Панамский канал соединяет между собой два океана – Тихий и Атлантический. Впервые идею строительства такого канала высказал в XVI веке испанец Васко Нуньес де Бальбоа, который заметил, что Панамский перешеек, разделяющий эти два океана, невелик, поэтому, возможно строительство сооружения, которое позволит значительно сократить путь морских судов в этом регионе.
Этот план заинтересовал даже императора Священной Римской империи Карла V. Правитель приказал тщательно исследовать перешеек для строительства судоходного канала. Но, комиссия сделала неутешительный вывод – в данной местности проложить путь для кораблей невозможно.
Вернулись к реализации «фантастического» замысла только в конце XIX века. Французское географическое общество решило создать акционерное общество с громким названием – Всеобщая компания межокеанского канала. Французы, опираясь на удачный опыт строительства Суэцкого канала, постарались доказать, что и в Панаме подобное возможно.
Строительство началось в 1881 году, а через несколько лет компания обанкротилась. Только в 1903 году США решили продолжить работу. Через 11 лет, 15 августа 1914 года, через канал прошло первое судно – пароход «Энкон». Но, официальное открытие состоялось только через 6 лет – 12 июня 1920 года.
На строительство канала ушли грандиозные деньги – почти 640 миллионов долларов. Длина этого сооружения – 81 километр 600 метров, глубина – 12 с половиной метров. В среднем, судно проходит из одного океана в другой за 7-8 часов. Максимальная пропускная способность – 48 судов в сутки. В 2010 году по каналу прошло юбилейное, миллионное, судно.
За время строительства Панамского канала десятки тысяч рабочих умерли от болезней или погибли в результате несчастных случаев. Исследователи называют страшную цифру: один километр канала обошелся, в среднем, в 400 человеческих жизней!
13 октября 1913 года, недалеко от города Гамбоа, прогремел мощный взрыв, с помощью которого был разрушен последний перешеек между Тихим и Атлантическим океанами. Кнопку пуска нажал лично президент США Вудро Вильсон. Правда сам президент в это время находился в своем рабочем кабинете в Белом доме. От его стола до места взрыва был специально проложен кабель, длина которого составила 4 000 километров.
Шляпа-«панама» получила свое название благодаря каналу. Именно такие головные уборы использовали для защиты от палящего солнца строители. Кстати, «панамы» входят в национальный костюм жителей Эквадора, логичнее называть их «эквадорки»
До открытия Панамского канала судам, следующим из Сан-Франциско в Нью-Йорк, приходилось преодолевать огромное расстояние в 23 000 километров. Канал позволил сократить путь почти в три раза.
Есть вероятность того, что в ближайшие годы у Панамского канала появится «двойник». Из-за высокой загруженности, возникла необходимость строительства еще одного подобного сооружения. Предполагается, что новый канал будет проложен по территории Никарагуа. Еще в 2013 году правительство этой страны одобрило данный проект, а через год он был утвержден окончательно.
Правда, экологи уже бью тревогу. По их мнению, канал нанесет непоправимый вред озеру Никарагуа, через которое пройдет новый судоходный канал. А данное озеро является важным источником пресной питьевой воды.
Комментарии (1)