Дискуссии на тему того, какой самолет времен Второй мировой войны был лучшим, ведутся до сих пор. Особые баталии вспыхивают при обсуждении военных истребителей, поскольку некоторые модели в прямом смысле повлияли на ход войны. Так все же, какой из летательных аппаратов сумел поменять представление об авиационной технике военного времени?
1. Messerschmitt Me.262
Messerschmitt Me.262 поступил на вооружение в 1942 году/ Фото: topwar.ru
Хочется начать наш рейтинг с легендарной немецкой модели с реактивным двигателем Messerschmitt Me.262. Создатели этого истребителя заслуживают уважения как минимум из-за своей решительности, так как немногие готовы бы были в столь сложной геополитической ситуации инвестировать массу средств и усилий в производство чего-то кардинального нового и невероятно дорогого.
Скорее всего, самолет стал подтверждением амбиций фюрера по изготовлению «чудо-оружия», которое сможет приводить противника в ужас только одним своим видом.
Как бы там ни было, но уже в 1942 году первый истребитель этой серии поступил на вооружение, а спустя два года его начали производить серийно. Можно сказать, что немцы немного «опоздали», но выход Me.262 позволил им нанести серьезный ущерб союзной авиации.
Основное предназначение проекта заключалось в закрытии неба Германии от бомбардировщиков США. Внушительная скорость полета свыше 800 км/ч, 4 бортовых пушки 30-мм калибра, а также отличная работа на внушительной высоте, куда раньше долетали только американские «Суперкрепости», позволила самолету стать революционным в своей отрасли.
Ему удавалось вовремя занять удачную позицию, чтобы нанести огневой удар по В-29 или В-17. А поскольку эти бомбардировщики представляли огромную угрозу для немецкой военной инфраструктуры, Messerschmitt Me.262 становился просто незаменимым.
2. Як-9
Работа над созданием Як-9 началась в 1940 году/ Фото: rus.team
Продолжает рейтинг легендарный советский истребитель, созданный инженерами конструкторского бюро Яковлева. Работы над проектом начались еще в 1940 году, когда модель Як-1 поступила в серийное производство. Но уже к 1942 году самолет серьезно видоизменили и всячески улучшили.
Спустя два года усиленных работ и практических испытаний, «Яки» достигли такого уровня развития, что смогли конкурировать даже с культовыми «Мессерами» нацистской Германии, тем более, если речь идет о противостояниях на малой высоте.
В период с 1942 по 1948 годы на свет появилось более 18 версий Як-9, начиная с истребителей бомбардировщиков и заканчивая двухместными самолетами для пассажирских авиаперевозок. Эксперты отмечают, что Як-9 получил статус самого популярного и массового истребителя времен Второй мировой войны, выпущенного в Советском Союзе.
В общей сложности на свет появилось более 17 тыс. экземпляров «птички».
3. North American P-51 Mustang
North American P-51 Mustang наносил результативные удары по тылам немецкой армии/ Фото: ww2-history.fandom.com
Следующую строчку рейтинга занял истребитель North American P-51 Mustang, выпущенный в США. Это весьма перспективная машина, доказавшая свою эффективность в ходе ведения боевых действий в воздухе, причем как в военное время, так и после окончания Второй мировой войны.
Уже с 1942 года аппарат успешно применялся в роли истребителя и штурмовика, а с 1944 его превратили в сопровождающий самолет для охраны «Суперкрепостей» и «Летающих крепостей», которые отправлялись на бомбардировки объектов немецкой военной промышленности.
Специалисты отмечают, что именно «Мустанг» помог американской авиации поразить большую часть тыловых сооружений фашистов, не имея при этом серьезных потерь. За счет внушительных пилотажных качеств, а также приличной дальности полета истребитель не только отправлялся далеко от своей авиабазы, но и сохранял боеспособность на протяжении длительного времени пребывания в воздухе.
По этим параметрам он даже превзошел не менее популярный Republic P-47 Thunderbolt, ставший мощнейшим самолетом своего времени. Но в плане маневренности «Мустанг» оказался намного лучше «Громовержца». Неудивительно, что последнего часто называли «летающей бензоколонкой».
В итоге, North American P-51 Mustang не позволил врагам обеспечить защиту своего неба от союзной авиации, что кардинально поменяло ход войны.
4. Messerschmitt Bf.109
Messerschmitt Bf.109 стал одним из наиболее массовых истребителей Третьего рейха/ Фото: eponym.ru
Четвертое место занимает еще один немецкий истребитель от Messerschmitt, который появился на свет из-за бюрократического конфликта после Первой мировой войны. Его история началась в 1934 году, когда технический отдел министерства авиации Третьего рейха получил приказ обновить устаревшие аппараты Хенкель Не-51 и Арадо-Ar 68.
В то время главой секретариата был Эрхад Мильх, который не допустил к работам Вилли Мессершмитта, аргументируя это отсутствием у фирмы Вилли опыта в создании высокоскоростной боевой авиации, при том, что отношения между ними были натянутыми уже достаточно давно.
Тем не менее, несмотря на все «подножки» и испытания, Вилли сумел добиться подключения к проекту и начал разрабатывать новый боевой самолет. Таким образом на свет появился один из наиболее массовых немецких истребителей Messerschmitt Bf.109.
Машина отличилась массивными габаритами, усиленной броней, а также высокопроизводительным силовым агрегатом производства Даймлер-Бенц. Это позволяло ей летать на высоких скоростях в пике и в полете, но по маневренности ситуация была намного хуже, чем у соперников. За военный период на свет появилось более 30 версий Ме-109.
5. Mitsubishi A6M Zero
Преимуществом Mitsubishi A6M Zero стала высокая маневренность/ Фото: wikimedia.org
Истребитель стал настоящим открытием для военных экспертов, поскольку японцы никогда не считались передовыми авиастроителями, а публика не могла поверить в то, что здесь могут создать поистине революционный самолет, способный конкурировать с немецкими или американскими конкурентами.
Однако им удалось сделать невозможное, и уже к 1942 году летательные аппараты серии «Зеро» сумели занять первенство в тихоокеанском регионе, периодически поражая палубные самолеты США.
Mitsubishi A6M Zero проектировался в сложнейших условиях на пике возможностей военной промышленности Японии. Инженеры не располагали достаточно производительным мотором, поэтому соперничать по скороподъемности, скорости и продолжительности полета с проектами американцев они попросту не могли.
Даже если бы это произошло, эксперты из США быстро бы превзошли их, выпустив более совершенный аналог.
Mitsubishi A6M Zero, вид спереди/ Фото: wikimedia.org
Ключевым же преимуществом «Зеро» стала маневренность, вызывающая у западных военачальников страх и головную боль. Они были вынуждены продумывать новые тактики и стратегии в поисках эффективных решений для поражения японских истребителей.
Также Mitsubishi A6M отличился внушительной дальностью полета. И это связано не только с увеличенной вместимостью топливных баков, но и улучшенными аэродинамическими показателями, снижающими потребление топлива.
В плане производственных расходов «Зеро» оказался вполне доступным истребителем, поэтому вплоть до конца войны «самураи» выпускали его серийно, пока безграничные ресурсы азиатского континента не были исчерпаны для Страны восходящего солнца.
Ближе к завершению военных действий был выявлен еще один минус Zero, а именно – неспособность воевать на больших высотах из-за отсутствия передового турбонаддува в двигателе.
Комментарии (11)