В оружейной истории полно неожиданных поворотов, но некоторые из них выглядят почти неправдоподобно. О револьверах обычно говорят в контексте XIX века, но первый настоящий револьвер появился за два с половиной века до этого. Не эксперимент, не эскиз, не теория, а вполне работающее многозарядное оружие. Причём сделанное вручную, в эпоху, когда мушкеты только входили в моду. В 1597 году немецкий оружейник по фамилии Стоплер собрал нечто, что и сегодня вызывает восхищение и недоумение, настолько он опередил своё время.
1. Загадка из XVI века
Пистолеты XVI века.
Оружейник, чьё имя теперь значится рядом с самым старым револьвером в мире, был родом из немецкого города Аугсбурга, и в конце XVI века это был один из главных центров ремесленного производства и торговли. Стоплер работал в то время, когда пистолеты только начали вытеснять арбалеты, а большинство огнестрельного оружия было однозарядным: зарядил — выстрелил — потратил несколько минут на перезарядку. И в это время он создал револьвер – металлический, многозарядный и с вращающимся барабаном. Год 1597 указан на самом оружии, а выгравирован вручную. Ни одно серьёзное оружейное или музейное сообщество не ставит эту дату под сомнение: оружие исследовали и датировали неоднократно, включая металлографический анализ и сопоставление с другими образцами из той эпохи.
Револьвер Стоплера.
И это производит сильное впечатление: ведь классическая история оружия описывает медленную эволюцию от фитильных систем к кремневым, а потом к капсюльным, и только после этого появляется идея барабана. Стоплер словно пропустил пару столетий и сразу собрал рабочий револьвер без промышленных станков, без точного машиностроения, просто с помощью мастерства и ручного инструмента.
2. Прорыв в оружейном деле
Рукоять с доказательством происхождения.
Револьвер Стоплера не похож на современное оружие, но в его конструкции всё узнаваемо. У него есть рассчитанный на шесть зарядов барабан, он поворачивается вручную, с характерными зубцами и направляющими. Курок — внешний, с довольно мощной боевой пружиной. Ударный механизм — фитильного типа, ведь капсюлей тогда не существовало. Но с инженерной точки зрения это именно револьвер, а не пистолет с шестью стволами или диковинный эксперимент. Его барабан изготовлен из цельного куска металла, каждая камера тщательно обработана и рассчитана под отдельный заряд. Само оружие довольно массивное, его вес превышает килограмм, а длина составляет около 50 см. Это не то, что можно было бы носить на поясе, но и не церемониальное украшение. Судя по сохранившемуся механизму и следам использования, из него действительно стреляли.
Гравировка с годом выпуска.
Особенно впечатляет точность изготовления. Без токарного станка, без готовых калиброванных деталей, без современной геометрии — всё подогнано вручную. Это был не просто образец ремесленного мастерства, а реальная попытка создать удобное, многоразовое оружие для боя или охоты. Учитывая уровень технологий того времени, сама идея вращающегося барабана — уже шаг далеко вперёд. Стоплер не только придумал, как это должно работать, но и сделал так, чтобы оно работало в реальности.
3. Судьба реликвии
Достоверность револьвера документально подтвердили.
Несмотря на явную техническую значимость, револьвер Стоплера долгое время оставался вне поля зрения широкой публики. После долгих блужданий оружие всплыло в XIX веке в частной коллекции одного немецкого антиквара, но долго считалось либо копией, либо странной реконструкцией на тему старинного пистолета. Только спустя десятилетия внимательные исследователи обнаружили на корпусе гравировку с датой 1597 года и поняли, что перед ними не копия, а первоисточник. После этого револьвер стал предметом пристального изучения. Его механизм был разобран и описан в мельчайших деталях, и оказалось, что почти все части подлинные, включая барабан, рамку, курок и спусковой механизм. Некоторые элементы вроде ручки или декоративных накладок могли быть восстановлены позже, но основа осталась нетронутой с XVI века. Металл сохранился удивительно хорошо, что позволяет предположить, что револьвер хранился в благоприятных условиях — возможно, в арсенале знатной семьи или в коллекции, где за ним ухаживали.
До сих пор о револьвере почти никто не знает.
Сегодня этот артефакт выставлен в Дрезденском государственном музее, он находится под стеклом, в зале, посвящённом техническим новациям прошлых веков. И даже там, среди диковинных механизмов и часов с вечным календарём, револьвер Стоплера выделяется — как пример гениального предвидения и почти невозможной для своего времени инженерной идеи. Тем не менее, широкой известности у этого оружия по-прежнему нет. Оно не мелькает в учебниках, не упоминается в популярных статьях о развитии огнестрела и почти не фигурирует в энциклопедиях. Даже среди коллекционеров упоминание о револьвере XVI века часто вызывает недоверие. Возможно, сказалась та же причина, по которой его не стали копировать современники Стоплера: слишком уж он выбивался из своего времени.
4. Забытая гениальность
Главная причина невостребованности - непривычная конструкция.
Точно неизвестно, почему идея Стоплера не прижилась. В техническом плане он опередил своё время, но, как это часто бывает, опережение стало скорее препятствием, чем преимуществом. Большинство оружейников конца XVI века ориентировались на спрос, а не на прорыв. Пехоте и кавалерии того периода требовалось надёжное, но простое оружие — однозарядные пистолеты и мушкеты с фитильным замком, которые можно было освоить без лишнего обучения и производить в больших объёмах. Механизмы вроде револьвера казались излишне сложными, дорогими и капризными в эксплуатации.
Револьвер до сих пор считается экзотикой.
К тому же оружейная культура эпохи не была готова к многозарядности. На поле боя никто не рассчитывал на шесть выстрелов подряд — важнее была надёжность первого. Перезарядка воспринималась как неизбежное зло, а не как инженерная проблема, которую нужно срочно решить. Стоплер же предложил концепцию, которая потребовала бы полностью пересмотреть подход к огнестрельному оружию — и его попросту не услышали. Возможно, Стоплер и пытался продвигать свою конструкцию или сделал не одну, а несколько таких моделей, но ни одна из них не дошла до настоящего времени. Лишь в XIX веке, с появлением массового оружейного производства и развитием боеприпасов, многозарядность стала практической необходимостью. Но к тому моменту о Стоплере уже никто не вспоминал.
Комментарии (1)