Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

По ком молчал колокол: 7 крупных катастроф в СССР, которые не получили огласки

О катастрофах в СССР старались не говорить.

О катастрофах в СССР старались не говорить.


Многие события, происходившие в Советском Союзе, не подлежали широкой огласке. Для западных СМИ рисовалась картина почти идеального общественно-политического устройства в отдельно взятой стране. Однако время от времени случались такие катастрофы, которые полностью скрыть было просто невозможно. Но и в этом случае информация преподносилась весьма дозированно, а масштабы последствий откровенно приуменьшались.

Кыштымская авария

Зона отчуждения. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru

Зона отчуждения. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru



Взрыв радиоактивных отходов произошёл в 1957 году на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40 (ныне Озёрск), а масштабы произошедшей трагедии были поистине устрашающим.

Взрыв ёмкости объёмом 30 метров кубических произошёл после поломки системы охлаждения, взрыв поднял на высоту около двух километров радиоактивное облако, после чего вещества, находящиеся в нём, выпали на расстоянии около 350 километров от места аварии. Радиоактивные вещества, попавшие в атмосферу, исчислялись 20 миллионами кюри. Загрязненной оказалась территория в 23 тысячи километров, на которых проживали более 270 тысяч человек. Ликвидировали аварию сотни тысяч военных. В ходе ликвидации были отселены 23 деревни, все имущество и домашние животные были уничтожены вместе с урожаем.
 

29 сентября 1957 года на химкомбинате в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) произошла первая в СССР радиоактивная авария. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru

29 сентября 1957 года на химкомбинате в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) произошла первая в СССР радиоактивная авария. / Фото: www.nashchelyabinsk.ru



Впоследствии катастрофа получила название Кыштымской аварии, а зараженная территория стала называться «Восточно-Уральский радиоактивный след». Название закрытого города Челябинск-40 было запрещено упоминать даже в переписке ещё до трагедии.

Катастрофа Неделина, 1960 год

Вид на пусковую площадку № 41 после катастрофы. В центре стартовый стол, заполненный бесформенной грудой искорёженного и обгорелого металла, левее и правее него — обгоревший установщик. / Фото: www.warspot.ru

Вид на пусковую площадку № 41 после катастрофы. В центре стартовый стол, заполненный бесформенной грудой искорёженного и обгорелого металла, левее и правее него — обгоревший установщик. / Фото: www.warspot.ru



Информация об этой трагедии была обнародована в СМИ почти через 30 лет после произошедшего, в 1989 году. Попытка успеть запустить ракету ко Дню Октябрьской революции, пренебрегая техникой безопасности и качеством подготовки аппарата, закончилась трагедией.

24 октября произошел самопроизвольный запуск одного из двигателей межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. В результате разрушения баков возник масштабный пожар. Чисто погибших согласно официальной информации, достигло 78 человек, однако неофициальные данные называют цифру в 126 погибших. В числе погибших были конструктора и командующий ракетными войсками маршал М.И. Неделин, имя которого и дали катастрофе на Западе.

Столкновение пассажирских самолётов над Днепродзержинском, 1979 год

11 августа 1979 года. Обломки ТУ-134А. / Фото: www.aviaforum.ru

11 августа 1979 года. Обломки ТУ-134А. / Фото: www.aviaforum.ru



Одна из крупнейших авиакатастроф произошла 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (сегодня Каменское). В результате ошибки авиадиспетчеров на высоте в 8400 метров столкнулись два самолёта ТУ-134, совершавших рейсы 7628 Челябинск - Кишинёв и 7880 Ташкент – Минск. Погибли 178 человек, все пассажиры и члены экипажа, в том числе узбекская футбольная команда «Пахтакор».
 

Столкновение двух пассажирских лайнеров, о котором молчали до последнего. / Фото: www.1923.dm

Столкновение двух пассажирских лайнеров, о котором молчали до последнего. / Фото: www.1923.dm



Именно из-за гибели футбольной команды полностью замолчать катастрофу не удалось, была размещена короткая заметка о гибели футболистов в газете «Советский спорт», а вот на западе история получила большую огласку.

Авиакатастрофа в Пушкине, 1981 год

В авиакатастрофе в Пушкино погибло всё командование Тихоокеанского военно-морского флота СССР. / Фото: www.google.com

В авиакатастрофе в Пушкино погибло всё командование Тихоокеанского военно-морского флота СССР. / Фото: www.google.com



В результате крушения самолёта ТУ-104 по причине перегрузки борта и ошибки экипажа, погибло всё командование Тихоокеанского военно-морского флота страны. Все они направлялись домой после командно-штабных плановых учений. 50 человек, в том числе 4 члена экипажа погибли через 8 секунд после взлёта. Сразу после крушения только один человек оставался жив, но и он скончался в машине «Скорой помощи».

После катастрофы был размещён единственный коротенький некролог в газете «Красная звезда». Полностью скрыть трагедию было попросту невозможно, но родственники погибших получили официальное извещение об их гибели только в 1997 году.

Массовая давка в «Лужниках», 1982 год

20 октября 1982 года в России на стадионе Лужники в давке погибли 66 болельщиков. / Фото: www.vnssr.my1.ru

20 октября 1982 года в России на стадионе Лужники в давке погибли 66 болельщиков. / Фото: www.vnssr.my1.ru



В течение семи лет об этой трагедии не было никаких сведений. Во время матча «Спартак Москва» (СССР) и «Хаарлем» (Нидерланды) 20 октября произошла массовая давка, в которой погибли 66 человек - болельщиков советской команды. По факту происшествия была опубликована небольшая заметка в газете «Вечерняя Москва». Точное число жертв было обнародовано лишь через семь лет.
 

Информация о происшествии в газете «Вечерняя Москва». / Фото: www.livejournal.com

Информация о происшествии в газете «Вечерняя Москва». / Фото: www.livejournal.com
 

Столкновение теплохода «Александр Суворов» с железнодорожным мостом, 1983 год

Теплоход «Александр Суворов» после аварии. / Фото: www.cruiseinform.ru

Теплоход «Александр Суворов» после аварии. / Фото: www.cruiseinform.ru



5 июня 1983 года произошла одна из самых крупных аварий в истории отечественного судоходства. В результате неправильно выбранного пролёта прохождения Ульяновского моста через Волгу (штурман прошел под шестым пролётом вместо третьего) была снесена верхняя часть теплохода «Александр Суворов». Именно там были расположены кинозал для пассажиров, в котором в то время шла демонстрация фильма, рубка и дымовые трубы.
 

Фрагмент моста после аварии. / Фото: www.pokazuha.ru

Фрагмент моста после аварии. / Фото: www.pokazuha.ru



Называется лишь приблизительное количество погибших в момент аварии – 176 человек. Точное число определить не представлялось возможным, так как на борту находились, помимо пассажиров и команды, многочисленные родственники и просто знакомые членов экипажа.

Ситуация осложнилась и тем, что в момент столкновения по мосту проходил грузовой состав, и часть груза с перевернувшихся вагонов обрушилась на палубу теплохода.

Железнодорожная катастрофа под Уфой, 1989 год

Трагедия произошла ночью 4 июня 1989 года. / Фото: www.nabliudatel.org

Трагедия произошла ночью 4 июня 1989 года. / Фото: www.nabliudatel.org



За 40 минут до прохождения по участку Аша - Улу-Теляк двух поездов, следующих по маршруту Новосибирск - Адлер и Адлер – Новосибирск, на участке трубопровода Сибирь - Урал – Поволжье началась утечка газа. В момент встречи двух поездов газовая смесь взорвалась от искры неизвестного происхождения. Взрывная волна повредила остекление в городе, находящемся в 10 километрах от места аварии. Погибло в катастрофе порядка 600 человек, из них 181 ребёнок.

Сегодня многим истинность достижений Советского Союза кажется спорной, учитывая, какой ценой за эти достижения пришлось заплатить, но невозможно отрицать и тот факт, что эпоха СССР стала временем глобальных перемен во всех отраслях жизни страны. Достижениями великой страны было принято гордиться, а о трагедиях и неудачах гражданам предпочитали не говорить.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280818/40271/
Опубликовал:
Теги: история СССР катастрофы

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Автор заметки малёхо соврамши: две последних катастрофы - 1983 и 1989 гг. - очень даже получили огласку в советской прессе, хотя о трагедии теплохода "Александр Суворов" и заговорили только через 3 года после самого события, когда Горбачёв разрешил "гласность". А вот железнодорожную катастрофу 1989 года показывали по телевизору в разных ракурсах буквально в первые же часы после взрыва.
Олег Григорьян
По-моему, это очередной плевок в СССР, мало того, что развалили, так ещё по прошествии времени автор решил "лизнуть" кое-кому. Тогда, хоть, меры принимали, а сегодня Сердюков армию развалил, а его на стратегическую должность определили. А сколько таких и такого?
Денис
Многие названия дали на Западе. А заодно западные журналисты приврали о масштабах катастроф и числе жертв.
Юрий Лугин
Теплоход Александр Суворов. Город Ульяновск. Мост на одних быках железнодорожный и автомобильный. Единственный. Ближайший на юг возле Тольятти. На севере у Горького. Мост расположен под уклоном. Только три пролёта судоходные, а остальные всё ниже и ниже. Жд одна колея. И распределительная жд станция несколько путей ждали своего графика. А для удобства работы стрелочников были несколько стационарных микрофонов, подключенных к общему рупору. И кто то громко объявил на проход грузовой состав. Впереди были цистерны с горючим. Далее вагоны с брёвнами и зерном. Машинист как услышал, сразу тронулся в путь. Если бы он на пару секунд задержался, то в момент удара были бы цистерны с горючим. Река. Двигался большой теплоход. Но его движения напоминали радиоуправляемую модель. Он делал в движении пару ступенек в сторону от курса. С берега было слышно, как на параходе в рупор повторяли уже не в первый раз одинаково, как закольцованная магнитофонная запись. : все поднимайтей на верхнюю палубу. Сейчас будет концерт.. удар был сильным. Но мост полностью устоял. Цистерны с горючим успели оторваться от сцепки. Вниз на людей посыпались брёвна и зерно. Ни чем помочь я не мог, а находиться в толпе зевак глупо. Я уехал домой. Включил радио. Покрутил разные каналы. И через пол часа на волне голос америки передали: в ульяновске потерпел крушение теплоход. Погибли 250 человек.
Спустя время я пробовал узнавать о ходе дела и выяснилось, но небыло найдено ни одного из членов экипажа..
Александр Воронцов 
а об СВО узнали еще раньше...заранее подготовились , в отличии от ЦБ !
Написать комментарий:
Напишите ответ :
По Набиуллиной зазвонил колокол силовиков
По Набиуллиной зазвонил колокол силовиков
13
Ваши новости 12:46 20 янв 2020
Названы 5 крупных автозаводов, прекративших существование после развала СССР
Названы 5 крупных автозаводов, прекративших существование после развала СССР
0
Авто-Тема 11:51 12 авг 2021
Гаджеты, которые были в квартирах в СССР: кофеварка, пылесос и мясорубка
Гаджеты, которые были в квартирах в СССР: кофеварка, пылесос и мясорубка
5
Все о работе руками 10:01 31 окт 2024
Уничтожение СССР началось в 1953 году
Уничтожение СССР началось в 1953 году
198
Мужской журнал 09:00 30 сен 2021
9 бытовых привычек родом из СССР, которые заставят рот раскрыть от удивления
9 бытовых привычек родом из СССР, которые заставят рот раскрыть от удивления
8
Все о работе руками 08:01 21 сен 2024
Вода и еще 5 странных консервов, которые были популярны в СССР
Вода и еще 5 странных консервов, которые были популярны в СССР
8
Все о работе руками 12:01 09 июл 2024
Российские миротворцы в Карабахе получили выстрелы в спину вместо "спасибо"
Российские миротворцы в Карабахе получили выстрелы в спину вместо "спасибо"
72
Ваши новости 05:16 13 ноя 2020
История появления иномарок в СССР
История появления иномарок в СССР
14
Авто-Тема 09:40 31 май 2021
22 факта про СССР, которые ты не знаешь
22 факта про СССР, которые ты не знаешь
201
Мужской журнал 10:01 11 апр 2020
Маленький Чернобыль: 6 радиоактивных вещей из СССР, которые использовали в быту
Маленький Чернобыль: 6 радиоактивных вещей из СССР, которые использовали в быту
2
Все о работе руками 12:36 27 май 2023
Во времена Брежнева бесплатные квартиры получили 164.000.000 человек. Это правда или миф?
Во времена Брежнева бесплатные квартиры получили 164.000.000 человек. Это правда или миф?
36
Ваши новости 12:46 05 окт 2020
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства