Санкт-Петербург, основанный Петром Первым в 1703 году, раскинулся на множестве островов. Неудивительно, что город с такой планировкой должен иметь огромное количество мостов. Сейчас их, действительно, в городе не одна сотня. А вот сам Петр Первый был убежден, что мосты в Санкт-Петербурге нужно возводить только в случае крайней необходимости.
Почему он так считал? Все дело в том, что правитель мечтал видеть новый город таким, как горячо любимый им Амстердам, где жители перемещаются с одного острова на другой на лодках. Вот и Петр хотел привить горожанам тягу к водным прогулкам, пусть и непродолжительным. К тому же, мосты мешали судоходству, а
Петербург должен был стать крупнейшим морским портом Европы.
Иногда Петр делал исключение, разрешая построить мост, необходимый для транспортировки важных грузов. Так в 1703 году построили деревянный мост, соединивший Березовый и Заячий острова. Это было необходимо для доставки строительных материалов к Петропавловской крепости.
Проблему с мостами начали решать только после смерти императора. Причем, долгое время капитальных мостов не возводили, считая, что это слишком опасно: частые наводнения и штормы могли их разрушить. Строили так называемые «наплавные» мосты. В качестве опор использовались «плашкоуты» — небольшие плоские лодки, на которые крепили сам мост.
Один из таких мостов, Исаакиевский, императрица Анна Иоановна даже использовала как средство пополнения казны: переход был платным. С пешего брали 1 копейку, с лошади – 2 копейки, а уж если кто-то из знати решил проехать по мосту в карете, то требовалось уплатить целый «пятак». Для того времени – сумма приличная. Отменила плату за пользование мостом только Елизавета Петровна в 1754 году.
Строительство первого капитального моста через Неву началось лишь в середине XIX века — в 1850 году. Адмиралтейский и Васильевский острова соединил новый мост, получивший название Благовещенский, так как выходил он на Благовещенскую площадь. Интересно, что за эти годы мост не раз переименовывали. С 1855 по 1918 гг. его называли Николаевский. С 1918 по 2007 год носил он имя Лейтенанта Шмидта, а в 2007 году было возвращено первоначальное название – Благовещенский.
Дефицит мостов в Санкт-Петербурге привел к тому, что даже на рубеже XIX и ХХ веков в городе существовал «ледовый трамвай». Этот новый для города вид транспорта появился здесь в 1895 году. Но переезд с одного острова на другой был затруднен из-за нехватки качественных мостов. Тогда инженеры нашли оригинальный выход – зимой по льду замерзшей Невы прокладывали рельсы, вмораживали столбы, на которых натягивались провода, и пассажиры могли легко перемещаться по городу. Интересно, что инженеры отнеслись к этому вопросу очень серьезно: за время существования «ледового трамвая» (1895 – 1910 гг.) не было отмечено ни одной крупной аварии.
Новшество Санкт-Петербурга понравилась в Нижнем Новгороде и Архангельске, где также появились подобные «ледовые» трамваи.
Многие горожане пользовались также услугами лодочников. Самый крупный перевоз находился в районе современной Гагаринской улицы. Кстати, название улицы никакого отношения к первому в мире космонавту не имеет – здесь находилась пристань, принадлежавшая князю Гагарину.
Комментарии (2)