Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Кто на самом деле поджёг Москву в 1812 году?

За четыре дня страшный пожар разрушил три четверти городских строений, в нём погибли тысячи людей. Беда случилась точно в тот момент, когда опустевшую Москву заняли французы. Поэтому сложно было не заподозрить в поджогах «доброжелателей».

Распространена версия о том, что Москву сжёг Кутузов — главнокомандующий русской армии. Но ни одного исторического документа, это подтверждающего, не существует.

Так кто и зачем в итоге сжёг Москву? Сами французы, московский градоначальник или воинствующе настроенные жители? Фактрум разбирает доводы к трём историческим версиям.

Наполеон

Русское высшее общество и даже сам император Александр I с уверенностью обвиняли в поджогах французскую армию. И это логично: кто ещё мог это сделать, как не захватчики, грабившие и разносившие город?

Однако сам Бонапарт чуть не погиб в московском пожаре 1812 года. Захватив город, император, разумеется, сразу же расположился в Кремле. А уже на следующей день ему пришлось в срочном порядке бежать из почти уже горящей царской резиденции по подземному ходу. Наполеон подвергал себя нешуточной опасности, пробираясь через горящий город. Укрытие он и его свита нашли в Петровском путевом дворце, располагавшемся в то время за границами Москвы.

В пользу этой версии говорил и тот факт, что сам Наполеон и его генералы в начале пожара обвиняли в случившемся собственных солдат, которые разбивали костры рядом с деревянными строениями. Но почти сразу стали приходить сведения о том, что в разных районах Москвы были замечены поджигатели из числа местных жителей. Пожар 1812 года был настолько сильным, что армии Наполеона пришлось срочным образом покидать столицу. Войска захватчиков пострадали от бедствия не меньше, а то и больше самих москвичей, поэтому злонамеренно устраивать поджоги им было попросту нецелесообразно.

«В Кремле — пожар!». В. Верещагин

Граф Ростопчин, генерал-губернатор Москвы

Среди задержанных поджигателей оказались московские полицейские. Руководство французской армии справедливо решило, что пожар организован властями столицы. Подозревали в первую очередь генерала-губернатора Москвы — графа Фёдора Ростопчина.

Генерал-губернатор уехал из столицы незадолго до пожаров. Перед отъездом он демонстративно сжёг свое подмосковное имение Вороново. А накануне граф Ростопчин поручил группе горожан и полицейским спалить склады с провизией, а также велел увезти или сломать всё противопожарное оборудование. Эти распоряжения впоследствии оказались роковыми для судьбы города.

Но полномочий сжигать дотла Москву у генерала-губернатора точно не было. Приказ об уничтожении столицы могли отдать только российский император Александр I или главнокомандующий армии Михаил Кутузов. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, подтверждающего такой приказ. Да и ни к чему были такие крайние меры: чтобы обесточить врага, не нужно было сжигать город, достаточно было лишить французов продовольствия. Кроме того, злонамеренный поджог означал бы и молчаливый приказ об убийстве тысяч раненых солдат русской армии, которые не могли выбраться из Москвы.

Позднее граф наотрез отрицал подозрения в организации диверсии, хотя и говорил, что пожар 1812 года — это «главнейшая причина истребления неприятельских армий, падения Наполеона, спасения России и освобождения Европы».

Бесчинство французов в Москве

Страшное стечение обстоятельств 

Есть мнение, что пожар в Москве 1812 — это действительно страшное стечение всех обстоятельств. Первыми очагами возгораний могли стать складские помещения, которые по приказу подожгли люди генерал-губернатора. Очевидцы также свидетельствовали, что собственные лавки с продовольствием спалили сами купцы. Сжигали следы своих преступлений мародёры, причём не только захватчики-французы, но и местные бандиты, и дезертиры русской армии.

