Эра парусных кораблей, и гражданских, и военных, завершилась на стыке XIX и XX веков, когда их перестали строить и постепенно стали заменять кораблями с паровыми машинами. Впрочем, паруса по-прежнему приносили пользу, причём иногда очень необычным способом. Даже сейчас военные парусники нашли бы применение, несмотря на серьёзные ограничения и технические проблемы.
«Зееадлер»: паруса и восемнадцать побед
Отказ от использования силы ветра был не причудой, а насущной необходимостью, но полностью отказываться от парусников никто не спешил: заменить их оказалось не так просто и быстро. Впрочем, несмотря на превосходство паровых машин над парусами, последние по-прежнему приносили пользу, и в военно-морском флоте в том числе. В частности, один из последних эпизодов использования парусника произошёл во время Первой мировой войны. Речь идёт о бывшем грузовом корабле Pass of Balmaha, который спустили на воду ещё в 1878 году. Впоследствии его дважды переименовывали, и этот корабль ожидала очень интересная судьба.
Когда в 1916 году в Атлантике всплывал силуэт четырёхмачтового барка, мало кто ожидал беды. Торговые суда подходили ближе, не подозревая, что за выцветшими парусами скрывается немецкий вспомогательный крейсер «Зееадлер» — бывший грузовик, переделанный военными под совсем другое назначение. Внешне он всё ещё напоминал безобидный корабль, но в него внесли большие изменения. На борту появились два 105-мм орудия, пулемёты, шесть торпед, дополнительный дизельный двигатель и команда, маскирующаяся под американцев, норвежцев и кого угодно ещё.
Капитан Феликс фон Люкнер, по прозвищу «дьявол с мантией джентльмена», повёл парусник в рейд, который стал уникальным эпизодом Первой мировой. За полгода «Зееадлер» пересёк Атлантику, прошёл вокруг мыса Горн и потопил восемнадцать судов — ни одно из них не догадывалось, что навигационные огни и развевающийся норвежский флаг — лишь маска. Корабль ходил под парусом и был совсем не похож на боевой. Люкнер действовал почти без стрельбы, высаживал команды на шлюпки и топил опустевшие суда. Лишь один корабль он взял на абордаж. В 1917 году «Зееадлер» налетел на рифы у острова Мопелия, но даже после этого его экипаж успел угнать шхуну у таитян и попытался продолжить рейд. В итоге этот барк стал последним парусником, который вёл боевые действия как настоящий крейсер. Тогда это была одна из стратегий Германии – маскировать военный корабль и атаковать ничего не подозревающие суда. Хоть «Зееадлер» и был парусником, даже при наличии дополнительного дизеля, он в полной мере продемонстрировал свой потенциал.
Щ-421: парус на подлодке посреди льдов
Как показывает практика, парус можно установить практически на что угодно, а не только на корабль, и нет ничего менее подходящего для этих целей, чем подводная лодка. Впрочем, в 1942 году у экипажа советской субмарины Щ-421 выбора особого не было. Эта история произошла, когда подводная лодка вышла на боевое дежурство в Северную Атлантику, но во время перехода к архипелагу Шпицберген получила повреждения, потеряла ход и оказалась в ледяной ловушке. Ни буксира, ни связи, ни шансов на помощь не было. И экипаж был вынужден действовать по обстоятельствам, в противном случае их бы просто размололо среди торосов.
Практически безвыходную ситуацию спасло воображение капитана: он придумал из подручных материалов сделать парус и уже с его помощью выбираться поближе к цивилизации. Парус сделали из куска брезента и аварийных поплавков, а потом поставили его на импровизированную мачту, поднятую над рубкой. Парус ловил редкий ветер, и лодка, качаясь на волнах, медленно, но уверенно начала дрейфовать к проливу. Процесс был медленным и долгим, иногда скорость не превышала одного узла. Смена направления ветра превращалась в целую эпопею: экипажу приходилось вручную поворачивать парус, балансировать корпусом и ломами откалывать лёд с палубы. Иногда экипаж выбирался на лёд, обвязывался верёвками и пытался сдвинуть застрявшую лодку. Люди спали рядом с дизелями, питались из аварийного запаса и сушили промокшие вещи прямо на корпусе.
Через несколько недель, вопреки всему, они выбрались изо льдов. Хоть парусник и был импровизированным, он спас немало жизней и оказался как нельзя кстати. Этот случай – исключение почти из всех правил, но он заставляет задуматься, а где ещё могут использоваться парусники?
Последние боевые парусники и попытки спасти эпоху
Парус ушёл с боевых кораблей не сразу. Даже когда на воду спускали первые броненосцы, у них ещё некоторое время сохранялись мачты с парусами в качестве страховки на случай отказа машины или долгого автономного хода. На рубеже веков во флотах России, Франции и Японии паруса встречались на крейсерах и даже учебных броненосцах. В японском флоте мачты убирали до 1905 года, а кое-где и позже.
Некоторые страны пытались модернизировать старые парусники, так на них появилась более современная артиллерия, телеграфы, паровые машины и дымовые трубы, совмещённые с рангоутом. На Филиппинах, к примеру, до 1910-х в арсенале числились парусные канонерки. В Латинской Америке их пытались использовать в качестве патрульных кораблей: экономия топлива и простое управление были важны, особенно в странах, где военный бюджет ограничен.
Тем не менее время брало своё. Корабли росли в размерах, мачты становились обузой, курс парусника слишком сильно зависел от ветра, а от попадания снаряда парус превращался в огненную ловушку. Манёвренность в бою постепенно становилась важнее экономии. Даже в учебных целях паруса постепенно уходили: новых кадетов проще учить на корабле, который они увидят в строю. К 1930-м годам военные парусники остались лишь в роли учебных судов или вспомогательных.
Альтернативная техника: парус в XXI веке
На фоне интереса к «зелёным» технологиям мысль о возвращении парусов на военные корабли уже не выглядит фантастикой. Речь не о романтике и не об экономии топлива, а о более прозаических вещах, например, о скрытности. Современные парусные установки — это уже не канаты и рея, а складные карбоновые крылья, управляемые автоматикой. Есть роторные двигатели Флеттнера, воздушные кайты с GPS-наведением и полная интеграция с компьютеризированными системами управления.
Несмотря на кажущуюся бесполезность, для современного парусника тоже найдётся задача, с которой на «отлично» справится только он. К примеру, противолодочная борьба. Низкий акустический след, способность долго оставаться в заданном районе, возможность не включать двигатель неделями — всё это делает парусник очень полезным в роли разведчика. В Японии и Бельгии уже тестировали дроны с парусами для морского мониторинга. А если оснастить такое судно буксируемыми ГАС и лёгкими торпедами, получится скрытный патрульный корабль, способный «подслушивать» океан.
Конечно, есть и минусы. Во время шторма парус будет откровенно мешать, а скорость будет очень ограничена. Тем не менее в полярных водах, на длительных миссиях или в районах, где шум крайне вреден, такой подход может снова стать актуальным.
Комментарии (0)