Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Ученые из России в восемь раз замедлили образование ржавчины у морских судов

Группа ученых, куда вошли физики из МФТИ, предложили новый способ антикоррозийной обработки для авиационной стали ВНС-5. Разработанный метод улучшает коррозионные характеристики стали без ухудшения ее механических свойств. Особенно технология будет полезна для деталей морских судов — она замедлит образование ржавчины.

Сталь для морских судов защитили от ржавчины с помощью хрома и аргона / © Kiselev d., ru.wikipedia.org

Результаты опубликованы в Journal of Manufacturing and Materials Processing. Низкая коррозионная стойкость авиационной стали марки ВНС-5 в морских условиях мотивировала ученых на поиск новых методов ее обработки. Во время испытаний в естественной среде во Вьетнаме тестовые образцы данной стали сильно разрушались из-за коррозии в результате естественных процессов биообрастания (грибком, мхом и другими микроорганизмами). Так как из ВНС-5 делают болты и анкеры для морских судов, улучшение коррозионных свойств данной стали является востребованной задачей.

Ученые из Долгопрудного и Томска впервые применили метод высокодозовой ионной имплантации пучками ионов хрома и аргона для поверхностного легирования авиационной стали ВНС-5. Эта дорогостоящая сталь, поэтому из нее выполняют только самые ответственные узлы морских судов. К ее прочностным и коррозионным свойствам предъявляют высокие требования. Предложенный метод позволит модифицировать поверхностные слои толщиной до 100 нм, что улучшит коррозионные свойства материала при сохранении его прочностных свойств.

«Обработка пучками ионов хрома и аргона позволяет достигнуть самых высоких показателей долговременной коррозионной стойкости, когда-либо достигаемых методами ионной имплантации. Результат впечатляет. До этого в нашей лаборатории мы много лет обрабатывали промышленные стали и сплавы, но эффект либо был кратковременным, либо малозначительным», — поделился Виктор Семин, старший научный сотрудник лаборатории топологических квантовых явлений в сверхпроводящих системах МФТИ.

Электронно-микроскопические изображения стали ВНС-5 после коррозионных испытаний в режиме потенциодинамической поляризации: (a, b) механически отполированная ВНС-5 сталь; (c, d) химически пассивированная ВНС-5 сталь; (e, f) сталь ВНС-5, обработанная ионными пучками. На поверхности образцов наблюдаются многочисленные коррозионные язвы, достигающие в диаметре ~200 мкм / © Semin, V. et al., Journal of Manufacturing and Materials Processing

Физики сравнили два подхода к увеличению коррозионной стойкости аустенитно-мартенситной стали: химическую пассивацию и ионную имплантацию. При химической пассивации исследуемый образец погружается в специальный раствор на 140 часов для формирования на его поверхности соединений хрома. Ионная имплантация подразумевает воздействие на материал пучком ионов хрома и аргона, генерируемого с помощью нового типа ионного источника на основе импульсного магнетронного разряда.

Ученые изучили электрохимические параметры и коррозионную стойкость обработанных сталей в морской среде. Ионная имплантация снижает коррозионный ток в 7,8 раза, в то время как при химической пассивации наблюдается лишь незначительное снижение. Значения коррозионного тока отражают скорость, с которой данный материал будет окисляться и, таким образом, разрушаться под воздействием факторов внешней среды.

«Для практического применения важно быть уверенными, что предложенная поверхностная обработка дает длительный эффект. Для этого мы имитируем в лаборатории условия, искусственно ускоряющие скорость коррозии, и фиксируем коррозионные токи. Чем меньше значения токов, тем выше коррозионная стойкость», — объяснил Виктор Семин.

Химическая пассивация формирует на поверхности гидроксиды хрома, увеличивая таким образом проводимость поверхностных слоев. При ионной имплантации на поверхности образца образуется слой богатый оксидом хрома, что повышает способность материала противостоять коррозии. Толщина оксидного слоя влияет на общий «барьерный» эффект, препятствующий распространению коррозии вглубь материала.

Ионная имплантация легирует поверхностные слои материала хромом, что облегчает образование оксидной пленки на основе соединений хрома. Спектроскопические исследования показали, что в основном защитная пленка состоим из оксидов хрома, а доля оксидов железа значительно меньше. Это повышает коррозионные свойства материала, поскольку коррозионные повреждения практически не воздействуют на «слабые» части оксидной пленки — оксиды железа.

Главное преимущество ионной имплантации в том, что модифицированный слой не имеет границы раздела с подложкой. Этот слой будет служить ровно столько, сколько служит сама деталь. У всех покрытий есть проблема сцепления к подложке, что может привести к отслоению защитного покрытия под воздействием внешних условий. Однако для образцов, обработанных с помощью ионной имплантации, такой проблемы не наблюдается.

«Мы планируем по результатам данной работы подать проект РНФ под названием “Разработка комплекса электрохимических и ионно-пучковых способов модификации поверхности аустенитно-мартенситных сталей марок ВНС5 и ВНС74 для повышения их механических свойств и ресурса работы в морской среде и расширить круг исследований”», — поделился Виктор Семин.

В работе участвовали ученые из Центра перспективных методов мезофизики и нанотехнологий МФТИ, Института сильноточной электроники СО РАН и Томского государственного университета.


Источник: Ученые из России в восемь раз замедлили образование ржавчины у морских судов
Опубликовал:
Теги: ученые технология ржавчина морские суда антикоррозийная обработка авиационная сталь

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Удалитель или преобразователь ржавчины? Что лучше работает?
Удалитель или преобразователь ржавчины? Что лучше работает?
0
Все о работе руками 09:40 29 ноя 2024
Новый тип морских ветрогенераторов
Новый тип морских ветрогенераторов
1
Мужской журнал 05:00 02 авг 2025
Какие продукты стимулируют образование камней в почках?
Какие продукты стимулируют образование камней в почках?
11
Мужской журнал 05:00 10 июл 2021
Ученые выяснили самый привлекательный тип женщин 
Ученые выяснили самый привлекательный тип женщин 
34
Мужской журнал 10:01 04 янв 2018
«Это настоящая война»: массовое задержание российских судов на Азове
«Это настоящая война»: массовое задержание российских судов на Азове
34
Ваши новости 09:02 18 ноя 2018
Надежный способ покрасить металл, если лень чистить его от ржавчины
Надежный способ покрасить металл, если лень чистить его от ржавчины
3
Все о работе руками 14:01 07 сен 2020
Строим дом из морских контейнеров для постоянного проживания
Строим дом из морских контейнеров для постоянного проживания
1
Все о работе руками 12:20 06 янв 2025
Ученые нашли на дне Аральского моря возможную Атлантиду
Ученые нашли на дне Аральского моря возможную Атлантиду
67
Мужской журнал 08:01 20 янв 2019
Были мега-ржавыми, стали новыми! Легкий, быстрый и дешевый способ очистки инструментов от ржавчины
Были мега-ржавыми, стали новыми! Легкий, быстрый и дешевый способ очистки инструментов от ржавчины
7
Все о работе руками 09:01 03 апр 2024
Преобразователь ржавчины для автомобиля — скрываем последствия зимы
Преобразователь ржавчины для автомобиля — скрываем последствия зимы
0
Авто-Тема 10:40 15 мар 2021
8 главных тайн Сибири, которые ученые не могут разгадать
8 главных тайн Сибири, которые ученые не могут разгадать
50
Мужской журнал 07:01 04 мар 2022
20 неожиданных фотографий знаменитостей
20 неожиданных фотографий знаменитостей
0
Читайте самую соль! 13:16 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства