Подводные лодки можно увидеть на фотографиях, в музеях или даже во время парадов. Иногда они выставляются на показ на открытых платформах — с номером на борту, с открытыми шахтами, с антеннами и прочим оборудованием. Но гребной винт всегда прячут. Даже если подлодка списана и никуда уже не пойдёт, её винт прикрывают кожухом или вовсе снимают. Иногда кажется, что к нему относятся с большим почтением, чем ко всей остальной лодке. Так что в нём такого, чего нельзя показывать?
1. Винт — основа малошумности
Старые винты были простыми.
Винт подводной лодки — важная деталь, он напрямую влияет на заметность в океане, а всё потому, что при вращении он создаёт акустический след, то есть звук, который улавливается гидроакустическими станциями. И этот звук невозможно скрыть так же, как, скажем, форму корпуса или цвет покрытия. Он слышен в толще воды на десятки километров. Чем он громче, тем легче вычислить субмарину, и тем выше шанс, что её заметят раньше, чем она успеет сделать хоть что-то. Ключевую роль здесь играет явление кавитации. Это процесс, при котором на лопастях винта из-за перепадов давления образуются пузырьки, схлопывающиеся с характерным хлопком. Чем сильнее кавитация, тем больше шума, а чтобы его минимизировать, инженеры идут на массу ухищрений, в том числе меняют конструкцию винта.
Теперь они разрабатываются с учётом новейших технологий.
Винт уникален для каждой субмарины. Даже если два корабля относятся к одному классу, винты у них могут отличаться по геометрии, рассчитанной индивидуально под шумовые параметры корпуса и движителя. В этом смысле винт — это как отпечаток пальца. Именно по нему можно с большой точностью распознать, какой именно корабль сейчас идёт под водой. А если этот корабль — атомная подлодка с баллистическими ракетами, то такая информация становится не просто важной, а стратегической. Его не показывают на чертежах, а на верфях прикрывают непрозрачным кожухом. Случайная фотография, сделанная в момент подъёма корабля в док, может стоить целой модернизации, а точный слепок с него — это готовая модель для акустических симуляторов, по которой можно отработать обнаружение и слежение за противником.
2. Охота за винтами
Форма и конструкция имеют огромное значение.
Интерес к винтам подлодок со стороны разведки начался давно и по вполне практичным причинам. Ещё в эпоху Холодной войны стало очевидным, что форма лопастей напрямую связана с шумностью лодки, а значит — с её уязвимостью. Кто сумеет узнать, как выглядит винт противника, тот получит шанс подстроить под него свои гидроакустические системы и научиться распознавать его в океане. Именно поэтому разведслужбы США и СССР включили в свои приоритеты фотографирование, сканирование и даже физическое копирование винтов подлодок.
От конструкции зависит издаваемый лодкой шум.
Иногда это принимало почти театральные формы. Подлодку специально заводили в определённый порт, где её ждал «случайный» фотограф, имеющий задачу запечатлеть корму во время докования. Порой иностранные спутники выстраивали съёмку таким образом, чтобы поймать лодку в момент подъёма на платформу. Из-за таких инцидентов некоторые страны ввели строгий протокол: винт должен быть скрыт до момента спуска, а в случае аварийного ремонта — прикрыт на всех этапах.
3. Как выглядят секретные винты
По форме также можно вычислить звуковую сигнатуру лодки.
Современный гребной винт прошёл долгую эволюцию. Для современных атомных субмарин его рассчитывают и моделируют с учётом гидродинамики, параметров подлодки и многочисленных внешних факторов. Некоторые винты могут иметь до семи и более асимметричных лопастей, каждая с индивидуальной кривизной. Так можно минимизировать кавитацию при определённых режимах хода и почти полностью исключить характерный шум при переходе с одного режима на другой.
Винт скрывают, чтобы сохранить секретность.
Один из наглядных примеров — британские подлодки типа Astute. Их винты не просто спрятаны под кожухами: даже на редких снимках с верфей видно, что они имеют сложную серповидную форму с неодинаковым шагом между лопастями. Это сделано специально, чтобы нарушить ритмику вращения. Подобные решения применяются и на американских субмаринах типа Virginia, и на российских проектах вроде «Ясеня» или «Борея». Примечательно, что даже отдельное фото винта может быть крайне полезным для противника. Зная геометрию и пропорции, специалисты могут воссоздать его модель в программе акустического анализа и определить характерные шумовые особенности. Поэтому к съемкам винтов относятся с той же осторожностью, что и к фотосъёмке кодов запуска.
4. Кто засекретил первый винт и почему это работает до сих пор
Даже старые винты прячут, снимают или ставят вместо них макеты.
Идея скрывать винты подводных лодок появилась не сразу. На первых субмаринах начала XX века гребной винт ничем не отличался от судового, и никто не считал нужным его прятать. Всё изменилось с началом активной подводной гонки между СССР и США. Примерно в 1960-х стало ясно, что не форма корпуса, не количество ракет и даже не глубина погружения определяют успех, а именно шумность. И если корпус можно отследить только при визуальном контакте, то шум от винта распространяется в воде на километры. Именно тогда винт впервые стали считать стратегическим элементом конструкции.
В то же время спецслужбы охотятся за фотографиями винтов.
Первыми всерьёз занялись его маскировкой американцы, особенно в проектах типа Sturgeon и последующих «Лос-Анджелес». Советский флот быстро перенял эту практику: атомные субмарины проектов 671 и 667 уже строились с учётом скрытности, и винт стал объектом не только технической, но и разведывательной важности. В дальнейшем, когда технологии позволили точнее записывать шумы под водой, даже малейшее изменение геометрии лопастей стало важным, и маскировка винтов превратилась в обязательную норму. Порой, наоборот, корабль оснащают «макетом» обычного винта, чтобы скрыть под ним более совершенное устройство.
5. Почему даже музейные лодки не обнажают винты
Сейчас прятать винты - стандарт.
Можно было бы подумать, что спустя 30–40 лет после списания корабля, винт теряет свою ценность, но даже музейные подлодки, выставленные в открытом доступе, зачастую стоят с закрытой кормой. У некоторых винт снят вовсе, у других прикрыт металлическим кожухом или просто заменён на нечто формальное. И это делается не из эстетических соображений. Причина — в акустике. Даже устаревшие винты всё ещё представляют интерес для специалистов по подводному шуму. Они могут быть использованы для уточнения записей старых гидроакустических наблюдений, для обучения операторов на тренажёрах или для сравнения с современными конструкциями. В мире, где каждая деталь играет роль в анализе возможного противника, даже старая лопасть из титана может стать источником полезной информации, а это значит, что её лучше не показывать.
Для каждой подлодки винт уникален.
Есть и другой нюанс. Многие подлодки, находящиеся в музеях, на самом деле не такие уж и устаревшие. Некоторые из них были сняты с боевого дежурства сравнительно недавно, а их винты до сих пор имеют сходство с теми, что стоят на действующих кораблях. Кроме того, ряд технологий винтостроения развивается эволюционно — с минимальными изменениями от поколения к поколению. То есть, показав винт прошлой модели, можно невольно подсказать форму новой. Поэтому в практике флотов закрепился негласный стандарт: даже если подлодка стала музейным экспонатом, её винт продолжает оставаться под охраной. Его демонтаж их технической процедуры превратился в элемент сохранения тайны. И пока гидроакустика остаётся главным способом обнаружения подлодок, этот стандарт вряд ли будет пересмотрен.
Комментарии (0)