Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Как в России установили абсолютный мировой рекорд скорости тепловоза

В нашей стране тема скоростных железных дорог возникает постоянно — еще с начала XX века. В 2020-х годах ее наконец-то начали развивать системно — начато строительство полноценной высокоскоростной магистрали, разработаны и проходят испытания элементы новых поездов для нее, строится завод по их выпуску и т.д. Самое время в связи с этим вспомнить про то, как в самом конце существования СССР была сделана необычная попытка создать самый быстрый тепловоз, а на его испытаниях в первые постсоветские годы достигнута самая высокая в мире скорость для таких локомотивов.

С мечтой о высоких скоростях

В СССР очень хотели создать свои высокоскоростные магистрали, но их реальное строительство вместе со всем набором соответствующих технологий постоянно тормозилось. Ситуация в чем-то была схожа со сверхзвуковой пассажирской авиацией, когда к началу 1980-х технически всё уже было возможно, но бесконечные оглядки на Запад вместе с лютой консервативностью ответственных чиновников, становились причиной остановки развития проектов. На советской железной дороге единственным запущенным скоростным поездом (не высокоскоростным, а просто скоростным) был ЭР200 — серийный высокоскоростной электропоезд постоянного тока, который работал с 1979 года между Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом). ЭР200 разгонялся до 200 км/ч. Это был максимум, который могли выдать советские технологии 1970-х годов и качество железнодорожной инфраструктуры.

ЭР200 — единственный серийный советский скоростной электропоезд. Источник фото: Морозов Л.Н.. CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12023881

Следующая попытка сделать что-то более быстрое пришлась на середину 1990-начало 2000-х годов. Новый поезд ЭС250 «Сокол» разгонялся до 236 км/ч, но в 2004 году было принято решение прекратить развитие этого проекта и закупить в Германии поезда Siemens Velaro, ставшие в РФ «Сапсанами». Только после 2014 года пришло понимание, что нужно делать свои и более совершенные поезда. Так появился нынешний проект состава для ВСМ, который станет первым российским высокоскоростным поездом (360-400 км/ч) и для него создается полный набор всех технологий и необходимая новая инфраструктура.

Тепловоз со скоростью «Сапсана»

На этом фоне история с обычным тепловозом, на котором в 1993 году без специальных железнодорожных путей, на обычной магистрали Москва — Санкт-Петербург, умудрились разогнаться до 271 км/ч выглядит крайне любопытно. Что это была за машина?

Разработанный в последние годы СССР и построенный на Коломенском тепловозостроительном заводе локомотив ТЭП80 должен был стать обычным серийным тепловозом, который пришел бы на смену своему предшественнику ТЭП70 на наиболее загруженных неэлектрифицированных маршрутах. Пассажирский восьмиосный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока оснастили отечественным дизелем 1Д49 мощностью 6000 л.с. и восьмью тяговыми электродвигателями ЭД-121ВУХЛ1 по 455 кВт каждый. Машина имела длину 24,5 метра и весила 180 тонн. Под руководством главного конструктора Юрия Хлебникова для ТЭП80 была разработана оригинальная четырёхосная сочленённая тележка. В 1988-1989 годах были выпущены 2 первых тепловоза для проведения испытаний.

Расчеты показывали, что конструкционная скорость ТЭП80 достигнет 160 км/ч в стандартном исполнении и 245 км/ч — в скоростном. Испытания все заложенные параметры подтвердили, а дальше наступило время рекордов. В 1992 году тепловоз с прицепленным вагоном-лабораторией разогнали до 262 км/ч. Возможности имевшегося стандартного измерительного оборудования оказались ограниченными. Поэтому решили пойти дальше и один из тепловозов превратили в лабораторию, оснастив огромным количеством датчиков (более 600 единиц) и специальной аппаратурой. Понятно, что тогда никто не собирался сделать из ТЭП80 первый в мире тепловоз для высокоскоростных магистралей, но в разработке была новая четырёхосная тележка для перспективного электровоза, и результаты «полётов» самого быстрого тепловоза должны были использоваться в ее создании. 

Мировой рекорд и судьба ТЭП80

Так получилось, что в начале октября 1993 года в столице России лилась кровь, проамериканский режим Ельцина расстреливал из танков и автоматов оппонентов, страна висела на грани гражданской войны, обрушилась экономика после либеральных «реформ». А российские железнодорожники занимались будущим. 5 октября 1993 года ТЭП80-002 на Октябрьской железной дороге достиг скорости 271 км/ч.

Мировой рекорд скорости в охваченной разрушением стране никто практически не заметил. За рубежом и тем более — Россию никто тогда не воспринимал всерьез как высокотехнологичную страну. Прозападные граждане открыто говорили, что РФ «доест» всё советские запасы и будет закупать дальше всё новое в долг только в США и Европе. Если бы не события 2014 и 2022 годов, то возможно так и случилось бы. Но вернемся к ТЭП80. 

В 1995 году поступали предложения строить его серийно, разработчиков даже отметили Государственной премией, но в той ситуации чуда не случилось. В конце 1990-х годов ТЭП80-001 (первая машина) перестала эксплуатироваться, а рекордный ТЭП80-002 периодически участвовал в испытаниях новой техники до 2007 года. Оба тепловоза избежали участь сгнить на запасных путях и быть разобранными на металл. Им нашли места в двух музеях нашей страны.

ТЭП80-001 можно увидеть в Новосибирском музее железнодорожной техники: 

ТЭП80-001 в Новосибирском музее железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина. Источник фото: Maxim Dmitriev. TrainPix, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66604230

А самый быстрый тепловоз мира — ТЭП80-002 — сохраняют в Санкт-Петербурге:

ТЭП80-002. Музей железных дорог России. Санкт-Петербург. Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Saint_Petersburg._Russian_Railway_Museum._Steam_locomotive_Yea-2201_and_diesel_locomotive_TEP80-0002_P7212887_2200.jpg

На фото в начале материала: самый быстрый тепловоз мира — российский ТЭП80-002 в Твери, 1997 год. Источник фото: Ataman8888, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66687476


Источник: Как в России установили абсолютный мировой рекорд скорости тепловоза
Опубликовал:
Теги: техника мировой рекорд скорости тепловоз ТЭП80

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Его рекорд не побит до сих пор
Его рекорд не побит до сих пор
1
Мужской журнал 04:21 07 авг 2025
Продажи гибридов в России в октябре установили абсолютный рекорд
Продажи гибридов в России в октябре установили абсолютный рекорд
0
Авто-Тема 13:40 14 ноя 2025
Чем отличаются спортивные машины, суперкары и гиперкары? Дело не в скорости разгона и мощности
Чем отличаются спортивные машины, суперкары и гиперкары? Дело не в скорости разгона и мощности
0
Авто-Тема 15:50 27 ноя 2021
«Липкая граната» времен Второй мировой войны
«Липкая граната» времен Второй мировой войны
0
Мужской журнал 21:40 04 дек 2025
Самый быстрый электромотоцикл установил мировой рекорд скорости
Самый быстрый электромотоцикл установил мировой рекорд скорости
0
Авто-Тема 04:52 02 дек 2021
Rimac Nevera установил очередной невероятный рекорд скорости
Rimac Nevera установил очередной невероятный рекорд скорости
0
Авто-Тема 09:48 09 ноя 2023
202 500 лошадиных сил: вот на этом австралийцы хотят побить земной рекорд скорости
202 500 лошадиных сил: вот на этом австралийцы хотят побить земной рекорд скорости
0
Авто-Тема 21:33 02 мар 2021
Как быстро может ехать автомобиль задним ходом: мировые рекорды и удивительные факты
Как быстро может ехать автомобиль задним ходом: мировые рекорды и удивительные факты
0
Авто Скрежет 13:40 02 дек 2025
Bentley Flying Spur установил рекорд скорости на заснеженном треке у Полярного круга
Bentley Flying Spur установил рекорд скорости на заснеженном треке у Полярного круга
0
Авто Скрежет 17:40 11 дек 2025
Гиперкар SSC Tuatara установит новый рекорд скорости
Гиперкар SSC Tuatara установит новый рекорд скорости
0
Авто-Тема 17:09 22 фев 2021
Потери Второй мировой войны
Потери Второй мировой войны
3
Путь России 12:20 06 ноя 2025
Как колокол отправили в ссылку: 5 поразительных историй, когда под суд отдавали неживые предметы
Как колокол отправили в ссылку: 5 поразительных историй, когда под суд отдавали неживые предметы
0
Читайте самую соль! 12:53 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства