
В нашей стране тема скоростных железных дорог возникает постоянно — еще с начала XX века. В 2020-х годах ее наконец-то начали развивать системно — начато строительство полноценной высокоскоростной магистрали, разработаны и проходят испытания элементы новых поездов для нее, строится завод по их выпуску и т.д. Самое время в связи с этим вспомнить про то, как в самом конце существования СССР была сделана необычная попытка создать самый быстрый тепловоз, а на его испытаниях в первые постсоветские годы достигнута самая высокая в мире скорость для таких локомотивов.
С мечтой о высоких скоростях
В СССР очень хотели создать свои высокоскоростные магистрали, но их реальное строительство вместе со всем набором соответствующих технологий постоянно тормозилось. Ситуация в чем-то была схожа со сверхзвуковой пассажирской авиацией, когда к началу 1980-х технически всё уже было возможно, но бесконечные оглядки на Запад вместе с лютой консервативностью ответственных чиновников, становились причиной остановки развития проектов. На советской железной дороге единственным запущенным скоростным поездом (не высокоскоростным, а просто скоростным) был ЭР200 — серийный высокоскоростной электропоезд постоянного тока, который работал с 1979 года между Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом). ЭР200 разгонялся до 200 км/ч. Это был максимум, который могли выдать советские технологии 1970-х годов и качество железнодорожной инфраструктуры.

ЭР200 — единственный серийный советский скоростной электропоезд. Источник фото: Морозов Л.Н.. CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12023881
Следующая попытка сделать что-то более быстрое пришлась на середину 1990-начало 2000-х годов. Новый поезд ЭС250 «Сокол» разгонялся до 236 км/ч, но в 2004 году было принято решение прекратить развитие этого проекта и закупить в Германии поезда Siemens Velaro, ставшие в РФ «Сапсанами». Только после 2014 года пришло понимание, что нужно делать свои и более совершенные поезда. Так появился нынешний проект состава для ВСМ, который станет первым российским высокоскоростным поездом (360-400 км/ч) и для него создается полный набор всех технологий и необходимая новая инфраструктура.
Тепловоз со скоростью «Сапсана»
На этом фоне история с обычным тепловозом, на котором в 1993 году без специальных железнодорожных путей, на обычной магистрали Москва — Санкт-Петербург, умудрились разогнаться до 271 км/ч выглядит крайне любопытно. Что это была за машина?
Разработанный в последние годы СССР и построенный на Коломенском тепловозостроительном заводе локомотив ТЭП80 должен был стать обычным серийным тепловозом, который пришел бы на смену своему предшественнику ТЭП70 на наиболее загруженных неэлектрифицированных маршрутах. Пассажирский восьмиосный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока оснастили отечественным дизелем 1Д49 мощностью 6000 л.с. и восьмью тяговыми электродвигателями ЭД-121ВУХЛ1 по 455 кВт каждый. Машина имела длину 24,5 метра и весила 180 тонн. Под руководством главного конструктора Юрия Хлебникова для ТЭП80 была разработана оригинальная четырёхосная сочленённая тележка. В 1988-1989 годах были выпущены 2 первых тепловоза для проведения испытаний.
Расчеты показывали, что конструкционная скорость ТЭП80 достигнет 160 км/ч в стандартном исполнении и 245 км/ч — в скоростном. Испытания все заложенные параметры подтвердили, а дальше наступило время рекордов. В 1992 году тепловоз с прицепленным вагоном-лабораторией разогнали до 262 км/ч. Возможности имевшегося стандартного измерительного оборудования оказались ограниченными. Поэтому решили пойти дальше и один из тепловозов превратили в лабораторию, оснастив огромным количеством датчиков (более 600 единиц) и специальной аппаратурой. Понятно, что тогда никто не собирался сделать из ТЭП80 первый в мире тепловоз для высокоскоростных магистралей, но в разработке была новая четырёхосная тележка для перспективного электровоза, и результаты «полётов» самого быстрого тепловоза должны были использоваться в ее создании.
Мировой рекорд и судьба ТЭП80
Так получилось, что в начале октября 1993 года в столице России лилась кровь, проамериканский режим Ельцина расстреливал из танков и автоматов оппонентов, страна висела на грани гражданской войны, обрушилась экономика после либеральных «реформ». А российские железнодорожники занимались будущим. 5 октября 1993 года ТЭП80-002 на Октябрьской железной дороге достиг скорости 271 км/ч.
Мировой рекорд скорости в охваченной разрушением стране никто практически не заметил. За рубежом и тем более — Россию никто тогда не воспринимал всерьез как высокотехнологичную страну. Прозападные граждане открыто говорили, что РФ «доест» всё советские запасы и будет закупать дальше всё новое в долг только в США и Европе. Если бы не события 2014 и 2022 годов, то возможно так и случилось бы. Но вернемся к ТЭП80.
В 1995 году поступали предложения строить его серийно, разработчиков даже отметили Государственной премией, но в той ситуации чуда не случилось. В конце 1990-х годов ТЭП80-001 (первая машина) перестала эксплуатироваться, а рекордный ТЭП80-002 периодически участвовал в испытаниях новой техники до 2007 года. Оба тепловоза избежали участь сгнить на запасных путях и быть разобранными на металл. Им нашли места в двух музеях нашей страны.
ТЭП80-001 можно увидеть в Новосибирском музее железнодорожной техники:

ТЭП80-001 в Новосибирском музее железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина. Источник фото: Maxim Dmitriev. TrainPix, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66604230
А самый быстрый тепловоз мира — ТЭП80-002 — сохраняют в Санкт-Петербурге:

ТЭП80-002. Музей железных дорог России. Санкт-Петербург. Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Saint_Petersburg._Russian_Railway_Museum._Steam_locomotive_Yea-2201_and_diesel_locomotive_TEP80-0002_P7212887_2200.jpg
На фото в начале материала: самый быстрый тепловоз мира — российский ТЭП80-002 в Твери, 1997 год. Источник фото: Ataman8888, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66687476

Комментарии (0)