Мать девицы на выданье Татьяны Лариной, отчаявшись найти ей подходящую партию, идет на крайний шаг – везет ее на балы в Москву. Мероприятие недешевое и явно им не по карману. Как мы знаем по «Евгению Онегину» игра стоила свеч и Татьяну, отрешенную от праздного мира, удалось таки выгодно пристроить. На самом деле подобные поездки в Москву были совсем не редкостью. У этого явления даже было собственное название «ярмарка невест» и начинались они с наступлением зимы, и длились до наступления Великого Поста.
Особенно красноречиво подобные смотрины на балах описал в своих «Петербургских записках 1836 года» Николай Гоголь. Он сравнивает Москву с невестой, а Петербург с женихом, намекая, что об этой разнице говорят даже сами названия городов. Немудрено, что именно в Москве собирались все невесты. Зимой шла нескончаемая череда балов, на которых устраивались настоящие смотрины. Почему зимой? Окончены летне-осенние полевые хлопоты, установился надежный зимний путь, прошла грязь и бездорожье. Вот и тянулись провинциальные помещики разного уровня достатка в Москву, чтобы сыскать своим дочерям выгодную партию. Да или просто пристроить, чтобы не засиделась в девках.
С собой семейству приходилось брать много вещей. Начиная от нарядов и заканчивая провизией. Последнюю брали с собой в избытке, для того чтобы сэкономить в Москве хотя бы на этом, ведь трат предстояло немало. Ехали на огромных закрытых каретах – дормезах. Они больше напоминали сундуки с окнами, в них были даже спальные места, ведь путь предстоял неблизкий.
Ярмарка невест или смотрины
Татьяна отказывала женихам и нашла жениха на московском балу. / Фото: www.proza.ru
Что же из себя представляли ярмарки невест? Для современников может показаться, что это некое сборище людей, нарядно одетых и танцующих. Девицы же смиренно выстроившись у стенок, ждут пока потенциальные женихи обратят на них внимание. Хоть и эта картина имеет мало общего с действительностью, но в Москве на самом деле издавна сложилась традиция устраивать пышные балы именно в зимнее время. Длились они до Масленицы и были шумными, людными и гостеприимными. Чего не скажешь о балах Петербурга, на которые попасть можно было лишь по приглашению.
Подобные смотрины на балах были единственным способом для молодых людей вообще узнать о существовании друг друга. Девушек, даже в 19 веке все еще стерегли с особым рвением. Здесь и гувернантки и взрослые родственницы, не спускавшие с юной прелестницы глаз.
Для того чтобы понять почему так сложилось, что невест со всей России свозили именно в Москву, достаточно обратиться к истории. Когда Петр Первый перенёс столицу в Петербург, то никто особенно не ринулся населять его. Болотистая местность, затрудненный подвоз товаров и продовольствий. К тому же местный климат как нельзя лучше способствовал развитию чахотки. Вв петровские времена еще шла Северная война, поэтому был велик шанс оказаться в военном эпицентре. В Санкт-Петербург ехали, чтобы подняться по службе или по велению государя. В основном это были одинокие мужчины, иногда семейные люди. Немудрено, что при таком раскладе количество женщин было гораздо меньше, а о невестах и говорить не стоит. Причем подобный перекос сохранялся очень долгое время.
Балы собирали тысячи людей. / Фото: www.aif.ru
Далеко не все, кого служба заставляла находиться в Петербурге, спешили привозить сюда свои семьи. В итоге мужское население Петербурга составляло около 70%. Зато в Москве ситуация была прямо противоположная. Ну так и куда ехать за невестами? Знамо куда – в Москву на ярмарку! Так и стало это своего рода обычаем ездить в Москву за своей судьбой, причем не только из Петербурга. В Москву же невест свозили потому что добраться до нее было проще, да и женихи приедут к прикормленному месту сами.
К тому же в Москве было принято принимать даже самых дальних родственников. Одинаково рады были и троюродным внучатым племянникам и даже их знакомым. Потому родня из провинции приходилась весьма ко двору.
Бабье царство
Если в Петербурге балы были закрытого типа, то в Москве жизнь бурлила. / Фото: www.culture.ru
Для того чтобы выгодно пристроить дочь нужно было завести знакомство с кем-то из влиятельных взрослых женщин. Именно они фактически правили светской жизнью Москвы. У каждой из них был свой круг знакомых, своя сфера влияния и свои враги. Если такая дама брала невесту под свое покровительство, то можно было быть спокойным – исход будет благополучным. Конечно же, мнение самих девушек особо никого не интересовало, жениха выбирали родители, родственники, полагаясь на вкус свахи.
Если у невесты было богатое приданое, то она могла и выбирать, не особенно стесняясь того, что возраст поджимает. Если же семейство не дает с ней особого приданого, то приходилось соглашаться на любой из вариантов. Часто разоренные провинциальные помещики ехали в Москву в долг, справив дочерям бальные платья. К счастью девушкам нельзя было носить драгоценностей, потому их реальное финансовое положение не бросалось в глаза.
Встреча Евгения Онегина и Татьяны на балу. Кадр из фильма. Фото: www.lenta.ru
Как правило, знакомства происходили между людьми равных социальных сословий, но случались и исключения. Взять ту же Татьяну Ларину, которая, не имея богатого наследства, яркой внешности сумела завладеть вниманием князя Гремина. При этом выглядит неким лукавством описание образа Татьяны как неприметной и тихой барышни. До бала она успела отказать как минимум троим женихам, пожалуй, рассчитывая на что-то более выигрышное. Богатый князь мог выбирать себе в жены девушку, которая придется ему по душе, не взирая на ее приданое.
Но присмотреть на балу девушку – это еще даже не половина успеха. Просто так пригласить на танец ее было нельзя. Отсутствие должного статуса у приглашавшего или его дурная репутация могли скомпрометировать потенциальную невесту. Это могли сделать лишь те, кто уже был представлен ее родителям и получил от них негласное одобрение. В качестве человека, который мог представить потенциального жениха (а пока еще только желающего пригласить на танец) родителя, мог любой общий знакомый. Впрочем, молодой человек мог сделать это и сам. Но это считалось крайним случаем, значит у него весьма далеко идущие виды на девушку.
Одного лишь танца мало
Бальная книжка. / Фото: www.livemaster.ru
Только после официального знакомства молодой человек мог поинтересоваться может ли он рассчитывать на танец. Порядок танцев записывался в книжечку вместе с кавалерами. Отказываться было неприлично. Однако непосредственно перед девушка могла отказаться от танца, например, сославшись на усталость. При этом этикет предполагал, что молодому человеку следует предложить место возле себя и вести с ним светские разговоры. Этим часто пользовались молодые девушки, ведь других вариантов пообщаться с молодыми людьми у них практически не было. Во время танца сделать это было невозможно.
В самом зале девушки, которых уже приглашены на танцы стояли или сидели рядом со взрослыми родственницами. С одного места они не уходили, чтобы кавалеру не пришлось разыскивать их по всему залу. Прогуляться до знакомых можно было только во время перерывов. В одиночестве девушка по зале ходить не могла. Как бы девушка не понравилась, то танцевать больше трех раз считалось неприличным. Это считалось поводом жениться на ней.
В 19 веке большую роль на брачном рынке играли свахи. Их было предостаточно, на любой вкус и кошелек. Свахи собирали свою картотеку женихов и невест, с указанием возраста, сословия, и размером приданого. Было принято, что они посещали семьи, в которых дети подходили к брачному возрасту и предлагали свои услуги, заодно пополняя картотеку.
Пушкин увидел свою будущую даму сердца Наталью Гончарову на одном из таких балов. Тогда она была еще девочкой, но взгляд опытного ловеласа разглядел, что в будущем это будет девушка редкой красоты. Тогда она только начинала выходить в свет.
Для того чтобы научить наследника танцевать нужно было серьезно потратиться. Богатые семьи приглашали для этого учителей на дом, но танцевать в одиночку не получалось, поэтому занятия шли группами. К тому же нужны были ученики обоего пола, для того чтобы разучить парные танцы. Поэтому дело это было не только дорогим, но и хлопотным.
В качестве практики, начиная уже с 12-13 лет, дети танцевали на домашних балах. Иногда бывали и на придворных балах. Танцы были обязательным предметом во всех учебных заведениях, поэтому к возрасту, когда молодые люди выходили в свет они уже умели великолепно танцевать.
Балы становились особенным культурным направлением, которые играли заметную роль в жизни дворянства. Существовали нормы приличия и свой дресс-код, за которыми, между прочим, следили в Европе.
Комментарии (2)