Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Падение «Горыныча»: почему перспективный советский экраноплан-амфибия оказался никому не нужен

В СССР были случаи, когда в военной технике создавались многообещающие, но необычные по виду концепты. Ярким примером такого точно может стать экраноплан ВВА-14, который и летать умел, и плавать. Вот только этому проекту не повезло: при всей своей перспективности технических характеристики и нетривиальности дизайна в конечном итоге он оказался никому не нужен.

Перспективный необычный проект, оказавшийся в забытьи. /Фото: reddit.com

Перспективный необычный проект, оказавшийся в забытьи. /Фото: reddit.com

Интерес этот проект представляет уже тем, кто именно был его автором. А всё потому, что создал его один из самых знаменитых советских авиаконструкторов итальянского происхождения Роберт Бартини. Будучи подчинённым не менее известного инженера Андрея Туполева, он часто занимался проектированием именно экранопланов. Собственно, раньше, ещё до ВВА-14, в 1962 году, разработчики создавали подобный концепт, известный как МВА-62.

Первый проект экраноплана-амфибии, МВА-62. /Фото: secretprojects.co.uk

Первый проект экраноплана-амфибии, МВА-62. /Фото: secretprojects.co.uk

Проект представлял собой самолёт-амфибию, который приспособили к технологии вертикального взлёта и посадки. Таким образом, получилось что-то вроде гибрида воздушного и водного транспорта, который передвигался и на крыльях, и на воздушной подушке. Однако проблемы в управляемости на высоких скоростях у МВА-62 решили не дорабатывать, а просто на его основе создать новую машину.

ВВА-14 был новым вариантом старого, но экстравагантного концепта. /Фото: dosaafrt.ru

ВВА-14 был новым вариантом старого, но экстравагантного концепта. /Фото: dosaafrt.ru

Так началось проектирование нового концепта под общим названием «быстроходный стратегический самолёт-амфибия», что на тот момент само по себе было нетривиальным. В результате работ получился опытный образец с довольно необычным дизайном - некоторые считали его самым страшным в советской авиации. Первые тесты показали неплохие результаты, и было решено строить модель побольше.

Экраноплан называли самым некрасивым в советской авиации. /Фото: hotcarsimages.com

Экраноплан называли самым некрасивым в советской авиации. /Фото: hotcarsimages.com

Самолёт-амфибия под индексом ВВА-14 впервые поднялся к небу 4 сентября 1972 года, и полёт прошёл в общей сложности удачно. В воздухе она выглядела довольно приметно, поэтому его дали занятное прозвище «Змей Горыныч», Вот только, как и с предшественником, без проблем на испытаниях тоже не обошлось. Выяснилось, что было не так-то и просто устанавливать двигатель для вертикального взлета на прототип.

Машина была многообещающей, но потеря автора всё перечеркнула. /Фото: pinterest.com

Машина была многообещающей, но потеря автора всё перечеркнула. /Фото: pinterest.com

Впрочем, тестирование продолжалось, однако будущее проекта пошло под откос, когда не стало разработчика ВВА-14, инженера Бартини, в 1974 году. После его смерти самолёт амфибию хотели переориентировать на экраноплан со значительной высотой полёта. Два года спустя переоборудование закончили, но без идейного вдохновителя Бартини продвигать проект было уже не кому. Машину посчитали слишком нетривиальной и отказали в развитии: единственный же экземпляр «Змея Горыныча» лишили всего, что можно снять и перевезли в Монино, где ненужный уже почти полвека самолёт можно увидеть и сегодня.


Источник: Падение «Горыныча»: почему перспективный советский экраноплан-амфибия оказался никому не нужен
Опубликовал:
Теги: авиация проект самолет авиаконструктор гибрид Горыныч экраноплан-амфибия ВВА-14 Роберт Бартини

Комментарии (4)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Виктор Устюжанин 
Зря отказались от дальнейшей разработки этого вида транспорта. Кроме военных экранопланов можно было бы строить и гражданские - грузовые, пассажирские, спасательные, океанские, морские, речные. Сначала обеспечить ими свои потребности, потом продавать на экспорт и обслуживать. Но, видимо, дождемся, когда экранопланы начнет массово производить Китай и будем закупать их у него. Нет у нас нынче выдающихся государственных деятелей, способных смотреть в перспективу, предвидеть развитие технического прогресса хотя бы лет на 20 - 30 и старающихся сделать Россию великой. Все видят не дальше собственного кармана. Автопром, гражданская авиация и кораблестроение тому в подтверждение.
Борис Леонтьев
В своё время приходилось видеть проекты гражданских экранопланов способных заменить на наших реках катера-трамвайчики и работающих как такси, скорые помощи и подобные транспортные средства. от маломестных до достаточно крупных пассажирских и грузовых. Это именно то, что нужно нам на наших внутренних водах и то, что смогло бы быть достаточно конкурентным в сравнении с другими видами транспорта.
А учитывая высокие скорости и отсутствие необходимости в специальных дорожных структурах - строительство дорог, стоянок, и прочего, во многих наших регионах это мог бы быть транспорт №1.
Жаль, что наших чиновников и политиков не интересует ничего кроме собственной мошны. :о(
виталий
Много чего "нам" стало ненужным. "Буран", космос в целом, свои самолёты, настоящая армия...-- всё спустили под откос.
Лексей
Автор, видимо, эксперт в своей области. Но не в этой. Гидросамолëт на воздушной подушке и экраноплан - совершенно разные вещи.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства