Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Минцифры заинтересовалось использованием VPN в России

Текст: Александр Астахов

 

Ведомство разослало опросник в отраслевые компании об использовании VPN. Некоторые эксперты считают, что грядет блокировка таких сервисов. Возможно ли это?

Фото: Dan Nelson/Unsplash

Министерство цифрового развития направило опросный лист об использовании VPN в отраслевые организации с просьбой заполнить его в короткие сроки,  сообщил портал SecurityLab, принадлежащий российской компании Positive Technologies. В заметке есть фото соответствующего письма, сам опросный лист не опубликован. SecurityLab приводит мнения неназванных экспертов, которые предположили, что сбор информации происходит для возможной блокировки всех основных VPN-протоколов. Также не исключается, что в будущем VPN станет госмонополией с авторизацией через «Госуслуги».

VPN позволяет создать безопасное зашифрованное подключение между несколькими устройствами поверх уже работающей сети. За счет того, что пользователь получает доступ к ресурсу не напрямую со своего IP-адреса, а через посредника — VPN-сервер, расположенный в другой стране. Изначально эта технология использовалась в корпоративных целях. Например, крупные компании используют VPN, чтобы подключать удаленных сотрудников, офисы и целые филиалы к корпоративной сети, а злоумышленники при этом не могли украсть никакие данные. VPN, в частности, очень востребованы среди банков, потому что им нужно обеспечивать безопасность данных своих клиентов. Возможность обхода блокировок с помощью VPN-сервисов — это лишь побочная функция. Поэтому предположение, что Минцифры собирает данные компаний, чтобы заблокировать все основные VPN-протоколы — то есть программные фундаменты, на которых выстраивается работа сервисов — нелогично, говорят эксперты.

Комментирует управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев:

Евгений Царев

управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT

«Так можно сделать, но это как если у вас где-то повышенное напряжение сети, но вместо того, чтобы решать проблему с повышенным напряжением в конкретном трансформаторе, вы просто обесточиваете весь район. То есть это примерно такого уровня решение. Последствия более тяжелые, чем наличие одного трансформатора, который перегружен».

Закон о запрете использования VPN-сервисов для обхода блокировок сайтов был принят еще в 2017 году. С 2019-го все VPN-провайдеры были обязаны подключиться к информационной системе Роскомнадзора с перечнем заблокированных сайтов, чтобы ограничить к ним доступ. Но большинство сервисов проигнорировали эти требования. Впервые ведомство заблокировало такой сервис в прошлом году, но в последнее время Роскомнадзор активизировался и начал регулярно блокировать сразу по пять-шесть приложений.

Спрос на VPN в марте после того, как вне доступа оказались популярные ресурсы, в частности заблокированные в России Facebook и Instagram (они принадлежат признанной экстремистской и запрещенной в РФ корпорации Meta),  вырос почти на 3000%. Это данные сервиса top10VPN. Участники рынка считают, что на этом фоне Минцифры и пытается выяснить, для каких нужд разные секторы рынка используют VPN, чтобы понять, какой линии дальше придерживаться в этом вопросе и, возможно, отстоять какие-то конкретные сервисы. Ведомство уже давно показывает, что стоит на стороне индустрии. В любом случае, конечная цель государства — это не запретить все VPN-сервисы, а сделать так, чтобы они не давали доступ к запрещенным ресурсам. Для этого власти могут сделать VPN госмонопольной услугой с авторизацией через «Госуслуги», предположили эксперты. Возможно ли это? Говорит президент фонда информационной демократии и бывший замминистра связи России Илья Массух:

— VPN — это общедоступный протокол, и его может сделать любая коммерческая компания, коих у нас в стране достаточно. Имеется в виду, интернет- компаний. Не думаю, что будет какая-то монополизация. С другой стороны, упорядочивание использования VPN все-таки необходимо. Будущее VPN-сервиса за крупными российскими провайдерами — «Ростелеком», «Яндекс», «ВКонтакте», которые в состоянии держать IT-сервис для большого количества населения и бизнеса.

— Тогда уже не будет возможности обхода блокировок?

— Если есть список Роскомнадзора по блокируемым ресурсам, то они, наверное, должны будут учитывать его.

При этом, как  отмечают участники рынка, точечное блокирование VPN-сервисов, которые предоставляют возможность обхода блокировок Роскомнадзора, бессмысленно. Чем больше ведомство блокирует подобные приложения, тем больше появляется новых. Они продолжают функционировать даже в Китае, несмотря на «великий Китайский файрвол».


Источник: https://www.bfm.ru/news/512411
Опубликовал:
Теги: технологии интернет блокировки

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Помнится, в начальный период торрент-технологий американцы пытались их блокировать под видом "борьбы с пиратством". Что характерно, у них не вышло. Не выйдет и у российских бюрократов с VPN.
Владимир Бабин
С каких это пор Роскомнадзор стал американским ведомством????
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, Вы, к сожалению, не совсем верно меня поняли. Я всего лишь утверждаю, что отечественные бюрократы сейчас могут начать бороться против VPN точно так же, как четверть века назад американские корпоративные бюрократы начинали бороться против торрентов - и с тем же закономерным результатом, ибо никакой бюрократии никогда не удавалось циркулярами остановить технический прогресс.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко. Думаю, я все правильно понял. После запроса этой информации в и-нете нашел только паку ссылок на преследования США торрент-трекеров (вплоть до ареста одного из владельцев в Польше), а вот российской информации на эту тему ТЫСЯЧИ...
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, благодарю Вас за разъяснение Вашей позиции: выходит, что это я неверно понял Вас. Проблема в том, что до преследования владельцев торрент-трекеров американские корпоративные юристы требовали на полном серьёзе запретить технологию торрентов - об этом даже были статьи в "PC Magazine" где-то около 2001 года (точнее, к сожалению, не помню - соответствующего номера у меня сейчас просто нет). Согласитесь, до ТАКОГО отечественным бюрократам всё-таки делековато будет.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко. Со своей юрисдикцией они могут сделать все что захотят (но они же не идиоты), а что они будут делать с Европой, Ю.Америкой, Азией... и даже с Канадой? Думаю, поэтому и не было дальнейшего продолжения такого начинания...
А вот "...до ТАКОГО отечественным бюрократам всё-таки далековато будет", а к этому как раз отношусь по другому. Не замечал у них решений и действий, отмеченных "высоким интеллектом"
Антон Луценко
Владимир Бабин, я снова соглашусь с Вами в оценке российских чиновников: в компьютерной технике они, мягко говоря, не разбираются. Что же до американской юрисдикции, то в отношении Британии и её бывших колоний юристы американских компьютерных корпораций дотягиваются на "раз", поскольку основа правовой системы во всех этих странах одна и та же - англосаксонская прецедентная, которую отличает от остального мира не только масса дурацких законов (про них даже здесь, на МедиаСоли, заметка была), но и весьма странные представления об оформлении гражданско-правовых сделок, отражённые, например, в "End User Licence Agreement", с которым Вы наверняка не единожды сталкивались. С остальными частями света у американских юристов как раз и начались проблемы, не позволившие в итоге законодательно запретить технологию торрентов. Ну, а с учётом того, какие деньги крутятся в сфере информационных технологий, американские юристы показали себя отнюдь не идиотами: они ведь нацеливались на свою долю тех прибылей, которые рассчитывали получить ИТ-компании после того, как все пользователи "пиратского" программного обеспечения окажутся вынужденными перейти на лицензионное, поскольку торренты будут закрыты. Но не срослось из-за Азии.
Владимир Бабин
антон луценко. Конечно, это Ваше дело как относиться ко всему окружению (т.е. странам, политическим системам, эконмическим моделям и пр. и пр.). Мой же главный принцип для оценки: "Практика - критерий истины".
Практика, как я могу оценить по доступным мне источникам информации (а не пропаганды), говорит о том, что так называемый Западный мир обогнал нас на десятилетия (а может и на сотни лет) по крайней мере в экономике и юриспруденции (и англосаксонской тоже, не зря же те, кто может себе это позволить решает судебные споры в Англии). Чем же мы часто хвастаемся: САМЫМ глубоким озером, САМОЙ большой территорией, САМОЙ большой границей, САМЫМИ большими ресурсами... или, что еще хуже, первым вертолетом Сикорского (в США), первым телевидением Зворыкина (в США), первой видеозаписью Понятова (в США)...
Что касается таких стран, как Китай (который Вы считаете нашим союзником, а я - главной опасностью нашего суверенитета), то он еще не достиг технологической значимости для других стран (тем более технологической самостоятельности), а без нее КНР - просто государство с большим населением и только, с небольшим среднедушевым доходом...
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, Ваша позиция мне более чем понятна, а Ваше отношение к практике как единственному критерию истинности достойно только уважения. Единственное, что я считаю нужным уточнить: информацию из каких источников Вы считаете "не пропагандой"? Спрашиваю потому, что зарубежные СМИ содержат в себе не меньший пропагандистский "заряд", чем российские; и то, что зарубежная пропаганда "заряжена с обратным знаком", ещё не делает её правдой.
Другой момент, который требует уточнения: Вы, как высококлассный технический специалист, наверняка не знаете, что англосаксонская система прецедентного права стоит по качеству структурирования правовой информации лишь на одну ступеньку выше обычного права, характерного для крайне примитивных обществ, наподобие современного Мадагаскара. Поясняю: в англосаксонской правовой системе нет кодексов по отраслям права, а законы группируются исключительно ПО ВРЕМЕНИ ИЗДАНИЯ - более того, нередко функция закона возлагается на судебное решение, принятое, мягко говоря, не самым компетентным специалистом. Самый яркий пример: в штате Индиана число "пи" равняется 4 - просто потому, что в 1888 году математик-самоучка Эдвин Гудвин умело заморочил головы нескольким высокопоставленным политикам из законодательного собрания штата. Так что считать, будто в юриспруденции Запад (в лице США) "обогнал нас на десятилетия, а может и на сотни лет", не совсем корректно: при всех недостатках российского законодательства ТАКИЕ глупости в наших законах отсутствуют.
Вот в чём юристы Запада действительно обогнали Россию на десятилетия - так это в практике защиты интересов частных лиц, т.е. в защите прав личности.
А по Китаю я не стану с Вами спорить, поскольку в главном Вы правы: настоящей технологической самостоятельности эта огромная страна-фабрика ещё не достигла, и среднедушевой доход её населения действительно невелик.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко, а я и не говорил, что западная пресса лучше, и меня не интересует характеристики конкретного права, тем более не интересуют западные, азиатские или российские идиотские законы (про "пи" и тому подобное)... Меня интересует РЕЗУЛЬТАТ. А результат - это, например, заметка в российском СМИ "Предприниматели предпочитают судиться за рубежом" \https://rg.ru/2019/10/07/predprinimateli-predpochitaiut-suditsia-za-rubezhom.html\
или "Судебная система и разрешение споров в Англии" \https://www.mk-law.ru/blog/razreshenie-sporov-v-anglii/\
и таких заметок (кстати, РОССИЙСКИХ) много
Еще раз повторюсь - главное результат, а не "внутреннее устройство"
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, именно об этом я и говорил ближе к концу своего предыдущего комментария: западные юристы действительно обогнали Россию на десятилетия в своей практике защиты интересов частных лиц. И Вы представили более чем убедительные подтверждения данного тезиса.
Однако Ваши примеры не подтверждают и не опровергают суждения о возможном превосходстве англосаксонского прецедентного права над российским кодификационным - просто потому, что Вы оцениваете, образно говоря, не характеристики механизма, а мастерство его оператора. И это мастерство сейчас объективно выше именно на Западе.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко, спасибо за интересное сравнение...
Но Вы меня еще раз убедили в том, что лучше при хорошем капитане (операторе) на плохеньком суденышке, чем на затонувшем "Титанике" (хорошем механизме)
Антон Луценко
Не стану с Вами спорить, Владимир Бабин: практика показывает, что плохенькие судёнышки на айсберги не налетают - особенно при хороших капитанах :-)
Виктор Устюжанин 
Нельзя забывать, что всё, что делает власть, направлено не на благо народа, а во вред ему. Поэтому будет принято любое решение и любой закон, который еще больше ограничит доступ людей к информации из разных источников и оставит оголтелую пропаганду, когда "правильные" журналисты (одетые, кстати, в дорогую одежду из недружественных стран) рассказывают, как мы должны воспринимать окружающий нас мир: так и только так. Если не так, как они сказали, значит мы враги и иноагенты.
Владимир Бабин
После блокировки 5-6 VPN сервисов больше танков или гаубиц не станет...
Последствия же могут быть более тяжелыми, чем просто закрытие доступа к "нежелательным" ресурсам, может быть потеря всякого доверия к власти...
Павел Селезнев 
Я бы все эти запреты Роскомнадзору в жопу засунул! Вылезли новые комсорги и замполиты!
Денис
Блокировка VPN возможна.
Бузыкин Alexander
Топором и тотальным запретом на пользование гаджетами. Как в КНДР
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Необычный бизнес с использованием старых автомобильных шин
Необычный бизнес с использованием старых автомобильных шин
9
Авто-Тема 19:19 03 фев 2019
Самые известные предатели России
Самые известные предатели России
182
Мужской журнал 09:00 16 апр 2021
Китай вывел в море оружие, которого нет ни у России, ни у США
Китай вывел в море оружие, которого нет ни у России, ни у США
13
Авто-Тема 15:00 02 янв 2019
Смарт-карта вместо бумажного паспорта: приживется ли идея в России
Смарт-карта вместо бумажного паспорта: приживется ли идея в России
29
Ваши новости 18:00 19 авг 2021
Плата за спасение России
Плата за спасение России
85
Ваши новости 13:01 03 окт 2021
Три плана уничтожения России
Три плана уничтожения России
37
Ваши новости 15:01 03 янв 2022
Чем хорош для России Байден
Чем хорош для России Байден
61
Ваши новости 16:15 07 ноя 2020
Большая угроза для России
Большая угроза для России
147
Ваши новости 13:13 11 фев 2021
Ответные меры России обидели США
Ответные меры России обидели США
12
Ваши новости 16:36 30 мар 2018
Пугающее озеро России, у которого нет дна
Пугающее озеро России, у которого нет дна
28
Мужской журнал 04:00 31 мар 2018
Украинцы в России: "У них в России тут столько дерьма"
Украинцы в России: "У них в России тут столько дерьма"
33
Ваши новости 08:00 03 авг 2017
Самые сексуальные красавицы России жгут-6 у Михалыча. Фото+видео.
Самые сексуальные красавицы России жгут-6 у Михалыча. Фото+видео.
6
Мужской журнал 07:35 28 мар 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства