О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?
Фото: BFM.ru
Сегодня подводим итоги грузоперевозок по железной дороге за первое полугодие. Погрузка на сети РЖД за шесть месяцев составила 615 млн тонн. Это на 2,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А если отдельно взять данные за июнь, то в первом летнем месяце погрузка была на 6,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Факторы известны, они не меняются — это прекращение перевозок на Украину и уменьшение экспортных потоков в западном направлении. Подробнее о причинах падения рассказывает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Павел Иванкин
президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры
Это, конечно, вызвано изменением грузовых потоков, перестройкой экспортно-импортных логистических схем. Соответственно, здесь происходит перенастройка логистики, за счет этого идет снижение объемов перевозок. На фоне изменения внешней среды, естественно, перестраивается и трансформируется внутренняя логистика, внутренние грузопотоки. Экспортеры вынуждены адаптироваться к новым условиям. Соответственно, задача перевозчика в этих условиях по максимуму поддержать все отрасли экономики, дать возможность всем грузоотправителям вывезти свой груз. Многие компании сейчас ищут новые маршруты, по максимуму загружают сейчас восточное направление.
Продолжим тему перенаправления потоков на восток. По данным официального телеграм-канала РЖД, более 700 клиентов впервые отправили свои грузы по БАМу и Транссибу. Для большинства из них это безальтернативный маршрут из-за закрытия европейских рынков. Как результат, более 300 тысяч сотрудников этих предприятий сохранили рабочие места. Теперь перейдем непосредственно к номенклатурам. Наш эксперт отмечает в первую очередь строительные грузы. И дело не только в том, что они показали плюс. Продолжается рост перевозок этих грузов в контейнерах.
Говоря о номенклатурных позициях, естественно, сейчас у нас растут грузы строительного комплекса. В целом за первое полугодие виден прирост на 1,3%. Строительный сезон сейчас в разгаре, ремонтируются автомобильные дороги, железные дороги. Все это влияет на потребление песка, щебня и других стройматериалов. Опережающими темпами продолжается контейнеризация строительных грузов. Это одна из лидирующих сегодня по динамике номенклатур: за шесть месяцев по железной дороге отправлено более 80 тысяч контейнеров со стройгрузами, рост составил порядка 17%. А по цементу мы видим, что сначала года рост составил 1,6 раза.
И еще немного цифр. Сейчас ремонтируются тысячи километров дорог. А до конца года дорожники должны обновить примерно 500 искусственных сооружений. Вернемся к упомянутой контейнеризации. В целом контейнерные перевозки за январь-июнь выросли на 1,5%. Наш собеседник говорит о лидерах среди грузов, которые отправляются в контейнерах.
Лидерами по динамике являются продовольственные товары, в том числе рыба, мясо, зерно и продукты перемола. Кроме того, в лидерах по контейнеризации химические и минеральные удобрения, там прирост составил 1,9 раза, нефть и нефтепродукты — более 3%, цветная руда — более 4%, зерно 33%.
Если же вернуться к общим итогам грузоперевозок по ЖД, то можно отметить, что подросли перевозки черных металлов — они прибавили чуть больше процента. А также нефти и нефтепродуктов: там хоть небольшой, но рост — плюс 0,4%. И отмечен он на фоне продолжающейся речной навигации, традиционно в летний период забирающей грузы с железной дороги. Итоги подводит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
В целом, насколько мы видим, перевозчик сегодня принимает все необходимые меры к тому, чтобы создать условия для вывоза груза. Естественно, Восточный полигон сегодня является таким сложным местом для Российских железных дорог, но те изменения, которые сегодня внесены в правила недискриминационного доступа, думаю, что дадут определенный положительный эффект по росту объема перевозок в июле.
И напоследок добавим, что среди грузоотправителей сейчас виден большой интерес к коридору «Север-Юг». Там объем перевозок в этом году вырос уже на 26%. Что ж, посмотрим, какие данные будут в начале второго полугодия, в июле. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.
Комментарии (4)