Текст:
Абонент сможет подать жалобу на звонок или СМС, поступившую на номер без его согласия, на сайтах МТС, «Мегафон», «Билайн» и Tele2 и сайте ФАС. Business FM выяснила, насколько эффективной будет эта система
Фото: depositphotos.com
ФАС и «большая четверка» мобильных операторов уже летом запустят новую систему блокировки спам-звонков, пишут
На сайтах регулятора, а также МТС, «Мегафон», «Билайн» и Tele2 россияне смогут подать жалобу на звонок или СМС-рекламу, поступившую без согласия абонента.
Ожидается, что заявка будет обработана в течение трех дней, а номер, с которого поступил спам, будет заблокирован всеми операторами, подключенными к системе.
При этом «Известия» отмечают, что для блокировки необходимо несколько жалоб на один номер. Это поможет избежать ошибок и отключения от связи добросовестных пользователей.
Как следует из материала, в заявке нужно указать номер злоумышленников. Притом что в ФАС газете заявили, что получают большое количество жалоб с использованием подменных номеров.
Насколько актуальна совместная система антимонопольщиков и операторов, рассуждает руководитель направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB Павел Крылов:
Павел Крыловруководитель направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB«Такой системы у нас нет, она не является достаточной, она выполняет только одну из функций, которую необходимо установить на территории РФ, чтобы защищаться от подобного рода звонков, включая спам, мошеннические и все, что туда входит. Сделав какую-то более универсальную систему, которая бы самостоятельно отсекала по характеру звонка, является ли он спамом или нет, крайне сложно. Единственным вариантом остается базироваться на какой-то обратной связи от самих получателей звонков. Тем не менее не считаю ее мегаэффективной, потому что поменять номера телефона на любой произвольный мошенники сейчас могут очень быстро, скорее я вижу две пользы от предложенной системы. Первое — это отсечение какой-то части таких спам-звонков, только какой-то; второе — налаживание взаимоотношений между всеми операторами в рамках такой общей платформы, которую предлагает ФАС. Как и было указано, сам абонент может своему оператору пожаловаться на соответствующий спам-звонок, но вопрос в том, насколько эффективно потом идет взаимодействие между операторами к тому, чтобы этот же номер телефона заблокировать и для других абонентов».
В пресс-службе «Билайна» сообщили, что ожидают запуск сервиса сбора и обработки жалоб к 1 июня, если на это не повлияют внешние обстоятельства.
Причем у операторов есть и автоматическая защита от спам-звонков, указывает директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «Мегафона» Сергей Хренов:
Сергей Хреновдиректор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «Мегафона»«Объединение усилий операторов и ФАС позволит рынку сделать еще один шаг для борьбы со спамом. В прошлом году «Мегафон» запустил бесплатный сервис для защиты абонентов от голосового спама, он работает на основе аналитических алгоритмов и позволяет автоматически перенаправлять нежелательные вызовы в специальный голосовой ящик. Абонент получает СМС о поступившем вызове и может прослушать голосовое сообщение, которое оставил звонивший. «Мегафон» обрабатывает около 50 млн нежелательных вызовов в месяц, и сегодня в спам-список попадает в шесть раз больше звонков, чем в начале прошлого года. Внедрение сервиса позволило снизить количество жалоб на голосовой спам в полтора раза».
С подменными номерами позволяет бороться система «андифрода». Она еще до первых гудков отключает звонок при использовании мошенниками программ по замене исходного номера.
Ранее операторы рассказывали Business FM, что такая система в той или иной мере есть у всех компаний «большой четверки».
До 1 декабря прошлого года все пользователи корпоративных сим-карт должны были
Александр Кукульчуктехнический директор «Кросс технолоджис»«Система действительно далека от идеальной, потому что возникают большие риски блокировки легитимных номеров или в виде каких-то DDoS-атак, только теперь на массовой блокировке телефонов, если это будет все автоматизировано при достижении определенных заявок. И идеальным видится все-таки тот вариант, ранее предложенный проект о закреплении каждого номера телефона за физических лицом и ограничении для звонков по IP-телефонии из-за рубежа — не важно, СНГ или иностранное, для того чтобы обеспечить чистоту и прозрачность конечного владельца этого телефонного номера. На текущий момент система будет фиксировать, в нее будут поступать жалобы, жалобы будут обрабатываться, это будет долго, и открытие новых номеров и использование их просто усложнит немного работу этих кол-центров, рекламных в том числе, не обязательно это должны быть даже спам-звонки, и это может ухудшить качество работы как минимум клиник, строительных компаний. Блокировка, скорее всего, будет не автоматическая, а ручная, соответственно, со шквалом звонков это будет от трех месяцев до полугода по одному номеру рассматриваться, поскольку будет такой большой поток, что такого штата ни у ФАС, ни у Роскомнадзора нет».
О разработке государственной системы борьбы с подменными номерами в январе
По данным газеты, подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр заказал исследование этой технологии, сумма контракта составила 8 млн рублей. Тендер разыгрывался в закрытом режиме, поэтому техническая документация и данные о победителе не опубликованы.
Комментарии (4)