
Пристегнуть ремень в автомобиле или в кресле самолета — привычные действия для современного пассажира. Вот только в вагоне поезда таких ремней просто нет, и это кажется парадоксом: железнодорожный состав едет быстро, и даже в теории опасность для пассажиров очень велика. Ответ же кроется не в скорости, а в фундаментальных различиях между видами транспорта, да и в самих принципах выживания, случись в пути авария. Отсутствие ремней безопасности в поездах — совсем не упущение инженеров.
1. Физика катастрофы

В автомобиле это стандарт
Безопасность пассажиров в поезде и в автомобиле – это совершенно разные понятия, а причина кроется в разных процессах, которые происходят во время резкого изменения скорости. В обоих случаях во время аварий возникают перегрузки, но они сильно отличаются. В автомобиле главный кошмар — лобовое столкновение. Машина массой в полторы тонны на скорости 60 км/ч за доли секунды останавливается при ударе о неподвижное препятствие, а пассажир по инерции продолжает движение вперед с прежней скоростью. Ремень безопасности в этой ситуации играет важную роль: он буквально «растягивает» время остановки пассажира, за счёт чего огромная перегрузка в десятки G распределяется на длинный отрезок времени и воздействует на более прочные участки скелета. Без него невозможно избежать чрезвычайно сильного удара о рулевую колонку или лобовое стекло.

Ремни безопасности в самолёте и последствия турбулентности
В самолете главная опасность кроется не в столкновении, а в турбулентности: лайнер может «упасть» в воздушную яму и резко провалиться на десятки метров. В этот момент пассажиры, не пристегнутые ремнями, по инерции продолжают движение вверх, с силой бьются о потолок салона и получают серьезные травмы. Здесь ремень — это страховка от неконтролируемого перемещения внутри салона.

В вагоне поезда другая политика
С поездом ситуация совершенно другая. Самая главная его проблема – колоссальная масса в сотни тонн и такая же огромная инерция, из-за которой вагон не может остановиться мгновенно. При этом энергия удара расходуется не на резкую остановку, а на протяжённое во времени смятие вагонов «в гармошку» и их возможное опрокидывание. В такой ситуации опасность для пассажира представляет не мгновенный удар, а сложное движение вагона, разрушение его конструкций и падение предметов вокруг. Грубо говоря, ремень безопасности – это привязь, мешающая избежать удара.

От такого ремни не спасут
Именно массу и принимали в расчёт инженеры в работе над безопасностью. Легковой автомобиль весит 1,5–2 тонны, пассажирский самолет — от 70 до 100 тонн, а масса железнодорожного состава легко превышает 500–700 тонн, а потому обычные меры безопасности здесь просто не будут работать. По меркам автомобильного ДТП, авария поезда – это очень медленный процесс, но опасные перегрузки есть и здесь, хоть они и имеют другую природу. Во время резкого замедления вагону достаётся множество ударов, он постоянно меняет направление, а его конструкция ломается и деформируется. Помощь ремня безопасности в подобной ситуации очень сомнительна, скорее, пассажир не сможет сгруппироваться и хоть как-то подстроиться под столь дикое движение.
2. Особенности
Каркас автомобиля
Помимо всего прочего, пассивная безопасность в автомобиле и в поезде различается радикально. Современный автомобиль изначально проектируется, чтобы ломаться во время аварии: его передняя и задняя части представляют собой зоны программируемой деформации. При ударе эти секции сминаются, как гармошка, поглощают и рассеивают энергию столкновения, защищая таким образом людей внутри. В свою очередь, жесткая клетка салона остаётся нетронутой, а ремни не дают пассажирам вылететь из этой безопасной зоны.

Вагон строится по-другому
Железнодорожный вагон инженеры строят по другому принципу, их главная задача здесь — сохранить целостность жесткого стального каркаса во время схода с рельсов. При этом энергию удара гасит не деформация отдельных секций, а огромная масса состава и специально рассчитанная прочность конструкции. Даже современные кресла в поездах проектируются с учетом безопасности — их спинки могут деформироваться и поглощать удары, смягчая для пассажира столкновения. Поэтому самую большую опасность для пассажира представляет не мгновенная перегрузка, а последствия деформации салона. Багаж с верхних полок, оторвавшиеся кресла, элементы внутренней отделки — всё это во время аварии летает по салону и превращается в смертоносные снаряды. Согласно отчётам, составленным во время многочисленных исследований безопасности поездов, пассажир будет в гораздо большей опасности, если его жестко пристегнуть в кресле. Тогда он не сможет ни уклониться от летающих по вагону предметов, ни переместиться в менее опасную часть салона.
3. Опасный предмет в поезде

Ремней в вагоне нет вообще
За долгую историю железнодорожного транспорта случилось много серьёзных и не очень аварий, а учёные собрали обширный архив данных в тестах и испытаниях пассажирских поездов. В любой железнодорожной аварии привычные для автомобилей понятия безопасности переворачиваются с ног на голову. Если для машины главное – это зафиксировать пассажира и не дать ему расшибиться, то из вагона его необходимо как можно быстрее вытащить. Возможное задымление, повреждённая электропроводка, пожар из-за разлива топлива, падение в воду и ещё множество причин заставляют спасателей спешить с эвакуацией. В подобной ситуации драгоценное время будет тратиться на расстёгивание ремня и попытки из него выпутаться, и это гораздо хуже, чем его принципиальное отсутствие.

Здесь упор делается на прочность конструкции
Кроме того, в перевёрнутом вагоне ремень фиксирует пассажира в неестественном и очень уязвимом положении. Человек оказывается буквально подвешенным в кресле и не имеет никакой возможности отстегнуть ремень и выбраться самостоятельно. Ещё хуже, если его зажмёт чем-то тяжёлым, и тогда кресло превратится в настоящую ловушку. Таким образом, после долгих лет исследований учёные сделали вывод, что потерять свободу передвижения в салоне гораздо опаснее, и по этой причине ремни безопасности вообще убрали из поездов.

Здесь даже кресла особенные
Ремни безопасности пока что никто всерьёз не собирается устанавливать в поездах. Вместо этого технику развивают в другом направлении: совершенствуют системы автоматического торможения, укрепляют кузова вагонов, создают новые пожаростойкие материалы. Согласно статистике, железнодорожный транспорт остается одним из самых безопасных в мире, с минимальным риском для пассажиров. И это только подтверждает выбранный железнодорожниками подход.

Комментарии (0)