При этом, возвращаясь к Фёдору Ростопчину, нужно упомянуть и ещё один важный факт: летом 1812 года градоначальник выпустил в Москве множество патриотических агит-листовок, а затем призвал особенно активных москвичей собраться накануне входа французских войск, чтобы вместе защитить Москву. Граф Ростопчин в условленное место так и не явился, но его действия страшно взволновали народ и спровоцировали драки, грабежи, разрушения кабаков и лавок. Когда же распалённый народ собрался у дома градоначальника, Ростопчин произнес пламенную речь с крыльца, обвинил в измене перед яростной толпой случайного молодого человека — только за то, что тот перевёл для самого себя письмо и речь Наполеона из зарубежной газеты. Пока разъяренные люди расправлялись с юношей, граф вышел с заднего крыльца и покинул Москву. «Я поджёг дух народа, — позже говорил он, — а этим страшным огнем легко зажечь множество факелов».

Граф Ростопчин выступает перед собравшимися, обвиняя Верещагина, купеческого сына в распространении наполеоновских прокламаций


Источник: https://www.factroom.ru/vojna/kto-na-samom-dele-podzhyog-moskvu-v-1812-godu
Опубликовал:
Теги: пожар в Москве 1812 года кто поджег москву в 1812 наполеоновские войны москва спаленная пожаром

Комментарии (40)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь М.
А где версия альтернативных историков о ядерной войне 1812 года?
Антон Луценко
Уважаемый Игорь М., эту версию надо искать в разделе "Психиатрия"
Жигунов Александр
Слишком много нестыковок в этой войне даже по официальным описаниям.
Антон Луценко
Уважаемый Александр Жигунов, всё зависит исключительно от того, что Вы подразумеваете под "официальными описаниями Отечественной войны 1812 года". Согласен, в школьных учебниках всё урезано чуть ли не до состояния известного письма Гая Юлия Цезаря: "Пришёл, увидел, победил", - и в этой примитивной картинке любой думающий человек легко найдёт серьёзные пробелы, оставляющие простор для гипотез и откровенных вымыслов. Но вот в воспоминаниях наполеоновских маршалов и русских генералов картина складывается весьма далёкая от каких-либо "нестыковок". Особенно рекомендую Вам прочитать дневники М.И.Кутузова - в любом случае он знал о той войне на три порядка больше современных блогеров-фантастов.
Жигунов Александр
антон луценко,
Михаил Кутузов умер 28 апреля 1813г. после простуды,через 4 месяца после изгнания Наполеона.Не думаю,что у него было время писать "дневники",тем более,у него в доме висел огромный портрет Наполеона...Например,опубликован допрос Емельяна Пугачёва,но все материалы про ту войну (восстание)засекречены навечно!
Ещё...«Прости меня, Михаил Илларионович!» — «Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит»
В официальном фильме о войне 1812 года -под Наро-Фоминском русские и французские офицеры совместно распивали коньяк(фильм ЦТ).
Почему все приказы по русской армии писались на французском языке?
Почему русские войска ушли на юг от Москвы,открывая дорогу на С-Петербург,а Наполеон простояв в Москве 3 месяца(хотя достаточно 3х дней на разграбление) так и не пошёл на "столицу",хотя мог это сделать ещё в начале похода?
Вы знаете ответы?
Жигунов Александр
Почему на всех памятниках посвящённых этой войне изображён французский одноглавый орёл,а не друглавый российский.
Георгий Ситнянский
"Почему все приказы по русской армии писались на французском языке?"
Что за бред?
«Прости меня, Михаил Илларионович!» — «Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит»
Во-первых, Кутузов не утверждал, а спрашивал: "Я прощаю, но простит ли Россия?"
Во-вторых, не мешало бы уточнить, что именно Россия (как и Кутузов) Александру I должна была простить или не простить.
Жигунов Александр
Посмотрите ютуб по теме.Я скептик по жизни,но мне нечем возразить тем ребятам,работающим с оригинальными документами тех лет.Все воспоминания "очевидцев",памятники и т.д. написаны и построены спустя 50 лет после.Не напоминает сегодняшнюю ситуацию с историей ВОВ.Про Первую мировую мы вообще ничего не знаем.
Антон Луценко
Уважаемый Александр Жигунов, отвечая на Ваш вопрос о дневниках и памятниках, увидел Вашу реплику про Ютуб и не могу оставить её без внимания.
Начнём с того, что для Вас явно осталось тайной, что образованные люди XVIII и XIX веков писали свои дневники КАЖДЫЙ ДЕНЬ, подводя итог тому, что сделано. Так что из дневников Кутузова выпали лишь те несколько дней, в течение которых он умирал от простуды, а вот предшествующие события, начиная со сражения при Рябой могиле 17 (28) июня 1770 г., в его дневниках очень даже есть. Впрочем, Вы далеко не первый, кто дневники с мемуарами путает :-)
Что касается памятников, то Вам вряд ли сложно будет вспомнить, что они ставились на местах основных сражений, причём над захоронениями солдат Наполеона, тогда как при могилах русских солдат ставились часовни и церкви - пример Бородинского поля в этом смысле особенно показателен. Так что столь приглянувшаяся Вам конспирологическая интерпретация истории Отечественной войны 1812 г. трещит по всем своим белониточным швам :-)
Что же касается Ютуба, то мой Вам совет - не слишком верьте "ребятам", заявляющим, будто они работают с "оригинальными документами", в которых содержится нечто "скрываемое от народа". Причина проста: настоящий историк не ищет дешёвой популярности на канале для видео-блогеров, т.е. профессиональных рекламщиков и многоопытных фейкомётов - он работает в научно-исторических учреждениях, начиная с государственных архивов, и публикуется в научных журналах по истории. Попробуйте для начала ознакомиться с работами настоящих учёных-историков по Отечественной войне 1812 года, которые можно прочитать, например, вот здесь: https://cyberleninka.ru/ - только не забудьте вбить в поисковой строке "Отечественная война 1812 года".
