Относительно недавно, по историческим меркам, а именно 25 июля 1930 года, вышло постановление ЦК ВКП(б) о всеобщем обязательном начальном образовании детей в возрасте от 8 до 15 лет. У детей 8-12 лет оно осуществлялось по четырехлетнему (четырехклассному) циклу, а у 13-15-летних подростков - по сокращенной трехгодичной или двухгодичной программе, чтобы завершить учебный курс к достижению трудоспособного возраста.
Таким образом, Россия стала одной из последних цивилизованных стран, узаконивших обязательность владения грамотой. Впрочем, на лиц старших возрастов постановление не распространялось. Поэтому, по данным переписи 1939 года, 19% взрослого населения СССР к концу предвоенного десятилетия продолжали оставаться неграмотными (в том числе русских - 17%, украинцев - 16%, белорусов - 22%).
В этой связи интересно сопоставить сроки введения всеобщего обязательного бесплатного начального образования в России/СССР и в других государствах (или колониях). Итак:
Герцогство Пфальц - 1592 год.
Веймарское княжество - 1619 год.
Плимутская колония (ныне - штат Массачусетс) - 1647 г.
Шотландия - 1696 год.
Пруссия - 1763 год.
Австрия, Венгрия и Чехия - 1774 год.
Дания - 1814 год.
Парагвай - 1821 (только для мальчиков).
Греция - 1834 год.
Швеция - 1842 год.
Португалия - 1844 год.
Норвегия - 1848 год.
США (в зависимости от штата) - 1852-1918 годы.
Испания - 1857 год.
Италия и Коста-Рика - 1869 год.
Англия, Уэльс и Колумбия - 1870 год.
Австралия - 1871 год.
Япония - 1872 год.
Швейцария - 1874 год.
Болгария - 1878 год.
Франция - 1881 год.
Сербия - 1882 год.
Аргентина - 1884 год.
Эквадор - 1897 год.
Нидерланды - 1900 год.
Перу - 1905 год.
Парагвай (для всех) - 1909 год.
Албания - 1913 год.
Мексика - 1917 год.
Бельгия и Польша - 1919 год.
Эстония и Чили - 1920 год.
Таиланд - 1921 год.
Турция - 1924 год.
СССР и Индия - 1930 год.
Афганистан - 1935 год.
Таким образом, в деле внедрения грамотности наша страна, к сожалению, отстала от развитых стран Европы на много десятилетий, а от некоторых из них - более чем на 100 лет. Причем этот период пришелся на эпоху индустриальной революции, когда грамотность приобрела особое значение. Отсюда - многие беды, постигшие нашу страну как а Первой, так и во Второй мировой войне.
Комментарии (4)