сухого шлюза для скрытой посадки-высадки пловцов, есть также отсек для хранения индивидуальных средств передвижения типа «Сирена» и «Протон». Очевидно, что не случись распад Советского Союза, судьба у «Пираний» была бы совсем другой. Более того, этих специальных субмарин в составе флота со временем стало бы гораздо больше, чем 2 или 3.
Комментарии (0)