А изучать историю любой страны исключительно по откровениям современных блогеров - это то же самое, что изучать русский язык только по надписям в общественных туалетах: может быть, и познавательно, но мало и слишком однобоко.
Жигунов Александр
антон луценко."настоящие учёные-историки"-специально обученные люди...ОЧЕНЬ рекомендую посмотреть передачу "М.Задорнов в гостях у А. Гордона" года этак 2010 в передаче "Гордонкихот",на ютубе кстати.
Ответов от Вас я так и не узрел,кроме одного про "дневники Кутузова",которые кстати тоже на французском.
А про Пугачёва написал показательно-как фальсифицировали историю.
Жигунов Александр
Георгий...Это было утверждение(википедия).Ибо "сдача" Москвы французам была по указанию Александра ибо голосование в Филях противоречиво(фильм по ЦТ),а русские войска отошли на юг.
"Бородинская битва"-сражение за столицу Московии совместными войсками Наполеона и Александра,даже форма солдат была одинаковая,отличная от формы казаков и московитов- есть рисунки того времени.Александр заманил Наполеона в ловушку.Есть официально подтверждённое письмо Наполеона Александру из Москвы.https://luanda-ru.livejournal.com/570883.html?
За уничтожение Москвы Александр просил прощения.На первой картине в статье стрелы или ракеты не заметили?40 лет её потом восстанавливали!
Это моя версия,не претендую на истину,но вполне логичная.
Антон Луценко
Александр Жигунов, Вы меня снова расстроили. При всём уважении к покойному М.Н.Задорнову вынужден Вам напомнить главные эпизоды его биографии: Задорнов - ни разу не историк, а по первоначальной профессии инженер-авиастроитель, впоследствии ставший писателем. Его фильм о Рюрике, который я смотрел с удовольствием, представляет собой грамотную компиляцию из сохранившихся летописей и исследований специалистов-историков, начиная с Карамзина и Ключевского. Что до журналиста Александра Гордона, то его профессионализм в истории весьма сомнителен - мне было достаточно его дебюта на российском ТВ с циклом передач "Собрание заблуждений".
Очень удивлён Вашим ожиданием каких-то ответов от меня. Такое ожидание предполагает вопросы, а в Ваших комментариях содержатся сплошные утверждения, к тому же взятые из каких-то странных источников. Начнём с того, что с бунтом Пугачёва Вас бессовестно обманули: историю этого события даже Пушкин в своё время писал, опираясь ВНЕЗАПНО и на архивные документы, и на устные рассказы выживших участников восстания. Ни разу не засекречены те архивные документы и сейчас - просто зайдите на "КиберЛенинку" по той ссылке, что я Вам указал, наберите в поисковике "Емельян Пугачев" - и читайте свежие статьи историков.
Насчёт дневников М.И.Кутузова - Вас опять-таки обманули: Михаил Илларионович писал свои дневники по-русски, как и его учителя П.А.Румянцев и А.В.Суворов, не слишком твёрдые во французском, но уверенно изъяснявшиеся по-немецки и по-турецки - просто потому, что хронически сражались вместе с австрийцами против турок, а в придворных тусовках не участвовали. Кстати, и приказы в русской армии были вполне даже на русском - просто прочтите дневники и письма Кутузова и убедитесь. Согласен: смотреть видео на Ютьюбе проще, чем читать, - но постарайтесь всё-таки превозмочь себя и ознакомиться с текстами.
Георгий Ситнянский
"сдача" Москвы французам была по указанию Александра"
Вообще-то, это было решение Кутузова - да, вопреки большинству военного совета, но Александр этим был, мягко говоря, недоволен, вплоть до того, что хотел отправить Кутузова в отставку. И требовал от него "успокоить" Россию, потрясённую сдачей древней столицы. На что тот отвечал: "Россию надо спасать, а не успокаивать".
Жигунов Александр
АНТОН,http://samlib.ru/p/pereswet_a_a/kutusov.shtml..."я попытался переложить французскую скоропись Михаила Илларионовича на нынешний русский,"
"свежие статьи историков"-ГЕНИАЛЬНО!
Отличная подмена понятий: не что делает сам человек,а какая у него биография.Не хотите узнать что то новое-не надо.
Вы относитесь к тому типу людей,которые слепо поклоняются авторитетам,но сами не способны думать,сопоставлять факты,анализировать,да и просто верить своим глазам.Специально обученные люди говорят: "культурный слой" 10 метров-верите,а откопали,вижу -не верю.
Жигунов Александр
Можно ли вообще верить Кутузову?:https://molodostivivat.ru/puteshestvie-v-istoriyu/mixail-kutuzov-vsya-shokiruyushhaya-pravda.html
Антон Луценко
Александр Жигунов, начнём с того, что верить надо только в Бога, а всё остальное достаточно просто ЗНАТЬ. Так что Ваша детская игра в "верю-не верю" с исторической наукой не связана - от слов "совсем" и "вообще".
А прежде чем рассуждать о толщине культурного слоя, ответьте, уважаемый, всего на один вопрос: В СКОЛЬКИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЯХ ВЫ ПОУЧАСТВОВАЛИ ЛИЧНО? Подозреваю, что ни в одной.
Далее, в отношении дневников Кутузова - очень советую Вам не читать опус ЖУРНАЛИСТА с претензией на сенсацию (ибо по приведённой Вами ссылке открывается некий "Тайный дневник фельдмаршала Кутузова", относящийся к подлинным дневникам полководца примерно так же, как торт "Наполеон" к Бонапарту), а обратиться к подлинным документам и материалам начала XIX века, систематизированным профессионалами, а не сетевыми говорунами.
Для начала поглядите пятитомный "М.И.Кутузов. Сборник документов и материалов" - все пять томов можно скачать по одному вот здесь: http://militera.lib.ru/docs/da/sb_doc_kutuzov/index.html. Прочитаете хотя бы первые два - тогда и поговорим.
Для чтения электронных книг в формате DjVu, в котором представлены пять томов документов, используйте бесплатную программу "Sumatra PDF", которую можно скачать непосредственно у разработчика: https://www.sumatrapdfreader.org/free-pdf-reader. Если не умеете устанавливать программы, используйте установочный файл с расширением .exe, если умеете - лучше используйте архивный файл с расширением .zip.
Заявления о "битых ссылках на книги" и "нежелании скачивать вирусы" буду рассматривать как слив с темы: такие прецеденты при общении на МедиаСоли у меня уже бывали.
Alexander Gritchin
Минус только за "веру в бога". Слишком много суесловов по этому вопросу при совершенном беспределе, творящемся на Земле.
Антон Луценко
Уважаемый Александр Гритчин, должен пояснить свою фразу про "верить в Бога", дабы исключить возможное непонимание. Своим знакомым, коллегам и ученикам я обычно говорю жёстче: "За верой идете в церковь, а в серьёзном разговоре ограничьтесь фактами". Но Александр Жигунов мне не коллега и не ученик, к тому же неизвестно, как он относится к религии, поэтому я использую более мягкую формулировку, рассчитанную в том числе на людей религиозных.
Что до Вашей позиции, то должен признать: научный атеизм - это вера для сильных и счастливых людей, которые либо никогда не теряли близких, либо никогда не оставались без поддержки товарищей и единомышленников. Сами понимаете, такое счастье не каждому дано и не каждым может быть создано.
Жигунов Александр
Считаю дискуссию оконченной.
Сергей Попов 
Ловкий пгайдоха был этот ггаф Гастопчин
Дед Бузыкин
Ловок шельма..
Такие как он, документальных следов не оставляют. Хотя его причастность к поджогам в Москве несомненна. Слишком много свидетельств его деятельного участия.
Мидин Исмаилов 
Прочитайте "Война и мир" графа Толстого. Я думаю его версия поджога Москвы ближе истине. "Никто и не собирался поджигать Москву, безалаберность солдат, случайные стечения обстоятельств".
Георгий Ситнянский
"Прочитайте "Война и мир" графа Толстого. Я думаю его версия поджога Москвы ближе истине. "Никто и не собирался поджигать Москву, безалаберность солдат, случайные стечения обстоятельств".
Именно так. В деревянный по преимуществу город, брошенный населением и, конечно, пожарными службами, в разгар сухого "бабьего лета" вламывается стотысячная армия и начинает пить-гулять и вообще "отрываться" после нелёгкого похода. Было бы странно, если бы при таких условиях пожара не было.
андрей полон 
всё для фронта всё для победы... французы не соблюдали пожарные нормы...
Олег Лапшинов 
Судя по всему самые пострадавшие это бедные французы...
Антон Луценко
Олег Лапшинов, прекрасный сарказм!
Георгий Ситнянский
По факту - да: пришлось отказываться от зимовки в Москве и спешно убираться из неё, так что кампания 1813 г. началась не в центре России против одних русских, а в центре Германии против половины, а потом всей Европы.
Антон Луценко
Быдло Георгий, возьмите с полки грязный французский сапог - и приятного вам аппетита! Всё-таки странный вы человек: то расстрелу особо опасного преступника радуетесь, то напавших на свою Родину агрессоров жалеете. Или вы просто не считаете Россию своей Родиной? Вроде бы непохоже...
Георгий Ситнянский
Где я французов жалею, ватобыдло Антон? Я просто констатирую, что по факту французы больше всех пострадали от сожжения Москвы, и подкрепляю это утверждение конкретными доводами. По существу моего предыдущего поста есть что возразить?
Антон Луценко
Либерохамское быдло Георгий, у вас опять отвалился протез головного мозга. Будь иначе, вы бы поняли, что в своём вчерашнем комментарии от 15:52 я возразил вам именно по существу дела. Сжалившись над вашим слабоумием, поясняю: В 1812 ГОДУ НАИБОЛЬШИЙ УЩЕРБ ОТ ВОЙНЫ ПОНЕСЛА РОССИЯ, ПОТЕРЯВШАЯ В ПОЖАРЕ ВЕСЬМА НЕМАЛЕНЬКИЙ ГОРОД С ЦЕННОСТЯМИ НА ОБЩУЮ СУММУ 340 МЛН РУБЛЕЙ СЕРЕБРОМ - И ЭТО НЕ СЧИТАЯ РАЗОРЕНИЯ ДРУГИХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ "ВЕЛИКОЙ АРМИЕЙ" НАПОЛЕОНА. Назовите хотя бы один ВОТ ТАК разграбленный и сожжённый город во Франции - и я соглашусь, что Франция пострадала не меньше России. А если вы сможете со ссылкой на документы доказать, что подобных сожжённых городов во Франции было два - и я поддержу ваши слова о том, что "Франция пострадала больше всех".
Георгий Ситнянский
Речь не о материальном ущербе от нашествия Наполеона, а о негативном (мягко говоря) влиянии московского пожара на дальнейший ход войны. Негативном для французов, естественно.
Антон Луценко
Что ж, Ситнянский, если вы рассуждаете только в таком контексте, то можете не брать с полки грязный французский сапог. Однако про материальный ущерб, причиненный нашей Родине иностранными агрессорами, забывать всё равно не следует.
Анатолий Рокин
Есть много свидетельств очевидцев, что Москва занялась вся и сразу. даже Наполеон еле спасся, настолько быстро распространялся огонь. При поджоге обычными средствами такое очень тяжело сделать. Это нужно в каждый ом поселить поджигателя. так что версию использования мощного устройства для поджога всего города сразу исключать нельзя. А что это было, трудно сказать. Вопрос к комментаторам, а как бы вы подожгли весь город сразу обычными факелами?
Жигунов Александр
Надо было в статье привести также воспоминания французов о пожаре,о количестве потерь с обоих сторон уже в самой Москве.А также письмо Наполеона к Александру из Москвы.
Так кто же поджёг Москву?
Дед Бузыкин
Его величество случай. Правда к тому было немало предпосылок и немало желающих подпустить французам 'красного петуха'
Жигунов Александр
Никого не смущает стрелы(ракеты) на первой картине в статье?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему в 1812 году Наполеон двинулся на Москву, а не на Петербург
Почему в 1812 году Наполеон двинулся на Москву, а не на Петербург
22
Мужской журнал 09:01 12 окт 2020
Как на самом деле жила Россия в 1910 году — фото
Как на самом деле жила Россия в 1910 году — фото
22
Мужской журнал 04:01 09 авг 2018
Пассатижи и плоскогубцы: чем на самом деле отличаются два столь похожих инструмента
Пассатижи и плоскогубцы: чем на самом деле отличаются два столь похожих инструмента
6
Все о работе руками 06:01 11 июл 2023
Кто же на самом деле -"слепил" Covid19?
Кто же на самом деле -"слепил" Covid19?
16
Ваши новости 05:01 16 авг 2021
Зачем в сталинках на самом деле ставили ванну на кухне
Зачем в сталинках на самом деле ставили ванну на кухне
2
Все о работе руками 06:01 19 окт 2023
Почему в хрущевках на самом деле создавали проходные комнаты — вы будете удивлены
Почему в хрущевках на самом деле создавали проходные комнаты — вы будете удивлены
9
Все о работе руками 13:29 10 май 2023
Национальные герои других стран, которые на самом деле русские
Национальные герои других стран, которые на самом деле русские
22
Мужской журнал 08:01 21 апр 2021
Чем на самом деле был березовый сок в СССР, и почему теперь его почти не продают
Чем на самом деле был березовый сок в СССР, и почему теперь его почти не продают
23
Мужской журнал 11:01 08 ноя 2021
Закроем пробелы в школьных знаниях: каким на самом деле было Ледовое побоище
Закроем пробелы в школьных знаниях: каким на самом деле было Ледовое побоище
18
Мужской журнал 09:01 24 май 2021
Кто на самом деле подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии?
Кто на самом деле подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии?
10
Мужской журнал 10:01 26 июл 2021
Ядерная война 1780 года - Было ли это на самом деле? Мое мнение, основанное на фактах
Ядерная война 1780 года - Было ли это на самом деле? Мое мнение, основанное на фактах
14
Мужской журнал 09:01 13 июн 2019
Как обычная ива сможет превратиться в забор, беседку или арт-объект на Вашем приусадебном участке. Идеи для вдохновения!
Как обычная ива сможет превратиться в забор, беседку или арт-объект на Вашем приусадебном участке. Идеи для вдохновения!
0
Все о работе руками 06:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства