Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Куда и почему с отечественных рек пропали все суда на подводных крыльях

В Советском Союзе суда на подводных крыльях (СПК) пользовались большой популярностью. Они занимали важную нишу в сфере речного транспорта. Многие из тех, кто родился еще в СССР, должны помнить те самые «Ракеты» и «Метеоры», бороздившие по речным и озерным маршрутам. Использовались СПК и в советском Военно-морском флоте. Так, уже в 1950-е годы появились первые торпедные катера на подводных крыльях. Однако, уже после событий 1991 года интерес к СПК в бывших советских республиках сошел на нет. Что же случилось?
 

Суда пытались делать много лет. |Фото: ya.ru.

Суда пытались делать много лет. |Фото: ya.ru.



Идея создания корабля на подводных крыльях появилась еще в конце XIX столетия. Первое экспериментальное СПК создал и испытал на реке Сена в 1897 году французский изобретатель Шарль де Ламбер. Теоретические расчеты Ламбера были верны, однако мощности используемой паровой машины не хватило для достижения необходимой скорости, поэтому эксперимент оказался неудачным. Первый успех в этой области был достигнут итальянским конструктором Энрико Форланини, который в 1906 году смог разогнать лодку до 68 км/ч и поставить ее на подводные крылья в процессе движения. После этого события интерес инженеров к СПК принялся расти во всем мире.
 

Значительные успехи были достигнуты в СССР. |Фото: fotostrana.ru.

Значительные успехи были достигнуты в СССР. |Фото: fotostrana.ru.



В 1930-е годы больших успехов в конструировании судов на подводных крыльях постигли немецкие инженеры. В 1944 году Ганс фон Шертель смог разогнать до 74 км/ч СПК с водоизмещением 80 тонн. Старались не отставать и в Советском Союзе. Инженеры ЦАГИ начали работы в области СПК в 1933 году. Однако, несмотря на первые успехи, работы над отечественными судами пришлось почти полностью свернуть уже в 1941 году из-за начала войны. Тем не менее, в 1943 году советские конструкторы все-таки представили экспериментальный военный катер А-4.
 

Производили десятками. |Фото: fleetphoto.ru.

Производили десятками. |Фото: fleetphoto.ru.



В первые годы после окончания войны Советском Союзу было не до СПК. Однако, по удачному стечению обстоятельств в СССР были вывезены наработки Ганса фон Шертеля. На протяжении почти 5 лет ценная документация пылилась в архивах. Интерес к СПК в Союзе вернулся после того, как бежавший из Германии Шертель «всплыл» в Швейцарии в 1950-е годы, где принялся вновь конструировать суда на подводных крыльях. К 1955 году работы советских конструкторов по этому направлению возобновились с новой силой. А уже к 1956 году был представлен первый проект речного теплохода на подводных крыльях.
 

Хорошие были суда. |Фото: Twitter.

Хорошие были суда. |Фото: Twitter.



Первым пассажирским судном стала «Ракета-1», поступившая в эксплуатацию в августе 1957 года. В конце 1950-х в СССР было уже несколько серийных моделей речных катеров на подводных крыльях: «Ракета», «Метеор», «Комета», «Беларусь». В 1970-е и 1980-е годы парк пополнился моделями «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон» и «Ласточка». Закономерным образом росло и количество речных пассажирских линий. Использовались СПК не только в гражданском секторе. Применяли их в области судового надзора, в армии и на флоте. Также СПК стояли на вооружении советской службы спасения. Первым армейским ракетным СПК стал К123К. Последним построенным - 1240 «Ураган» созданный в 1977.
 

Сегодня большинство на свалке. |Фото: dnpmag.com.

Сегодня большинство на свалке. |Фото: dnpmag.com.



Но куда же делись все эти суда на подводных крыльях сегодня? На самом деле интерес к СПК охладел не только в бывшем СССР, но и во всем остальном мире. В 1990-е годы начали расти цены на энергоносители. Многие годы суда на подводных крыльях считали перспективным, но не очень-то рентабельным направлением водного транспорта. Когда же топливо во всем мире начало дорожать, от СПК принялись отказываться как от потенциально убыточных. В республиках бывшего СССР данный тренд неудачно наложился на всю ту совокупность проблем, которые республикам «подарил» 1991 год: развал промышленности, разрыв устоявшихся производственных и логистических цепочек, стремительное обеднение населения, эмиграция населения в страны Запада.
 

В последние годы пытаются возрождать. ¦Фото: ckbspk.ru.

В последние годы пытаются возрождать. ¦Фото: ckbspk.ru.



В России в начале 2000-ых направление СПК пытались «оживить», построив 4 «Катрана», еще два судна - «Комета 120М» и «Валдай 45Р» были построены в 2013 и 2017 годах. Тем не менее, до советских масштабов применения СПК в речном транспорте России еще очень далеко.


Источник: https://novate.ru/blogs/130723/66908/
Опубликовал:
Теги: фото история суда на подводных крыльях

Комментарии (8)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Олег Григорьян
После развала СССР у нас много чего, извините, похерили, благодаря "мудрому" руководству.
А. Николаич
И как Ваш комментарий связан с самой статьёй?
Павел .....
Что непонятного? америкосы хотели отшиздорасить очередных тупоголовых,они и отшиздорасили
э проблема тупоголовых, что они тупорыло-тупоголовые.
Павел .....
Что непонятно? Америкосы хотели отшиздорасить тех(так совпало и это помогло) кто поклоняется чужому и не уважает свое, они и отшиздорасили по полной!!!Развалили, расхерачили, разъе.али по полной, но видимо не дошло раз до сих пор либерастов всяких еще не на костре сожгли а по ТВ показывают. Готовте ДУПЛО ПО ВТОРОМУ РАЗУ - может когда-нибудь и дойдет.
Павел .....
Что непонятного? америкосы хотели отшиздорасить очередных тупоголовых,они и отшиздорасили
э проблема тупоголовых, что они тупорыло-тупоголовые.
Денис
Как почему? Потому что сначала к власти пришли расхитители социалистической экономики, а потом "эффективные менеджеры".
Александр Мазунов
Автор абсолютно не в теме. В зале славы конгресса США висит портрет Д.Т.Н. Алексеева. Именно он надежно поставил суда на подводные крылья. Его авторству принадлежит и "Каспийский монстр"- экраноплан.
Станислав Анатольевич
Да, сейчас у нас в Самаре есть Валдаи 4 шт. но они скорее для туристов, чем транспорт, идут по туристическому маршруту с остановками в разных туристических локациях и все это удовольствие за дорого, поездка 45 мин. - 500 руб. но есть альтернатива, это ОМик 2-2,5 часа туда же за 100 р. В советское время в Самаре был развит транспорт на подводных крыльях и это был именно массовый пассажирский транспорт. Из Самары до Сызрани добраться было быстрее чем на электрички например.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Куда пропали филиппинские хилеры?
Куда пропали филиппинские хилеры?
1
Мужской журнал 08:01 28 янв 2023
Смерть подводных лодок
Смерть подводных лодок
4
Мужской журнал 10:01 03 июл 2021
Почему водителям нужно знать Постановление Пленума Верховного суда №20
Почему водителям нужно знать Постановление Пленума Верховного суда №20
2
Авто-Тема 08:32 09 апр 2024
В поселке Речной пять лет назад странным образом пропали четверо человек. Трое из них бесследно
В поселке Речной пять лет назад странным образом пропали четверо человек. Трое из них бесследно
10
Мужской журнал 11:01 27 май 2018
Дело тёмное. Куда пропали «кавказские негры», считавшие СССР своей родиной?
Дело тёмное. Куда пропали «кавказские негры», считавшие СССР своей родиной?
6
Мужской журнал 09:01 01 дек 2020
Секретное метро для подводных лодок в Крыму
Секретное метро для подводных лодок в Крыму
3
Авто-Тема 23:05 19 фев 2019
Куда пропали викинги? Что могло с ними случиться?
Куда пропали викинги? Что могло с ними случиться?
28
Мужской журнал 09:01 21 июн 2019
"Мужикии! Ну куда же вы?. Я здесь.."
"Мужикии! Ну куда же вы?. Я здесь.."
25
Мужской журнал 20:22 05 ноя 2017
Как СССР отучил власти Ганы захватывать советские суда
Как СССР отучил власти Ганы захватывать советские суда
30
Мужской журнал 09:01 12 июл 2019
История отечественных мопедов
История отечественных мопедов
6
Авто-Тема 22:32 26 янв 2019
Куда пропали смотрители маяка Эйлин-Мор
Куда пропали смотрители маяка Эйлин-Мор
4
Мужской журнал 08:01 30 мар 2019
Как включать вилку в розетку? "Хвостом" вниз или вверх?
Как включать вилку в розетку? "Хвостом" вниз или вверх?
2
Все о работе руками 12:01 04 май 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства