Ещё в 2015 году эстонская компания Milrem Robotics начала разработку новой универсальной платформы THeMIS, на базе которой планировали собирать роботизированные комплексы разного назначения. Она успешно продемонстрировала свои способности и теперь послужит основой для военного дрона – робототехнического комплекса Milrem Type-X.
Модульная тележка-робот
Боевой робот и мул на платформе THeMIS./ Фото: glav.su
Для создания РТК Milrem Type-X изначально выбрали модульный принцип. Тележку THeMIS впоследствии хотели использовать для сборки различных транспортных средств, в том числе и гражданских, а не только военной техники, и самый простой способ это сделать – установка унифицированных модулей. В её основу легло гусеничное шасси и гибридная силовая установка: в движение тележка приводится электродвигателями мощностью 240 кВт, а питаются они от дизельного генератора. Большую часть оборудования составляет сложная электроника, для управления которой используется искусственный интеллект. При этом THeMIS получает исчерпывающую информацию обо всём, что происходит вокруг, с помощью целого комплекса внешних датчиков, радаров и камер.
Робот на платформе THeMIS./ Фото: twitter.com
Тележку THeMIS протестировали ещё в 2015 году, в 2020 она поступила на вооружение, но работы с ней продолжаются и по сей день. Параллельно Milrem Robotics занимались выполнением ещё одной задачи – проектированием боевого наземного дрона. Его испытания начались год спустя, и за прошедшее время РТК Milrem Type-X приобрёл практически товарный вид.
Железный солдат
Транспортный модуль РТК Milrem Type-X./ Фото: topwar.ru
Для кого старались специалисты компании Milrem Robotics, неизвестно, она не раскрывает имя заказчика и цели дальнейшего использования дрона. Впрочем, кое-какие сведения о нём имеются. Прежде всего, он не автономный и не является в полном смысле слова беспилотником. Для обеспечения его работы требуется два оператора: первый занимается исключительно пилотированием, а второй – вооружением. Помимо удалённого управления, дрон может следовать по заданному заранее маршруту, а также за ведущим на определённом расстоянии. Для этого его возможностей вполне хватает, но самостоятельно он работать не умеет, достижения в области искусственного интеллекта пока что не позволяют этого делать.
РТК Milrem Type-X./ Фото: mirtesen.ru
При длине 6 и ширине 2,9 метра он обладает массой всего 12 тонн, поэтому ни о каком серьёзном бронировании речь не идёт. Максимум, на что можно рассчитывать, так это на защиту от стрелкового оружия и от осколков. Класс защиты не уточняется, но в РТК Milrem Type-X используется и стальная броня, и композитная. Отнести его к определённому классу техники очень сложно, но он больше похож на тяжёлый дрон, а не на лёгкий танк.
РТК Milrem Type-X./ Фото: wpristav.su
Тем более что ему не положено тяжёлое оружие. Максимум – 50-миллиметровая автоматическая пушка. Всё вооружение устанавливается в виде модулей, правда, не упоминается, можно ли делать это в полевых условиях. На Type-X могут быть установлены миномёт, противотанковый комплекс, зенитный комплекс, радиолокационная станция, пулемёты и прочее. Одно из последних расширений арсенала – пусковая установка для дронов-камикадзе.
РТК Type-X с модулем для запуска дронов./ Фото: mavink.com
Перечень выполняемых РТК Milrem Type-X функций достаточно широк. Он может использоваться для разведки местности, выполнять функции поддержки, сопровождать конвои, осуществлять патрулирование местности и выполнять миссии в тех случаях, когда риск для человека слишком велик. В качестве основной ударной силы его использовать вряд ли получится, защиты для этого явно не хватает.
Робототехнический комплекс Type-X./ Фото: edrmagazine.eu
Также неизвестно, как именно производитель решил главную проблему – подавление связи при помощи средств радиоэлектронной борьбы, перехват управления и защита от несанкционированного физического доступа. Любой из этих вариантов – прямой путь к потере боевой единицы, её уничтожению или захвату. О его серийном производстве и принятии на вооружение в какой-либо стране тоже пока нет никакой информации.
Комментарии (6)