Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Смартфоны россиян хотят перевести на национальную операционную систему

Текст: Андрей Жвирблис
@jvirb

 

Аналитики полагают, что озвученная сумма стоимости проекта в 480 млрд рублей похожа на искажение информации. Также вызывает сомнение то, что на базе ОС «Аврора» планируется выпустить широкую линейку смартфонов и планшетов, включая потребительские, поскольку изначально на этой базе может работать очень ограниченное число приложений

Фото: стопкадр из видео

«Ростелеком» направил в Минцифры паспорт проекта развития отечественной операционной системы «Аврора» и создания национальной мобильной экосистемы, сообщил  «Коммерсантъ». Стоимость этого проекта оценивается в сумму до 480 млрд рублей, которые предполагается вложить на протяжении следующих восьми лет. Также сообщается, что планируется выпустить широкую линейку смартфонов и планшетов, включая потребительские. Речь идет о 70 млн устройств, которые будут работать на базе «Авроры». Насколько эти сообщения могут соответствовать действительности?

Изначально операционная система, которая теперь называется «Аврора», разрабатывалась финской Nokia. Но затем ее разработчики выделились в самостоятельную компанию Jolla, в которую в 2015 году пришли российские инвесторы. А в 2018 году 75% этого проекта было приобретено «Ростелекомом». Операционная система поменяла название сначала на Sailfish Mobile OS RUS, а затем — на «Аврору». Однако сообщения о том, что на базе ОС «Аврора» планируется выпустить широкую линейку смартфонов и планшетов, включая потребительские, это наверняка искаженная информация, равно как и огромная сумма стоимости проекта, о которой пишет пресса, уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:

Эльдар Муртазин

ведущий аналитик Mobile Research Group

«Ростелеком» создает платформу, которую могут использовать производители «железа». Устройства будут выпускаться в первую очередь под B2G-рынок. Это государство, во вторую очередь корпоративный рынок. 480 млрд — это не стоимость разработки, это сколько государство до 2030 года включительно может потратить на заказ таких устройств. Если мы говорим о стоимости самой разработки системы, это не более 2 млрд рублей в год. «Аврора» создается под конкретные задачи, там не нужно разнообразие приложений. Нужно, чтобы были рабочие приложения конкретной компании: «Почта России», РЖД, кто-то еще. «Ростелеком» будет подталкивать с помощью грантов, напрямую, не напрямую разрабатывать и адаптировать свои системы под «Аврору». Это постепенный процесс, он займет годы».

Именно очень ограниченное число приложений, которые могут работать под ОС «Аврора», вряд ли сделает ее популярной среди рядовых пользователей. Для нее возможно, конечно, создание эмулятора Android. Но, как показывает опыт телефонов Blackberry, это сложное решение также мало кому нравится. При этом операционная система «Аврора» сертифицирована ФСБ. Однако лишь по классу защиты информации, не содержащей государственную тайну. Говорить о полностью надежной защите информации на устройствах, работающих на зарубежных чипах, невозможно, убежден гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид Коник

генеральный директор группы компаний ComNews

«К сожалению, все это называется по-простому втиранием очков, потому что не бывает отечественного устройства, если в нем стоят зарубежные микропроцессоры. Я не знаю ни одного микропроцессора, который хотя бы технически можно было произвести в России. Как-то там разработанный смартфон, который имеет в брюхе китайские или, скорее всего, американские процессоры, в общем, это далеко не отечественное импортонезависимое решение. Если мы говорим про что-то защищенное, импортонезависимое и призванное хоть какие-то секреты хранить, если там есть хотя бы один зарубежный чип, то все: пиши пропало. Что, какие там есть закладки и что куда он передает, не знает ни одна живая душа. Особенно если этот чип является микропроцессором».

Операционная система «Аврора» давно уже доступна для скачивания. Сообщается, что планы по ее внедрению связаны с «угрозой отключения организаций и граждан России от мобильных экосистем Google и Apple, а также исчезновения из официальных магазинов важных российских приложений и сервисов», пишет «Коммерсантъ». Однако Арр Store и Google Play и так уже работают в России с ограничениями с конца марта. Взамен появились такие отечественные площадки, как RuMarket, NashStore и RuStore.


Источник: https://www.bfm.ru/news/513201
Опубликовал:
Теги: технологии Россия национальная операционная система отечественная операционная система

Комментарии (14)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владимир Бабин
Все это попахивает новым "распилом"...
Если они (т.е. государство) хотят иметь серьезную ОС то надо привлекать частный бизнес не финансированием, а конкурсами, льготами и т.п. А хорошая ОС (если она и правда хорошая) сама заработает и заработает даже больше, чем планируют на эту "Аврору"
Alexander Smirnov
"Все это попахивает новым "распилом"..." Мне кажется распилом попахивает все проекты Ростелекома, как, впрочем, и Сбера...
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, полностью соглашаюсь с Вами в части возможного "распила" бюджетных средств (слишком много имеется прецедентов), но выскажу серьёзные сомнения в отношении способностей частного бизнеса в сжатые сроки создать нормально работающую ОС.
Дело в том, что для производства современного программного обеспечения нужны стартовые средства на приобретение множества патентов и лицензий, связанных с эффективными коммерческими алгоритмами - прежде всего, протоколами сетевого обмена данными, криптозащитой и т.п. У крупных корпораций такие средства есть. Но много ли Вы знаете российских крупных корпораций, производящих и успешно продающих коммерческое ПО? И это - если прочно забыть о нынешних антироссийских санкциях, которые явно введены "всерьёз и надолго".
Альтернатива в виде ПО с открытым исходным кодом хороша лишь на первый взгляд, поскольку обычный среднестатистический пользователь при встрече с подобными программными продуктами обычно впадает в состояние, которое лет 200 назад называли "полным изумлением". Сужу по своим коллегам, работающим в школе №86: они банально сорвали мою первую попытку внедрить безопасную систему электронного документооборота на основе российской "ASP Linux" - исключительно потому, что панели управления приложениями выглядели немного иначе, чем в "Проводнике" и "Microsoft Office"; пришлось директору издавать приказ, а мне - проводить курсы повышения квалификации для всех учителей, бухгалтера и завхоза (как эти мои великовозрастные ученики тупили в процессе занятий - отдельная тема: так, одна дама всерьёз отказывалась использовать английскую раскладку клавиатуры на том основании, что в школе учила немецкий, и ТРЕБОВАЛА персонально для неё установить немецкую раскладку на ВСЕ школьные компьютеры!). И это при условии, что "ASP Linux" обладает полноценным русским интерфейсом и не нуждается в дополнительных настройках после установки.
Так что быстро создать полноценную ОС в нынешних российских условиях сможет только государственная структура, параллельно курирующая переход на эту ОС, как минимум, госслужащих, за которыми, возможно, "подтянется" и остальной народ.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко, на запрос "российское по" и-нет выдал:
ОС Альт (Базальт СПО) - разработчик ALT Linux Team (т.е. Альт), сообщество, объединяющее разработчиков свободного ПО
Операционная система Альт — это набор Linux-дистрибутивов для предприятия, позволяющий развернуть корпоративную IT-инфраструктуру любого масштаба. ... это тоже Альт
Astra Linux (ООО «РусБИТех-Астра») - ООО
ОС РОСА (ООО «НТЦ ИТ РОСА») - ООО

Далее... Сбер, как бы к нему не относились, но это не госпредприятие, а Акционерное общество и серьезный разработчик ПО.

Кроме этого, у меня близкий родственник работал в лаб. Косперского (это, конечно, не разработчик операционных систем, но разработчик серьезного ПО), интересно, какое госпредприятие может платить такую з/п своим сотрудникам?

Немного знаком с этим братством (хорошие программисты, выпускники ВЕДУЩИХ наших ВУЗов) - это очень свободолюбивый народ и в своей основной массе не стремиться на гос предприятия ВООБЩЕ (это очень мягко сказано)

Вы сами-то можете назвать хотя бы какие-то госпредприятия способные конкурировать с частным бизнесом в этой области?
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, благодарю Вас за исчерпывающий ответ на мой вопрос. Действительно, в настоящее время в России ВООБЩЕ НЕТ госпредприятий, занимающихся разработкой ПО.
Однако найденные Вами частные предприятия, несмотря на высокое качество своей продукции, разрабатывают ПО преимущественно для настольных, а не мобильных устройств. Кроме того, они занимают достаточно узкие сегменты рынка, а их ОС известны, как правило, лишь узкому кругу ценителей - я ведь упомянул, что мне пришлось задействовать административное принуждение, чтобы заставить коллектив школы перейти на Linux. Так что, хотим мы с Вами этого или нет, но для внедрения новой ОС - пусть даже созданной одним из действующих в России ООО - объективно потребуется грубое силовое принуждение, осуществить которое в масштабах страны может только государственная власть.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко, какой же Вы кровожадный... что, опять в тюрьму? или все же - расстрел?
Удивлен... Вы все время хотите людей "к ногтю"... Даже в 2014 году после некоторых проблем с работой американских платежных систем - Visa и Mastercard не запретили, а просто разработали альтернативную (т.е. Мир, с которой сейчас все равно есть проблемы). Не проще ввести в гражданское законодательство что-то, в крайнем случае с возможной административной ответственностью (и то не для всех), тогда и "грубое силовое принуждение" не потребуется.
И вообще меня мало интересовали ОС (они хоть какие-то есть), а вот, так называемых, CAE system (в области внутренней и внешней баллистики, задач тепломассопереноса, горения и зажигания, прочности и пр. и пр., что очень пригодилось бы для проектирования современных вооружений) - нет вообще (разве, что "сделанных на коленке", такими программистами как я). Что-то не слышал о возможном госфинансировании в этой области.
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, я не пойму, где Вы увидели кровожадность? Грубое силовое принуждение может иметь отнюдь не только форму расстрела или тюремного заключения, но и, например, жёсткого словесного разъяснения безальтернативности возникшей ситуации. Так, с наиболее упрямыми коллегами в школе хватило просто сформулированной дилеммы: "Либо вы работаете на школьных компьютерах с Linux, либо приносите свой компьютер со своим привычным ПО из дома и подключаете его к школьной сети за свой личный счёт, приглашая специалистов из областного центра, а в случае проверки из прокуратуры или налоговой точно также из своего кармана будете выплачивать наложенный на школу штраф за использование "пиратских" программ". Хотите - верьте, хотите - нет, но после этого разъяснения число поклонников Linux в нашей школе №86 резко выросло: во всяком случае, платить 200-300 тысяч штрафа добровольцев не нашлось. И заметьте - не пострадал никто, кроме нескольких патологически ленивых дам, которые после 10-15 лет непрерывной работы на компьютерах продолжали называть системный блок "процессором" и совершенно искренне считали, что Microsoft и Windows - это две разных программы.
А насчёт используемых Вами прикладных программных пакетов - совершенно искренне сочувствую Вам, поскольку работа с интерфейсом на иностранном языке идёт примерно в два с половиной раза медленнее, чем на родном, даже когда этот иностранный язык очень хорошо изучен. И соглашусь с Вами: крайне плохо, что государство не озабочено хотя бы долевым финансированием подобных разработок - насколько я знаю, последним отечественным достижением в этой области было участие правительственных структур в финансировании бухгалтерского ПО и справочно-информационных юридических систем.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко, благодарю за поддержку...
Но с первой частью Вашего коммента все же не соглашусь. Ваша компетентность просто оказалась выше, чем коллег. Но это касалось школы (как я понял), но не всей же Российской Федерации... (или Ваши амбиции на самую высшую компетентность в рамках РФ?). В обсуждаемой нами проблеме лично я не доверяю ни ГосДуме РФ, ни Правительству, ни тем более так называемым "экспертам" (к коим и отношу Вас, заранее за эту откровенность прошу прощения). Думаю, таких как я не мало (опять возвращаюсь к своему комменту: что, опять в тюрьму? или все же - расстрел?)
Антон Луценко
Владимир Бабин, начну с конца Вашего комментария: никакой тюрьмы и никакого расстрела - просто либо будет на мобильниках российская ОС (кто её создаст, когда и как - уже другой вопрос), либо ими можно будет пользоваться только в оффлайн-режиме - в качестве калькуляторов, игровых приставок и т.п. бесполезных мелочей. Для примера: китайцы сделали именно так - вместо ОС "Android" на их смартфонах стоит национальная китайская операционка, вместо поисковика "Google" используется национальный поисковик "Baidu", и т.д., а иностранные устройства, не поддерживающие данный софт, на территории Китая просто оказываются неработоспособными, и всё.
Супер-экспертом в масштабах РФ я себя, конечно, не считаю, но на персоналках работаю с 1994 года, причём попробовал все сколько-нибудь серьёзные ОС, начиная с MS-DOS и заканчивая семейством *BSD, пока не остановился на "ASP Linux", с которого затем перешёл на "ALT Linux" для дома (на работе пока что так и стоит ASP - до тех пор, пока не придёт время обновлять "парк" компьютеров за счёт областного бюджета: сам я уже не стану корячиться, чтобы сконфигурировать под новую ОС компьютеры бухгалтерии). Поэтому смею надеяться, что по данному показателю я всё-таки компетентнее большинства отечественных чиновников и депутатов, которым не доверяю в деле разработки ПО точно так же, как и Вы.
Однако на освоение базовых приёмов работы в каждой новой операционке и основных прикладных программамх для неё у меня обычно уходило от шести месяцев до года: надо было только не стесняться почаще нажимать клавишу F1 и внимательно читать соответствующие разделы справки. А если человек 10 и более лет пользуется компьютером и понятия не имеет о том, что за ОС на нём стоит, какие версии прикладных программ используются для повседневной работы и т.д., то, ИМХО, подобный человек просто живёт, не приходя в сознание, и сам ввергает себя в неприятности. Вот Вы наверняка точно знаете, какие именно CAE Systems стоят у Вас на рабочей станции, каковы их основные функции и т.д. И точно такими знаниями должен сейчас обладать любой, кто пользуется компьютером или смартфоном не только для развлечений. Ну, а в отношении тех, кто от знаний уклоняется, ещё в Советской Армии было правило: "Не можешь - научим, не хочешь - заставим". Правило, конечно, не идеальное, но ведь работало же :-)
Igor Zupko
я не думаю, что обязательно необходимо покупать лицензии на то, как должен работать пользовательский интерфейс.
По российскому законодательству авторские права ограничены во времени...

но правда в том, что пока не существует сборки Linux с таким же интуитивно понятным интерфейсом как у Windows... и тут нашим программистам работать и работать.
Возможно просто брать и копировать... не программный код, а те же функции написать заново.
Антон Луценко
Уважаемый Игорь Зупко, Вы правы насчёт пользовательского интерфейса: помнится, в конце прошлого века Microsoft и Apple долго и безрезультатно бодались между собой, кто из них первым изобрёл оконный интерфейс - но дело заглохло, как только выяснилось, что первые "окна" были прописаны в программном обеспечении знаменитой "RANK Xerox" ещё в 1978 году.
Не знаю, какие именно сборки Linux попадались Вам, что Вы так оцениваете их интерфейс. Сам я перепробовал этих сборок немало - начиная с Mandrake и заканчивая российскими ASP и ALT - и могу уверенно сказать, что уже года этак с 2003-го миф о "недружественном интерфейсе" не соответствует реальности, ибо все различия сводятся только к тому, где в Linux расположен аналог кнопки "Пуск" и какая картинка на нём налеплена. О других элементах интерфейса я могу говорить очень долго, но общий итог будет в целом тот же. При этом элемент управления Dashboard отличается от Windows-овской панели быстрого запуска так же, как спортивный "Ламборджини" от трёхколёсного велосипеда, поскольку количество ярлыков на вкладках Dashboard ограничивается лишь Вашей потребностью в запускаемых приложениях и открываемых документах... Впрочем, неопытных пользователей такое обилие функций может элементарно отпугнуть.
Ну, а насчёт копирования функций при выработке собственных алгоритмов и кодов - Вы опять-таки железно правы: если бы тот же M$ Office был написан на ассемблере, с которым до сих пор работают лучшие из программистов, то он открывал бы 3-мегабайтный документ с фотографиями за полсекунды, а сам занимал бы на жёстком диске не больше 100 мегабайт. Так что поле деятельности вырисовывается весьма нешуточное.
Алексей Николаевич
\ Именно очень ограниченное число приложений, которые могут работать под ОС «Аврора», вряд ли сделает ее популярной среди рядовых пользователей.\
- Тогда какой смысл заниматься всем этим? Трата времени и денег.
Михаил Е 
Это у наших не шмарфон, "Телекран" получиться только может :-)
Alexey Алексей
Технологии, технологии, технологии. Че уперлись в навязанные способы передачи данных и по, все пытаются как то подстроится, приспособится плыть так скажем по течению. Чем дальше тем сложнее, нам либо по пути, либо нам не туда. Вопрос и ответ скрываются на поверхности. Например мы все едем во Владивосток, нас 100 чел. Есть самолет, есть корабль, есть поезд. Не важно на чем мы поедем, по сути мы все равно будем там, а вот вопрос с кем мы туда будем ехать остается открытым. Зачем мы пытаемся впихнуться в самолет если там уже и так полно народа, или в поезд, в котором тоже уже трендец как тесно. Может пора самим придумывать средство передвижения и метод передвижения, глядишь еще и быстрее получится чем на самолете. А может и не надо нам в Владик, у нас и здесь хорошо. Не пойму куда ведет навязанная прогрессом гонка.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
А может перевести их на беззарплатную систему?
А может перевести их на беззарплатную систему?
6
Ваши новости 17:02 25 мар 2019
Beijing X6 опробует новую операционную систему
Beijing X6 опробует новую операционную систему
0
Авто-Тема 20:29 12 ноя 2021
Минфин предложил обложить россиян пятью новыми налогами
Минфин предложил обложить россиян пятью новыми налогами
114
Ваши новости 03:01 03 апр 2019
Россиян ждет четвертая и пятая волна коронавируса
Россиян ждет четвертая и пятая волна коронавируса
99
Ваши новости 09:04 18 июн 2021
Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России
Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России
20
Ваши новости 13:01 08 ноя 2021
В Казахстане хотят реабилитировать туркестанский легион
В Казахстане хотят реабилитировать туркестанский легион
50
Ваши новости 19:20 21 июн 2021
«Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши
«Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши
31
Ваши новости 14:16 09 мар 2021
Путешествия русской эмигрантки: «Все хотят тебя потрогать»
Путешествия русской эмигрантки: «Все хотят тебя потрогать»
15
Ваши новости 00:00 01 фев 2018
Экономист Михаил Делягин объяснил, как сгорят деньги россиян
Экономист Михаил Делягин объяснил, как сгорят деньги россиян
58
Ваши новости 09:16 05 дек 2020
Эксперты подтвердили опасения россиян: девальвацию ждут после Нового года
Эксперты подтвердили опасения россиян: девальвацию ждут после Нового года
48
Ваши новости 10:01 15 дек 2021
США добили латвийскую банковскую систему
США добили латвийскую банковскую систему
7
Ваши новости 06:31 08 окт 2020
Зачем в муку надо класть шарики из фольги: 9 приемов, которые срочно нужно записать, чтобы не забыть
Зачем в муку надо класть шарики из фольги: 9 приемов, которые срочно нужно записать, чтобы не забыть
0
Все о работе руками 06:01 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства