В России формируется новое направление в производстве техники – создание мобильных плавучих домов (хаусботов или кемпботов). Компания «Варуна» (Муром) стала одним из первопроходцев, начав с разработки крупной двухэтажной плавучей бани длиной более 10 метров и весом 25 тонн, которая успешно эксплуатируется на реках с 2022 года. Основным продуктом компании в 2025 году стал компактный плавучий дом «Кемпбот» (Campboat), отличающийся мобильностью.
Весящий 2,5 тонны, российский мобильный плавучий дом может транспортироваться на специальном прицепе между водоемами обычным автомобилем, для управления которым требуется водительское удостоверение категории BE. На воде «Кемпбот» классифицируется как маломерное судно катамаранного типа (два поплавка, жесткая рама), зарегистрированное в ГИМС, что позволяет ему легально перемещаться по рекам, озерам и водохранилищам. Для управления на воде необходимы права на маломерные суда.
Технически «Кемпбот» представляет собой автономное жилое пространство площадью 15 квадратных метров. В базовой комплектации он включает кухню с плитой, раковиной и холодильником, санузел с душевой, обеденный стол и диваны, трансформирующиеся в спальные места на четверых. Энергообеспечение осуществляется дизель-генератором и встроенными солнечными панелями на крыше. Отопление автономное, корпус утеплен для эксплуатации в межсезонье. Сточные воды аккумулируются в специальных баках. Для движения используются подвесные лодочные моторы мощностью от 10 л.с., обеспечивающие крейсерскую скорость 12-15 км/ч. Судно рассчитано на волны высотой до 0,5 метра. Крыша необитаема для предотвращения опасной парусности и кренов. Планировка может быть изменена по желанию заказчика.

Конструктивно корпус и рама «Кемпбота» сварены из алюминия. Отказ от композитных материалов (использовавшихся в первой плавучей бане компании) обусловлен их низкой ремонтопригодностью и недостаточной стойкостью к ледовым нагрузкам. Разработка проекта велась с привлечением сторонних конструкторских бюро и в сотрудничестве с верфью Kalao Boats (Нижний Новгород). Создание документации и сертификация каждого судна проходят в индивидуальном порядке и являются сложным процессом из-за строгих норм безопасности и остойчивости.
Производство сталкивается с рядом вызовов: нехватка квалифицированных кадров, зависимость от импортной судовой электроники (компоненты поставляются из-за рубежа), хотя российские компании (например, Яндекс) начинают разработку навигационного оборудования. Также остро стоит вопрос неразвитости в России лодочной инфраструктуры, включая малое количество водных заправок.
Стоимость «Кемпбота» в 2025 году начинается от 7,5 млн рублей за базовую версию и может превышать 12 млн рублей для хорошо оснащенных экземпляров. Цены на плавучие бани стартуют от 20 млн рублей и доходят до 45 млн рублей.
Компания «Варуна» имеет портфель заказов, в том числе на «Кемпботы» в качестве плавучих гостиничных номеров. Стратегические планы включают открытие собственной верфи и судоремонтной мастерской в Муроме, развитие туристической инфраструктуры на Оке (включая строительство общественных слипов и яхт-клуба), легализацию водного туризма для малого бизнеса, экспорт модульных плавучих бань (с адаптацией под зарубежные требования) и разработку гибридных/электрических хаусботов. Опытный образец электрического хаусбота (скорость до 5 км/ч от солнечных панелей и новые российские электромоторы при неограниченной автономности) уже проходит испытания.
Источник информации и фото:
Комментарии (0)