Для современного человека практика многоженства, хоть и непривычна, но понятна, ибо оно принято в некоторых мусульманских странах. А вот семейное устройство, позволяющее женщине иметь сразу нескольких мужей, остаётся чем-то неизведанным. На самом деле даже в Тибете, где многомужество являлось нормой, в городах оно уже почти не встречается, а вот в отдалённых деревнях по-прежнему имеет право на существование. И мужчины добровольно соглашаются на такой вид брачных отношений.
Экономические причины
Тибетская семья.
На самом деле истоки многомужества (полиандрии) кроются в экономических причинах, а вовсе не в безмерной любвеобильности представительниц прекрасного пола. Всё дело в том, что за невесту необходимо заплатить весьма солидный выкуп, а при наличии нескольких сыновей в семье это было бы просто разорительно. Поэтому и появилась практика выкупа одной жены сразу для всех сыновей. При этом выбирают невесту такого возраста, чтобы она подходила всем, и старшим, и младшим. В случае, если младшие сыновья ещё слишком малы, они становятся мужьями уже после достижения половой зрелости. В брак вступает обычно старший из братьев, остальные к нему присоединяются. Он же становится главой семьи, а не женщина, как принято считать.
Конкуренция
Свадебная церемония в Тибете.
Среди девушек существует серьёзная конкуренция, вызванная как раз многомужеством и ещё – безбрачием монахов. Внебрачные связи при этом не считаются грехом, напротив, они поощряются. Девушки собирают ожерелья из монеток, подаренных возлюбленными. Если монеток в ожерелье много, то шансы девушки выйти замуж значительно повышаются, если же монеток мало, её и вовсе могут не взять в жёны. Особую ценность имеют связи с иностранцами. Если представительница прекрасного пола была удостоена такой «чести», то в её ожерелье появляется коралловый шарик, а ценность её самой, как будущей жены, многократно возрастает. На её руку и сердце в этом случае могут претендовать сразу несколько семей, и сама невеста вольна будет выбирать. При появлении на свет внебрачного ребёнка отец его две недели должен отработать в доме родителей невесты, после чего считается совершенно свободным, а дедушка и бабушка считают малыша своим.
Одна мать и много отцов
Тибетская семья.
Вполне естественно, в такой семье появляются на свет дети, а вот вопрос об отцовстве даже не стоит. Мама воспитывает детей, а все её мужья считают их общими. Практичность такого подхода очевидна: если вдруг погибает один из братьев, то остальные продолжают трудиться на благо семьи, и дети в любом случае будут обеспечены. Чем больше мужей у женщины, тем лучше, потому что семья становится богаче при таком количестве добытчиков. «Хорошую» невесту в семью, где всего два или три сына, даже не отдадут, им придётся довольствоваться сиротками или же теми, у кого в ожерелье было мало монеток.
В очередь за любовью
Тибетская семья.
Вопроса интимных отношений в таких семьях не возникает: всё решает желание женщины. В спальню к ней отправляется тот, кого она позовёт. Если же вдруг одному из мужей долгое время не достаётся внимания жены, ему приходится его завоёвывать, лучше трудиться, приносить в дом больше денег. Конкуренция, как и ревность, между братьями отсутствует, они просто не понимают, как можно ревновать жену к мужьям, даже если их несколько. А вот неприязнь женщины к одному из мужей превращается в проблему для мужчины.
Если жена категорически отказывается от близости с одним из братьев, то на поклон к невестке идёт его мать, уговаривая женщину дать ему ещё один шанс. При согласии мужчина старается изо всех сил заслужить расположение жены, а братья ему в этом тайком помогают. В случае, если женщина не соглашается на уговоры свекрови, то мужчине придётся просто уйти. Дальнейшая его судьба жену не волнует. Ему же приходится работать в других семьях только за еду или же мужчина уходит в монастырь. В некоторых семьях существует другая традиция: они посещают супругу строго по очереди, но это практикуется гораздо реже, чем близость по желанию жены.
Наследство
Тибетская семья.
При таком виде семейных отношений каждое новое поколение, по идее, должно жить лучше предыдущего, так как благосостояние накапливается и переходит от одного из отцов к детям. По сути, именно это и остаётся причиной сохранения многомужества, поскольку даёт возможность сохранить семейное имущество, а не делить его на всех наследников, что могло бы попросту разорить множество тибетских семей. Сыновей мать воспитывает в существующих традициях, то есть они с детства знают, что у них будет одна жена на всех и им придётся завоёвывать её расположение, дабы не стать изгнанниками.
Комментарии (1)