Каждый день мы испытываем множество эмоций, они пронизывают нас, оставляя после себя определённое послевкусие и вынуждая нас анализировать мир вокруг нас. Многие не выносят свою рефлексию за стены квартиры, невольно повторяя, как мантру, «не выходи из комнаты». Люди искусства стараются транслировать своё мироощущение в массы при помощи своих произведений. Но одни теряются в общей массе, их большинство, другие проходят не только проверку сознанием потребителей, но и временем, таких единицы. Так вот, сегодня мы поговорим о тех книгах, которые по прошествии десятков лет, остаются, востребованы человечеством.
«Мы», Евгений Замятин (1920)
Многие знают данное произведение не понаслышке, литературная программа старших классов практически везде одинакова. Но мало кто старался вдумчиво читать, как и множество других книг из летней программы. По сути, данный роман стал отправной точкой в жанре антиутопии. Евгений решил переложить на бумагу своё ощущение мира, в котором технический прогресс полностью оторван от нравственности, человечности и духовного развития человека.
В данном произведении люди даже не винтики в механизме государства, всё гораздо сложнее. Они цифры, у них нет имен, нет чувств, жизненный цикл полностью регламентирован, как и мысли, одинаковые дома, одинаковые квартиры, одинаковая одежда. Весь труд людей направлен на светлое будущее, например, строительство космического корабля «Интеграл», название которого переводится как «целый, единый». И на фоне таких грандиозных идей особняком начинает прослеживаться история любви, во всех своих прекрасных проявлениях, которая становится своеобразным антиподом мира тотального порядка и контроля.
«О дивный новый мир», Олдос Хаксли (1932)
Англичанин Олдос Хаксли, вдохновившись Замятиным, решил показать своё видение картины мира будущего, внося свои корректировки. Хаксли решил, что система пойдёт по пути разделения общества на касты, и деторождение перейдёт под полный контроль государства за счёт выращивания нужных людей в пробирках. Тем самым можно легко контролировать соотношение людей в группах и в полной мере отвечать запросам по получению как простых рабочих, так и номенклатуры. В таком обществе нет места какой-либо эмпатии, смерть перестаёт быть чем-то сакральным и грустным, а половая жизнь становится беспорядочна. И в центре данных событий оказывается индивид, который был рождён естественным путём, внося смуту в уже устоявшиеся нормы.
«1984», Джордж Оруэлл (1949)
По Оруэллу мир стал состоять из трёх держав: Океании, Евразии и Остазии, которые находятся в постоянной борьбе между собой, точнее, возне, так как на фронте не происходит никаких изменений. Общество также поделено на членов партии и простых рабочих, которых именуют пролами. Их век недолог, они расцветают рано и также рано увядают, оставляя после себя потомство. На их фоне контрастно выделяются партийные граждане, которым прививаются идеи отвращения к сексу и любви. В каждой квартире находится экран с большим братом, который постоянно бдит за своими гражданами. Не смотря на все идеи, которые прививаются с детства, главный герой, сотрудник Министерства правды, влюбляется в девушку и вступает в подполье.
«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери (1953)
Брэдбери такое название дал не случайно, а из логических рассуждений. Тем самым уже с порога давая понять, что весело и радужно точно не будет. Данная цифра является ни чем иным, как температурой горения бумаги. Общество уже не раз сталкивалось с тотальным сжиганием книг, 20 век тому показатель. Такое тотальное уничтожение культуры и человеческой мысли никогда не приводит ни к чему хорошему, а только вводит людей в тёмные животные времена.
Но вернёмся к роману. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным. Но он не тушит пожары, его основной задачей является сожжение не только книг, но и домов, в которых их находят. В один из дней что-то происходит в сознании Гая, и он спасает рукописи, подвергая себя опасности. Начинает читать, начинает думать. Всё это приводит к полному разладу со своей женой и друзьями. А также Монтэг решает перейти на сторону повстанцев.
«Заводной апельсин», Энтони Бёрджесс (1962)
Все мы привыкли к концепции, когда зло и добро сталкиваются друг с другом. Между ними происходит борьба, победителем из которой выйдет только один. Но что, если на одну форму насилия, которая представлена уличной бандой во главе с главным героем по имени Алекс, наложится другая, более сильная, в виде программы по перевоспитанию? Что происходит с людьми, которые за одну секунду оказываются внизу иерархии? Что, если их оружие, которое они так холят и лелеют, обернётся против них? И ультранасилие, которое так любит Алекс, обернётся против него самого? На эти и не только вопросы можно найти ответы в романе у Энтони Бёрджесса.
Комментарии (0)