Сколько бы подводных лодок ни находилось сейчас в эксплуатации, учитывая площадь мирового океана, их количество совсем невелико. Они могут неделями бороздить водные просторы, не встречая других субмарины на своём пути, и тем более удивительно видеть сообщения о столкновении двух субмарин. Тем не менее, насколько бы невероятным ни было это событие, оно уже происходило не раз, и иногда с весьма серьёзными последствиями.
Почему столкновение подводных лодок опасно
Самое неблагоприятное для аварии место - открытое море
Как бы то ни было, но подобные столкновения время от времени происходят, а причина тому – сама специфика подводных лодок и их работы. Самое же интересное здесь – это не сам факт аварии, а её последствия. В обычном мореходстве столкновение между двумя судами чаще всего сводится к пробоине или повреждённому винту, но у подводников ситуация куда сложнее. Лодка окружена водой с давлением, которое на глубине может превышать сотни атмосфер. Даже небольшая трещина в корпусе превращается в смертельную угрозу: вода врывается внутрь с такой силой, что остановить её практически невозможно. Для экипажа это мгновенная катастрофа с жутким исходом.
Последствия любой аварии могут быть страшными
К этому добавляется фактор скрытности: подводные лодки, особенно атомные, идут в условиях радиомолчания, стараясь не раскрывать своего местоположения. Использование активного сонара, который подсвечивает обстановку вокруг, выдает лодку противнику, поэтому капитаны часто полагаются на пассивное прослушивание и инерционную навигацию. Это сродни движению автомобиля ночью с выключенными фарами — лучше для маскировки, но очень опасно. Сами лодки устроены так, что их прочный корпус не рассчитан на сильные боковые удары. Толстая стальная оболочка выдерживает чудовищное давление воды, но при лобовом столкновении или ударе о скалы может дать трещину. Если повреждается носовая часть, велика вероятность выхода из строя гидролокаторов, торпедных аппаратов и систем управления. Удар в корму способен вывести из строя винты или рулевое управление, и тогда лодка становится фактически беспомощной в толще воды.
Главная опасность - ядерная начинка
Опасность кроется ещё и в том, что экипаж зачастую не понимает масштаб повреждений сразу. Кроме того, внутри лодки находится ядерный реактор или, если речь идёт о стратегических силах, десятки баллистических ракет. Любое повреждение реакторного отсека грозит радиоактивным заражением, а при неудачном развитии событий — и экологической катастрофой мирового уровня. По этой причине столкновение подводных лодок несёт в себе риск долгосрочных последствий для окружающей среды. В истории такие инциденты не раз случались, и каждый раз они становились испытанием для моряков, инженеров и спасателей.
Спасение утопающих
Переборки - элементарная защита
На подводной лодке всё устроено так, чтобы держать экипаж в безопасности даже в самых тяжёлых обстоятельствах. Но, в отличие от корабля на поверхности, здесь нет возможности спрыгнуть за борт или дождаться помощи на плоту. Спасение подводников — это целая наука, в которой всё зависит от того, насколько хорошо удастся держать лодку на плаву или хотя бы выиграть время для эвакуации людей. Каждый подводник проходит серьёзную подготовку, включающую тренировку в специальных бассейнах с имитацией аварий. Там моряки учатся пользоваться спасательными камерами, изолирующими дыхательными аппаратами и специальным снаряжением. На многих атомных лодках предусмотрены так называемые спасательные капсулы: небольшие прочные модули, рассчитанные на весь экипаж. В случае аварии они могут отделиться от корпуса и всплыть самостоятельно.
Спасательная капсула
На практике же всё не так просто. Даже если спасательное средство есть, до него ещё нужно добраться. При частичном затоплении отсеков приходится бороться за герметичность люков и поддерживать давление внутри лодки. Иногда людей эвакуируют через специальные выходные камеры — фактически мини-шлюзы, из которых подводники поднимаются наверх группами. Но чем глубже находится лодка, тем сложнее и опаснее такой выход. На глубине свыше 200 метров шансы выжить при самостоятельном всплытии резко падают из-за декомпрессионной болезни и перегрузки организма.
Спасательная глубоководная субмарина
Конечно, есть и внешние средства спасения. ВМС разных стран используют глубоководные аппараты и специальные спасательные подлодки, которые могут стыковаться с аварийной субмариной и забирать экипаж. Иногда используют и барокамеры, чтобы подводники после подъёма могли пройти декомпрессию и избежать тяжёлых последствий для здоровья. Главная же сложность в том, что авария под водой почти всегда происходит внезапно и требует от экипажа максимальной слаженности. В реальности спасательные капсулы использовались крайне редко, а большинство успешных спасательных операций связано именно с мужеством и выучкой моряков, которые умели держать лодку живой до прихода внешней помощи. Нельзя сказать, что катастроф было слишком много, но и большой редкостью они не являются:
1. Возможное столкновение К-219 и американской «Огаста» (1986 год)
Подводная лодка К-219
Инцидент в Атлантике у берегов США стал одним из самых известных. Советская ракетоносная лодка К-219 неожиданно получила повреждение шахты баллистической ракеты, что привело к взрыву и пожару. Причиной называли разные версии, включая столкновение с американской подлодкой «Огаста». Последняя вернулась в порт с повреждениями, совпадающими по времени с аварией. На борту К-219 находилось 16 ракет с ядерными боеголовками, и только героизм экипажа позволил избежать катастрофы глобального масштаба. Лодка затонула, но часть моряков успела спастись.
2. Столкновение К-276 «Кострома» и «Батон Руж» (1992 год)
К-276 «Кострома»
После окончания холодной войны лодки продолжали встречаться в морских глубинах. В феврале 1992 года у берегов Мурманской области советская атомная подлодка К-276 «Кострома» столкнулась с американской «Батон Руж». Инцидент произошёл в территориальных водах России, и официально стороны долго не признавали подробностей. У «Костромы» было повреждено ограждение рубки, а американская лодка была выведена из эксплуатации вскоре после возвращения в порт. Этот случай стал одним из самых громких в постсоветское время.
3. «Вэнгард» и «Ле Триомфан» (2009 год)
Подводная лодка «Вэнгард»
Даже союзники по НАТО не застрахованы от подобных инцидентов. В феврале 2009 года в Атлантике столкнулись британская подлодка «Вэнгард» и французская «Ле Триомфан». Обе лодки относились к стратегическим ракетоносцам, каждая несла на борту ядерное оружие. Столкновение произошло на глубине около 100 метров, и только чудом не привело к серьёзным последствиям. Обе лодки получили повреждения, но смогли самостоятельно вернуться на базы. Этот инцидент вызвал громкий резонанс.
4. К-407 «Новомосковск» и «К-279» (1993 год)
К-407 «Новомосковск»
Один из самых тревожных эпизодов в истории российского флота произошёл в августе 1993 года, когда стратегический ракетоносец К-407 «Новомосковск» столкнулся с подлодкой К-279. К-407 относилась к проекту 667БДРМ «Дельфин» — это были самые современные на тот момент ракетоносцы, способные нести до 16 межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками. В день происшествия лодка участвовала в учениях, сопровождаясь другими судами Северного флота. После этого происшествия командование флота серьёзно пересмотрело правила маневрирования и взаимодействия лодок в учениях.
Комментарии (0)