Продолговатый фюзеляж овальной формы, хорошо узнаваемое хвостовое оперение и обтекаемое крыло – вот хорошо знакомый облик самолёта классической компоновки. К подобному образу все привыкли и воспринимают его как должное, но существуют самолёты и других конструкций. Вероятно, самая необычная из них – двухбалочная. Построенные по такой схеме рамочные самолёты имеют целый ряд преимуществ и за долгую историю использовались как в гражданской, так и в военной авиации.
Зачем самолёту два хвоста
Двухбалочный самолёт./ Фото: com-central.net
Казалось бы, классическая компоновка самолёта – лучшее, что смогли придумать авиаконструкторы, но как показала практика, каждое «идеальное» изобретение можно бесконечно улучшать. Родоначальником рамочных самолётов считается швейцарский родственник английского биплана Airco DH-1. Пилот располагался по центру в передней части самолёта, а двигатель с пропеллером прямо за ним. Ему не мешал воздушный винт, благодаря чему он мог спокойно простреливать всю переднюю полусферу.
Двухбалочный самолёт./ Фото: topwar.ru
Как выяснили впоследствии конструкторы, двухбалочные самолёты имеют ещё несколько интересных особенностей. Грамотно спроектированный самолёт становится более маневренным, а фюзеляж можно удлинить и в задней части разместить много полезного. Конструкторские решения посыпались как из рога изобилия, и построенные самолёты, как военные, так и гражданские, оставили свой след в истории.
1. Fokker G.I
Fokker G.I./ Фото: topwar.ru
На пороге Второй мировой войны военные Нидерландов загорелись идеей построить собственный многоцелевой самолёт. С одной стороны, имевшиеся бипланы уже удовлетворяли всё возрастающие военные потребности, а с другой, небольшая страна не могла себе позволить содержать военно-воздушные силы с разнообразным парком машин. Выходом стал двухмоторный моноплан двухбалочной конструкции.
Fokker G.I./ Фото: war-book.ru
Его впервые продемонстрировали на Парижском авиасалоне в 1936 году, и он настолько понравился военным других стран, что они засыпали заказами производителя. Fokker G.I совмещал в себе функции лёгкого бомбардировщика, разведчика и тяжёлого многоместного истребителя. Планировалось, что самолёт сможет выполнять куда больше функций, а ключом к этому станет замена фюзеляжа в разных модификациях. Правда, его производство сильно затянулось, а основном, из-за задержки с производством двигателей Hispano Suiza мощностью 750 лошадиных сил. Лётные испытания самолёта начались только в 1939 году.
Fokker G.I./ Фото: war-book.ru
Fokker G.I оснащался несколькими комплектами вооружения, в зависимости от своего назначения. Общим для всех модификаций были две 20-миллиметровые авиационные пушки и пять пулемётов калибра 7,9 миллиметров. Один из пулемётов был подвижным и находился в задней части фюзеляжа, что создавало большие проблемы для противника, поскольку простреливалась вся задняя полусфера. При этом даже в версии истребителя самолёт мог нести до 400 кг бомб, в том числе во внутреннем отсеке.
2. Northrop P-61 Black Widow
Northrop P-61 Black Widow./ Фото: mavink.com
В первые годы Второй мировой войны Германия устраивала массовые бомбардировки городов, и в основном они были ночными. Бороться с бомбардировщиками было крайне сложно, в большинстве случаев их обнаруживали уже после того, как они сбросили бомбы. Поэтому Соединённые Штаты задумались о разработке ночного истребителя, способного работать в тёмное время суток. Планировалось, что большая часть из самолётов будет принята на вооружение США, а некоторое их количество предназначалось Великобритании по программе ленд-лиза.
Northrop P-61 Black Widow./ Фото: military-stuff.org
Ночной истребитель P-61 Black Widow построили по двухбалочной схеме. Он оснащался двумя звездообразными двухрядными моторами Pratt&Whitney R-2800, мощность каждого из них составляла 2250 лошадиных сил. Хвостовые балки сделали продолжением гондол с одним общим горизонтальным стабилизатором между килями. Самолёт выкрасили специально созданной для этого случая краской, его матовая поверхность чёрного цвета должна была повысить маскировку и уберечь истребитель от обнаружения прожекторами.
Northrop P-61 Black Widow./ Фото: retromodels.ru
В нижней части фюзеляжа монтировались четыре авиационных пушки калибра 20 миллиметров, а в первых версиях была ещё и турель с четырьмя 12,7-миллиметровыми пулемётами. Также в оснащение входил радар SCR-520A, который применялся для поиска и преследования противника. Непосредственно в бою использовался обычный оптический прицел.
3. М-55 «Геофизика»
М-55 «Геофизика»./ Фото: dzen.ru
1 мая 1960 года произошло эпохальное событие – над территорией Советского Союза сбили Lockheed U-2. Последствий было много, а одним из них стало открытие программы С-13 в ОКБ Бериева. Советские специалисты пытались скопировать американский высотный разведчик, правда, безуспешно. Тем не менее наработки не пропали даром. Через несколько лет, к концу 1960-х годов, в ОКБ Мясищева начали разработку высотного самолёта М-17, предназначенного для перехвата американских стратосферных аэростатов, использовавшихся для разведывательных целей. После долгих размышлений конструкторы остановили выбор на двухбалочной архитектуре, как наиболее подходящей для высотных полётов в стратосфере.
М-55 «Геофизика»./ Фото: garantparts36.ru
По многим причинам разработка М-17 была завершена только в начале 1980-х годов, когда аэростаты уже успели стать неактуальными и ушли в прошлое. К 1988 году М-17 модифицировали и впоследствии переименовали в М-55, самолёт высотного наблюдения «Геофизика».
М-55 «Геофизика»./ Фото: liveinternet.ru
Дозвуковой разведчик мог нести на борту до 2 тонн различного оборудования. Он работал совместно с наземной станцией и производил целый комплекс исследований на расстоянии до нескольких километров. М-55 работал на высоте до 20 километров и предназначался для корректировки авиационных и ракетных ударов, к тому же мог работать в качестве ретранслятора. Впоследствии разведчик утратил актуальность, был передан в пользование учёным и используется по сей день.
Комментарии (3)