По заказу Российской империи крейсер «Варяг» был построен на судостроительной верфи Филадельфии «Уильям Крамп и сыновья». На воду он был спущен 19 октября (по старому стилю) 1899 года. В то время «Варяг» по своим техническим характеристикам превосходил другие крейсеры российского флота, его оснастили самым современным вооружением, он обладал отличной скоростью и даже был электрифицирован и телефонизирован. В состав российских ВМФ введен в 1901 году, базировался «Варяг» в Порт-Артуре.
Почему же современный крейсер вступил в строй только через два года после постройки? Ходили слухи, что на «Варяге» были обнаружены серьезные недоработки, для устранения которых потребовалось немало времени. Например, котлы Никлосса часто выходили из строя, что не давало возможности развивать заявленную скорость в 26 узлов. Сказывался тот факт, что по контракту американцы должны были завершить строительство всего за 20 месяцев, стремление уложиться в эти сроки часто шло в ущерб качеству работы.
Перед тем как отправиться в Порт-Артур, крейсер «Варяг» побывал в Кронштадте, где его лично осмотрел император Николай Второй. По воспоминаниям очевидцев, осмотром «Варяга» монарх остался доволен. В условиях назревавшей войны с Японией, считалось, что крейсер будет иметь существенное превосходство перед судами противника.
По штату команда «Варяга» состояла из 20 офицеров и 550 нижних чинов. В декабре 1902 года командиром крейсера был назначен капитан первого ранга Всеволод Федорович Руднев, опытный моряк, участник трех кругосветных экспедиций. Один из предков Всеволода Федоровича, матрос Семен Руднев, был участником Азовского похода, в офицерский чин его возвели по личному указу Петра Первого.
В 1904 году, к моменту начала русско-японской войны, «Варяг» находился в порту Чемульпо на Корейском полуострове. Во время следования в Порт-Артур российский крейсер был атакован судами противника, получил серьезные повреждения и был вынужден вернуться обратно в Чемульпо.
9 февраля 1904 года Руднев получил ультиматум от японского контр-адмирала Уриу ультиматум: срочно покинуть порт, в противном случае, «Варяг» будет уничтожен на рейде. Руднев принял решение с боем прорваться в Порт-Артур, если это окажется невозможным — взорвать судно, чтобы исключить возможность его захвата противником.
В полдень «Варяг», вместе с канонерской лодкой «Кореец, вышел из порта Чемульпо и вступил в бой с японской эскадрой, состоявшей из 15 судов. За время часового сражения крейсер очень сильно пострадал. Но, предложение японской стороны о сдаче в плен русские моряки решительно отвергли. Было принято решение затопить судно, взорвать его было рискованно, так как взрыв мог повредить суда нейтральных государств, которые находились в Чемульпо. Взорвали лишь канонерскую лодку «Кореец». А крейсер затопили 9 февраля 1904 года в 18 часов 10 минут.
Экипажи «Варяга» и «Корейца» были приняты на суда других государств, где раненые получили необходимую медицинскую помощь. Затем, через нейтральные порты им удалось вернуться в Россию. В апреле 1904 года они прибыли в Петербург, где состоялась встреча с Николаем Вторым. По указу императора офицерам были вручены ордена, а нижним чинам — Георгиевские кресты.
После возвращения в Петербург Всеволод Федорович Руднев был назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный». Но прослужил там недолго, в ноябре 1905 года его отправили в отставку за лояльное отношение к революционным настроениям матросов.
В 1905 году Япония подняла со дна затонувший крейсер. Он был отремонтирован и вошел в состав японского флота с новым названием — «Сойя». Вернуть его в Россию удалось только в 1916 году, когда судно было выкуплено российским правительством. Крейсеру было возвращено прежнее название.
В феврале 1917 года крейсер ушел в Великобританию на капитальный ремонт. Вернуть его обратно британцы отказались, так как поле революции Россия решила не выплачивать царские долги. В 1920 году «Варяг» был продан в Германию на металлолом. Но, к месту назначения «Варяг» не дошел, сев на мель. Через некоторое время был взорван.
Интересно, что в 1954 году, когда отмечался 50-летний юбилей сражения у порта Чемульпо, советское правительство приняло решение разыскать оставшихся в живых участников этого события для вручения медалей «За отвагу».
Вдохновленный подвигом экипажа «Варяга» австрийский поэт Рудольф Грейнц посвятил ему свое стихотворение. На русский язык его перевела Евгения Студенская, а военный музыкант и композитор Алексей Турищев стал автором музыки. Так появилась песня-марш «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Написана она была для исполнения на торжественном приеме императором Николаем Вторым офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца»
Комментарии (8)