Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Фанерная авиация: деревянные боевые самолёты Второй мировой войны

Фанерная авиация: деревянные боевые самолёты Второй мировой войны

Боевой самолёт вызывает яркие ассоциации с рёвом двигателей, мощным вооружением и алюминиевым фюзеляжем с заклёпками на стыках. Правда, так было не всегда, и авиация времён Второй мировой войны сильно отличалась от современных представлений. Как это ни парадоксально, но во время создания целого ряда моделей использовался весьма архаичный материал – дерево, о применении которого конструкторы уже успели подзабыть.

Деревянные боевые самолёты

Современная реконструкция./ Фото: dzen.ru

Современная реконструкция./ Фото: dzen.ru

Когда авиаконструкторам потребовался материал с маленьким весом и большой прочностью, они активно стали использовать алюминий, заменив с его помощью сталь, дерево и ткань. Дерево быстро отошло в прошлое, и к нему больше никто не собирался возвращаться, поскольку это налагало серьёзные ограничения на конструкцию самолётов. Правда, во время Второй мировой войны о нём опять вспомнили, причём далеко не от хорошей жизни. Производство алюминия требовало сложной металлургии, электроэнергии, химии и многих других дефицитных в военное время ресурсов. Да и сам металл расходовался быстрее, чем его успевали добывать и обрабатывать.

Самолёт У-2 (По-2)./ Фото: wikipedia.org

Самолёт У-2 (По-2)./ Фото: wikipedia.org

Древесина, напротив, была доступна в промышленных объёмах, хорошо поддавалась обработке даже без специализированных цехов, а главное — не требовала сложной обработки. Применялась в основном авиационная фанера, чаще всего многослойная берёзовая. В передовых моделях древесина обрабатывалась синтетическими смолами, пропитками и затем формовалась в прессах под давлением, что придавало деталям прочность, не уступающую лёгким алюминиевым сплавам.

Деревянный Heinkel He 162./ Фото: hdpic.club

Деревянный Heinkel He 162./ Фото: hdpic.club

Плюсов у дерева в качестве материалов для самолётов было много. К примеру, при равной площади обшивки дерево было гораздо легче, а ремонт фюзеляжа не требовал слишком больших усилий, в аэродинамических качествах тоже был выигрыш. Конечно, минусов было не меньше, всё-таки дерево – капризный и не самый лучший конструкционный материал, чувствительный к влажности, перепадам температур и динамическим нагрузкам. Тем не менее фанерные самолёты стали вполне жизнеспособным классом авиации и показали весь свой немалый потенциал.

1. Фанерные истребители Великобритании

De Havilland Mosquito./ Фото: digitalcombatsimulator.com

De Havilland Mosquito./ Фото: digitalcombatsimulator.com

В самой промышленно развитой стране Европы, где алюминия всегда хватало, фанерный самолёт стал одним из лучших боевых машин войны. De Havilland Mosquito, спроектированный как скоростной разведчик и лёгкий бомбардировщик, изначально вызвал скепсис у военных, которым деревянный корпус казался устаревшим решением. Но проект одобрили, и вскоре «комар» поднялся в небо. Его строили из бальсы, еловых реек и формованной фанеры, собранной вручную на мебельных фабриках. Фюзеляж клеили из двух половинок в пресс-формах, с последующим склеиванием по шпангоуту, а деревянная обшивка пропитывалась смолами на основе казеина или синтетики, обеспечивая нужную прочность и защиту от влаги.

De Havilland Mosquito./ Фото: xyht.com

De Havilland Mosquito./ Фото: xyht.com

В отличие от клёпанных алюминиевых корпусов, гладкий фанерный фюзеляж давал отличную аэродинамику. Скорость Mosquito превосходила даже истребители противника, особенно на больших высотах. Он летал выше, нёс внушительную бомбовую нагрузку и при этом не требовал сложного производства. Всего построили более семи тысяч таких машин, и ни один другой фанерный самолёт не добился столь массового и успешного боевого применения.

2. Деревянный антикризис в Германии

Heinkel He 162 Salamander./ Фото: pinterest.com

Heinkel He 162 Salamander./ Фото: pinterest.com

Третьему рейху, несмотря на высокий уровень индустриализации, к концу войны стало остро не хватать стратегических материалов. Под ударами авиации союзников алюминиевые и сталелитейные заводы разрушались, и авиастроение начало искать обходные пути. Так на свет появился Heinkel He 162 Salamander — реактивный истребитель, собранный в спешке, с корпусом из дерева. Он проектировался под лозунгом «самолёт для народа» и должен был строиться в любых условиях, включая школы и мастерские. Фюзеляж был частично фанерным, с приклеенными носовыми и хвостовыми секциями. Его главная проблема заключалась в том, что клей оказался нестабилен при перепадах температуры и влажности, поэтому в полёте фанера могла трескаться или расслаиваться.

Тренировочные DFS Kranich./ Фото: wikimedia.org

Тренировочные DFS Kranich./ Фото: wikimedia.org

Были и другие примеры: тренировочные машины типа DFS Kranich, планеры, частично деревянные Messerschmitt Bf 108, даже прототипы тяжёлых бомбардировщиков. В некоторых проектах применяли фанеру с древесным наполнителем и обшивку на основе тканевой пропитки. Несмотря на технический риск, фанера позволила немцам сохранять темпы выпуска учебной и частично боевой авиации вплоть до 1945 года.

3. Быстрое и дешёвое самолётостроение в СССР

Самолёты По-2 (У-2)./ Фото: dzen.ru

Самолёты По-2 (У-2)./ Фото: dzen.ru

В Советском Союзе дерево в авиации применяли с самого начала, и в военные годы этот опыт оказался крайне полезен. Массивный алюминиевый фюзеляж требовал развитой промышленной базы, которой в эвакуированных тыловых условиях часто не было, поэтому делали как умели — деревянные каркасы, фанера и льняная обшивка. Чаще всего использовались схемы смешанного типа: металлические лонжероны с деревянной обшивкой. Это позволяло сэкономить металл и дать доступ к ремонту даже в полевых условиях.

Самолёт По-2 (У-2)./ Фото: blogspot.com

Самолёт По-2 (У-2)./ Фото: blogspot.com

Як-1 первых серий имел фанерный каркас хвостовой части и фанерно-льняную обшивку. По прочности эти узлы уступали алюминию, но были проще в изготовлении. Самым известным деревянным самолётом был По-2 — ночной биплан, простейший по конструкции, но крайне живучий и массовый. Его строили на сотнях площадок, часто вручную. В нём использовали берёзовую фанеру, клееную синтетическим клеем, а корпус армировали только на ключевых узлах. Перевозка в разобранном виде, быстрый ремонт, нечувствительность к качеству аэродромов — всё это делало По-2 незаменимым для ближнего тыла.

4. Почти ненужные самолёты США и Японии

Hughes H-4 Hercules./ Фото: dzen.ru

Hughes H-4 Hercules./ Фото: dzen.ru

Американская промышленность могла позволить себе использовать металл, но даже в США не отказались от фанеры. К примеру, так строили Fairchild AT-21 Gunner, учебный самолёт с частично фанерным корпусом. Его обшивка клеилась из фанеры с продольным армированием, обеспечивавшим нужную жёсткость при ограниченной массе. В проекте Waco CG-4, массового десантного планера, использовали до 70% деревянных элементов, включая силовой набор. Ещё был Hughes H-4 Hercules, построенный почти целиком из берёзовой фанеры по методу Duramold: многослойное ламинирование с проклейкой под давлением и температурой. Хотя он не воевал, сама технология повлияла на развитие композитов.

Kawanishi K9W./ Фото: airpages.ru

Kawanishi K9W./ Фото: airpages.ru

В Японии деревянные элементы встречались в палубной авиации. Некоторые модели, например, Kawanishi K9W, копировали немецкие тренажёры и имели фанерный каркас. На поздних этапах войны деревянные вставки использовались и в боевых самолётах, но в условиях тропиков фанера быстро разрушалась из-за грибка и влаги. Качество клеевых составов тоже было неважным: у Японии не хватало фенольных смол, а натуральные клеи не выдерживали нагрузки.


Источник: Фанерная авиация: деревянные боевые самолёты Второй мировой войны
Опубликовал:
Теги: техника дерево самолет Вторая мировая война фанерная авиация деревянная обшивка

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
18
Мужской журнал 09:00 11 сен 2021
Одна из величайших загадок Второй мировой войны: подземный город Третьего рейха
Одна из величайших загадок Второй мировой войны: подземный город Третьего рейха
10
Мужской журнал 08:01 08 фев 2019
Операция «Бодигард»: самая масштабная и изобретательная дезинформация Второй мировой войны
Операция «Бодигард»: самая масштабная и изобретательная дезинформация Второй мировой войны
28
Мужской журнал 10:01 28 дек 2021
Госдуму призывают определить новую дату начала Второй мировой войны
Госдуму призывают определить новую дату начала Второй мировой войны
116
Ваши новости 00:30 29 ноя 2020
Редкие боевые вездеходы Второй Мировой Войны из США, Германии и СССР
Редкие боевые вездеходы Второй Мировой Войны из США, Германии и СССР
1
Авто-Тема 07:40 15 окт 2021
Гроза небес: 6 знаковых тяжелых бомбардировщиков Второй мировой войны
Гроза небес: 6 знаковых тяжелых бомбардировщиков Второй мировой войны
69
Авто-Тема 15:12 05 фев 2019
Швеция во время Второй мировой войны
Швеция во время Второй мировой войны
15
Мужской журнал 07:01 07 фев 2022
Подполковник превратил железнодорожный вагон времен Второй мировой войны в уютное арендное жилье
Подполковник превратил железнодорожный вагон времен Второй мировой войны в уютное арендное жилье
5
Авто-Тема 18:46 18 янв 2019
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
114
Мужской журнал 10:01 23 фев 2020
Единственный во время Второй Мировой Войны мотоцикл с 4-цилиндровым мотором
Единственный во время Второй Мировой Войны мотоцикл с 4-цилиндровым мотором
11
Авто-Тема 16:37 02 фев 2021
Захват Мадагаскара. Скромное, но значимое сражение Второй мировой
Захват Мадагаскара. Скромное, но значимое сражение Второй мировой
1
Мужской журнал 09:01 16 ноя 2021
Начало сезона: Езда по болоту
Начало сезона: Езда по болоту
0
Авто-Тема 06:19 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства