Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Тоннель вокруг Байкала: почему через десять лет после возведения его снесли

Зачастую именно отечественную историю советского периода ассоциируют с грандиозными проектами, в том числе строительными. Однако и в дореволюционные времена также воплощали в жизнь масштабные задумки. Так, в начале прошлого столетия была построена Круглобайкальская железная дорога, которая представляла собой целую цепь мостов и тоннелей. Вот только среди последних история одного из них, девятого, оказалась недолгой: чуть больше чем через десятилетие после его строительство его разобрали.

По Круглобайкальской железной дороге можно проехаться и сегодня. /Фото: livejournal.com

По Круглобайкальской железной дороге можно проехаться и сегодня. /Фото: livejournal.com



В начале двадцатого века на байкальском побережье было начато грандиозное строительство: с 1902 года здесь прокладывалась Кругобайкальская железная дорога. Ее важность состояла в том, что она являлась последним отрезком Великого Сибирского пути, который объединил восточные и западные районы Российской империи. Сегодня этот маршрут известен как Транссибираская магистраль.
 

Карта грандиозного логистического проекта дореволюционной России. /Фото: pugachev-studio.ru

Карта грандиозного логистического проекта дореволюционной России. /Фото: pugachev-studio.ru



Намеченный отрезок пути был очень сложен в вопросе строительства, к примеру, на участке от порта Байкал до поселка Култук, длина которого составляет всего 84 километра, в общей сложности пришлось возвести 40 тоннелей, 16 отдельно-стоящих галерей, около 400 мостов и подпорных стенок различного назначения.
 

Сохранилась и карта самой Кругобайкальской ж\д образца 1906 года. /Фото: nemiga.info

Сохранилась и карта самой Кругобайкальской ж\д образца 1906 года. /Фото: nemiga.info



В технологическом смысла работа также была сложнейшей, особенно с учетом того, что проводилась она более ста лет назад. А все потому, что строителям предстояла прокладка железнодорожного полотна не просто по узкой кромке земли вдоль берега озера Байкал, но и нередко сквозь отвесные скалы. Непростым заданием было и построить мосты с путями в столь сложных условиях. Поэтому строителям приходилось прилагать неимоверные усилия, а весь период возведения, разделившись на два этапа в общей сложности занял тринадцать лет.
 

Построить в таких условиях железную дорогу - задача не из легких. /Фото: nemiga.info, кругобайкальская-железная-дорога.рф

Построить в таких условиях железную дорогу - задача не из легких. /Фото: nemiga.info, кругобайкальская-железная-дорога.рф



Вот только история сохранила сведения о том, что далеко не все элементы первоначальной системы тоннелей и мостов, которые возводились для прокладки железнодорожного полотна в период с 1902 по 1905 год - то есть, в первый этап строительства - некоторое время спустя были демонтированы. К примеру, это касалось нескольких мостов и подпорных стенок. Однако был в этом перечне и один тоннель, который упоминается в документах под номером 9.
 

Заброшенная подпорная стенка, современный вид. /Фото: fishki.net

Заброшенная подпорная стенка, современный вид. /Фото: fishki.net



Тоннель №9 располагался на 95-м километре Кругобайкальской железной дороги около пади Мокрая. Его строительство пришлось на 1904 год. Источники сохранили информацию о том, что он являлся своеобразным рекордсменом, так как был самым коротким тоннелем на Кругобайкальской железной дороге: по данным редакции Novate.ru, его длина составляла всего 14 метров.
 

Даже строительство коротенького тоннеля в скале сто лет назад - тяжелейший труд. /Фото: baikaltrain.ru

Даже строительство коротенького тоннеля в скале сто лет назад - тяжелейший труд. /Фото: baikaltrain.ru



Правда история этого тоннеля насчитывает всего несколько лет: уже в 1910-х годах его разобрали, что, по свидетельствам некоторых источников, сделало его единственным тоннелем, который не сохранился до наших дней. Причиной такого решения стали изменения конечного маршрута, по которому прокладывалось железнодорожное полотно.
 

План строительства на втором этапе был изменен. /Фото: livejournal.com

План строительства на втором этапе был изменен. /Фото: livejournal.com



Все дело в том, что на втором этапе строительства Кругобайкальской железной дороги - то есть, в период с 1911 по 1915 годы - были приняты во внимание ошибки, совершенные в первый период: так, чтобы максимально снизить опасность обвала и их последствия, если он все-таки произойдет, то ряд участков будущей железной дороги, по возможности, старались проложить как можно ближе к Байкалу.
 

Во время второго этапа строительства другой тоннель получил №9 и прослужил вплоть до 1971 года, когда был частично разрушен селем. /Фото: wikipedia.org

Во время второго этапа строительства другой тоннель получил №9 и прослужил вплоть до 1971 года, когда был частично разрушен селем. /Фото: wikipedia.org



Таким образом, некоторые сооружения оказались попросту ненужными. Однако и их решили приспособить для нового строительства: их разбирали для дальнейшего использования материалов, из которых они ранее и возводились. Именно поэтому большинство «морально устаревших» сооружений, среди которых оказался и тоннель №9, до наших дней практически не оставили за собой следов.


Источник: https://novate.ru/blogs/160521/59020/
Опубликовал:
Теги: байкал История Августа Ландмессера Царская Россия круглобайкальская железная дорога

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
arkadij.bokov
Великое дело!!!
Петрович
Даа, вто время это по истене адский труд...
андрей полон 
строили строили и наконец построили...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Мегапроекты Советского Союза: Сахалинский тоннель
Мегапроекты Советского Союза: Сахалинский тоннель
14
Мужской журнал 07:01 10 мар 2022
Что будет, если прокопать тоннель через центр Земли?
Что будет, если прокопать тоннель через центр Земли?
10
Мужской журнал 10:01 23 дек 2018
Почему до сих пор Африку не соединили с Европой?
Почему до сих пор Африку не соединили с Европой?
12
Мужской журнал 12:01 10 окт 2021
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
40
Мужской журнал 11:01 19 окт 2018
5 вещей, о которых я пожалела через год после ремонта
5 вещей, о которых я пожалела через год после ремонта
2
Все о работе руками 06:02 25 сен 2024
В Сибири нет деревьев старше 200 лет? Нашел старинные фото Байкала, опровергающие это утверждение
В Сибири нет деревьев старше 200 лет? Нашел старинные фото Байкала, опровергающие это утверждение
1
Мужской журнал 10:01 16 янв 2021
Человек копавший тоннель 32 года в никуда!
Человек копавший тоннель 32 года в никуда!
19
Мужской журнал 06:01 01 авг 2018
Бесконечный тоннель в Уральских горах: черные копатели шли три часа под землей.
Бесконечный тоннель в Уральских горах: черные копатели шли три часа под землей.
10
Мужской журнал 11:01 29 июн 2020
Почему пассажирские самолёты не летают через полюса
Почему пассажирские самолёты не летают через полюса
47
Мужской журнал 05:59 12 ноя 2018
Почему невозможно построить мост из Европы в Африку через Гибралтарский пролив?
Почему невозможно построить мост из Европы в Африку через Гибралтарский пролив?
26
Мужской журнал 11:01 01 авг 2020
Почему на Руси после заката к колодцам не подходили
Почему на Руси после заката к колодцам не подходили
5
Мужской журнал 06:01 20 окт 2021
Возрождение «Байкала»: что не так с российской многоразовой ракетой?
Возрождение «Байкала»: что не так с российской многоразовой ракетой?
10
Ваши новости 11:02 30 сен 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства