Разработка нового оружия в годы Второй мировой войны не останавливалась ни на день. С одной стороны, нужно было изучать трофейное вражеское вооружение. С другой стороны, необходимо постоянно модернизировать собственное, создавая более совершенные модели для получения даже небольшого преимущества над противником на поле боя. Одним из самых эксцентричных проектов 1942-1943 годов стал советский бетонный танк.
Обычный танк Т-34. |Фото: pkitis.tltsu.ru.
Проект «бетонного танка» носил индекс Т-34ЖБ. Проект был исключительно экспериментальным. Сам танк был, конечно же, никаким не бетонным, а самым обычным. Более того, это был хорошо знакомый всем и каждому танк Т-34-76. Из бетона предлагалось делать дополнительную броню, которая навешивалась бы на танк в специальных прямоугольных коробах (отмостке) из дерева.
Бетон хорошо держит выстрелы. |Фото: rusinfo.info.
Но неужели бетон может быть лучше стали? При определенных условиях – да. В 1943 году советские инженеры исследовали возможности железобетона в качестве дополнительного средства бронирования танков. Насколько такой «обвес» будет эффективным, тяжелым, громоздким? Все эти вопросы волновали конструкторов. Идея была привлекательной, так как бетон дешевле стали. Более того, в зимнее время в рамках проекта Т-34ЖБ и вовсе предлагалось использовать лед! Коробы хотели заполнять гравием, опилками и песком, а после чего заливать на морозе водой.
Танки превращают в огневые точки. |Фото: Twitter.
С самого начала было очевидно, что Т-34ЖБ едва ли покажет себя при наступательных действиях. Однако, навесная бетонная или ледяная броня могла использоваться в качестве дополнительного средства защиты для бронетехники, которая в условиях обороны превращалась в стационарные огневые точки. Подобная практика была широко распространена во всех воюющих армиях. Нередко в импровизированные ДОТы переделывали поврежденную технику.
Вкопанная пантера. ¦Фото: ya.ru.
Испытания 1943 года показали, что укрепленный бетонными листами Т-34 отлично выдерживает попадание из пушки немецкой «Пантеры» даже на короткой дистанции в 300 метров. Однако, по ряду причин от проекта все-таки отказались. В том числе из-за того, что такая броня ощутимо увеличивала габариты боевой машины. Что интересно, использовать лед и железобетон в качестве дополнительного бронирования думали не только в сухопутных войсках, но и на флоте.
Комментарии (1)