Наверняка каждому приходилось хотя бы раз слышать о том, что у автомобиля или грузовика взорвалась шина. Некоторые с подобным, возможно, даже сталкивались непосредственно. А что в таком случае по поводу самолетов? Они в момент «плюхаются» на землю на огромной скорости, такой, что даже из-под влажных покрышек начинает валить клубами пар. Давление на шасси в этот момент огромное! Почему в таком случае авиационные покрышки никогда не взрываются и не лопаются на ходу?
На самом деле лопаются и еще как! |Фото: slavarik.su.
На самом деле все достаточно просто и неожиданно. Они и лопаются, и взрываются. Просто в силу специфики эксплуатации авиационного транспорта происходит это с одной стороны достаточно редко, а с другой стороны – чаще, чем хотелось бы пассажирам. В то же время переживать по большому счету не о чем, так как в каждом шасси авиалайнера несколько колес. Минимум два, максимум 8. Причем по 4-8 колес чаще всего именно на задних шасси, тех самых, на которых в момент взлета и посадки приходится основанная нагрузка. Все и сразу точно не лопнут. Если взрыв покрышки и случится, то в самом худшем случае 1-2. В абсолютном большинстве случаев к трагическим последствия такой эксцесс не приведет.
Покрышки делают из специального состава. |Фото: wikisort.org.
Конечно же, «по учебнику» авиационные покрышки вообще не должны ни лопаться, ни взрываться. Поэтому с одной стороны их изначально делают крайне прочными, используя в производстве сразу несколько смесей синтетического каучука. В итоге получается своего рода композитный материал. Помимо этого, покрышки самолетов дополнительно армируются (укрепляются) проволокой и пластинами из стали и алюминия, а также волокнами нейлоновой и армидной ткани. Самой известной армидной тканью на планете является, конечно же, кевлар, из которого делают бронежилеты для солдат и полицейских. Наконец авиационные покрышки накачивают не воздухом, а чистым азотом, что также помогает им лучше выдерживать огромные нагрузки в момент взлета и посадки.
За состоянием покрышек нужно постоянно следить. |Фото: drikus.club.
Помимо этого, авиационные покрышки находятся под постоянным наблюдением бортовых систем. В каждом колесе самолетного шасси имеется отдельный датчик давления. С его помощью экипаж может следить за состоянием каждого колеса и принимать при необходимости решение об экстренной подкачке или наоборот сбросе воздуха для понижения давления. Это также позволяет минимизировать риск взрыва. Наконец, шасси самолета - одна из тех систем, что находится по самым пристальным вниманием механиков.
Укрепляют нейлоном. ¦Фото: shnyagi.net.
Покрышки «железных птиц» регулярно ремонтируют или меняют. В гражданской авиации разрешается подновлять покрытие колеса не больше 7 раз. Впрочем, колесо могут списать со службы и раньше. В зависимости от модели авиационной покрышки от 350 до 700 взлетов-посадок, после чего должна быть заменена. Отработавшие свое авиационные колеса пускают на переработку. Чаще всего они идут на производство покрышек для сельскохозяйственной техники. Реже на производство потребительских предметов или строительных материалов.
Комментарии (6)