Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Эриху Хартманну приписывается победа над 352 самолетами: мог ли немецкий ас столько сбить

Смотришь на немецкого аса люфтваффе: Эрих Хартманн - 352 сбитых самолета. Смотришь на советского аса: Иван Никитович Кожедуб – 62 сбитых самолета. Пожимаешь плечами и как в известной поговорке: не то асы наши неправильные, не то пропеллер не крутится. Ну, а еще впору задуматься о том, что или наши летчики времен войны прибеднялись, или немецкие привирали. На самом деле объяснение такой феноменальной разницы в сбитых машинах очень простое.
 

Покрышкин на своей Кобре. |Фото: rg.ru.

Покрышкин на своей Кобре. |Фото: rg.ru.



Настолько большая разница в сбитых машинах между советскими и немецкими асами объясняется тремя принципиальными моментами, которые можно объединить одним тезисом – разные системы подсчета воздушных побед. Строго говоря «неправильными» были не немцы, а мы! Потому что в большинстве стран Европы система подсчета сбитых самолетов была такой же, как в Германии.
 

Ас люфтваффе Ханс Филипп. Похоже лисенок на руках хочет сказать: СПАСИТЕ! |Фото: wiki2.org.

Ас люфтваффе Ханс Филипп. Похоже лисенок на руках хочет сказать: СПАСИТЕ! |Фото: wiki2.org.



Во-первых, в немецкой системе подсчета сбитых машин отсутствовало разделение на одиночные и групповые победы. Советским летчикам отдельно начисляли групповые и одиночные победы. Поэтому, когда речь идет о каком-нибудь Иване Кожедубе, то цифра в 62 сбитые машины – это строго индивидуальные победы. Простой пример: забило три советских Ла-5 один «Юнкерс 88» как мамонта – все трое пилотов получат одну групповую победу. В таком подходе есть разумное зерно: определить, чей выстрел был решающим в бою, крайне сложно, так что сбитый противник – результат коллективных усилий.

Другое дело, если один Ла-5 собьёт в индивидуальной поединке какой-нибудь «Мессер» — вот тебе и заветная индивидуальная победа! У немцев такого не было. Даже если в бою участвовало несколько машин, то победу присудим кому-то одному. И нередко это будет какой-нибудь ас вроде Хартманна, ведь его внушающий счет нужно пополнять ради пропаганды.


 

Самолеты люфтваффе идут в бой. |Фото: polzam.ru.

Самолеты люфтваффе идут в бой. |Фото: polzam.ru.



Во-вторых, немцы не разделяли понятие воздушной победы и сбитого самолета. А ведь воздушная победа не означает, что машина упадет, а летчик погибнет. Не исключено, что борт все-таки дотянет до аэродрома и спустя какое-то время будет возвращен в строй. В Советском Союзе старались разделять победы (когда достоверно неизвестно, что стало с машиной противника после боя) и непосредственно сбитые самолеты. Впрочем, ругать немцев за такой подход все-таки не стоит, так как и в подобном счете есть свой резон: пораженный самолет отправляется в простой, его нужно будет чинить, на ремонт придется тратить время и материалы. Это тоже своего рода достижение, ведь прямо сейчас машина не сможет участвовать в бою.
 

Звено советских самолетов. |Фото: mirtesen.ru.

Звено советских самолетов. |Фото: mirtesen.ru.



В-третьих, пожалуй, самое интересное: в Советском Союзе считали сбитые машины по бортам, в то время как в Третьем рейхе по… двигателям. Т.е. если у самолета четыре мотора, то немецкому летчики начисляли не одну, а сразу четыре победы! Звучит как жульничество? Не совсем. Опять-таки свой смысл в таком подходе есть. Очевидно, что 4-моторный бомбардировщик для армии намного опаснее, чем одномоторный истребитель. Однако, если учесть все озвученные «нюансы», то разница между советскими и немецкими асами будет сведена к минимуму, если вообще останется.
 

Горит хорошо. ¦Фото: novyefoto.ru.

Горит хорошо. ¦Фото: novyefoto.ru.


Источник: https://novate.ru/blogs/231122/64663/
Опубликовал:
Теги: история авиация военное дело немецкие асы советские асы кто больше сбил самолетов в великую отечественную Эрих Хартманн

Комментарии (37)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ринат Каримов
Да, все так. Но были и другие нюансы. Например, во времена учебы Хартманна в летной школе нужно было налетать 100 учебных часов, а к концу войны налет снизили до 40. В наших школах в начале войны курсанту считалось достаточным 8 часов налета, за время которых он успевал освоить только взлет и посадку, остальное он осваивал уже на практике. Поэтому присваивали такому летчику лишь звание сержанта. Естественно, сбить такого летчика-новичка любому немецкому асу не составляло особого труда. Другой нюанс состоит в том, что немецкие асы часто вылетали на свободную охоту для увеличения своего личного счета, у наших такая вольность не практиковалась - только на задания по прикрытию бомбардировщиков. Что касается Хартманна, то свой первый самолет он сбил в ноябре 1942 года, а Кожедуб только в июле 1943 года, то есть у Хартманна была довольно приличная фора. Покрышкин воевал с первых дней войны, но с конца 1943 года летал и сбивал очень мало, поскольку его полк ушел на переформирование, а потом его назначили командиром авиаполка. Кроме того, Хартманн отличался высоким снайперским искусством, что было отмечено еще в летной школе и очень рискованной тактикой боя - он подлетал к противнику снизу-сзади или сверху в пике из мертвой зоны и расстреливал самолеты с очень близкого расстояния, пролетая через его осколки. Так что, полагаю, Хартманн может и не сбил такого числа самолетов, но по-любому больше, чем Кожедуб и Покрышкин, хоть это вовсе не говорит о том, что наши летчики хуже, просто воевать им пришлось в иных условиях и по иным правилам
Дед Бузыкин
У немцев подготовка летчиков велась практически с самого детства. Летные клубы гитлерюгенда - первая ступень, авиашколы молодёжные - вторая ступень, подготовительные центры люфтваффе в округах - третья ступень. В учебные подразделения курсанты попадали, уже имея приличный налет часов и практическую подготовку. Это давало огромное преимущество немецким пилотам после выпуска в строевые части, где их уже ничему не учили, а лишь шлифовали тактические приёмы, доводя их до совершенства.
Владимир Михайлов 
Наших лётчиков после училища посылали в запасные полки, где они тоже летали. В Бой пускали не сразу. Периодически отправляли за техникой. Хартманн освоил новый тактический приём - в сложной ситуации просто прыгал с парашютом. Разделите его сбитые на 14 своих, а Покрышкина на 3 своих и будет иной результат. По сбитым лучший ас - Скоморохов, он сбил 20, а в своём имел только две пулевые пробоины. Ох,историки!
Дед Бузыкин
Хартманн ничего нового не придумывал. Этот приём с внезапной атакой из слепой зоны по вертикали с последующим уходом с набором высоты выработали ещё в сентябре 1940 в битве над Англией. Именно этот приём позволял сбивать верткие спитфайеры, а против бомбардировщиков действовал практически безотказно.
Хартманн по отзывам сослуживцев великолепно пилотировал, обладал хладнокровием и выдержкой, умел выжидать свой момент, постоянно учился даже у противников.
Alexey K./33
Извините, не понял, каким образом, воюя друг против друга в одно и то же время и в одном и том же месте, тем не менее "воевать им пришлось в иных условиях и по иным правилам"? И о каких "правилах" речь? Это что, они "воевали" в футболе? Если же Вы говорите о разных условиях подсчёта, то это не "правила", а условности.
Борис Эппель
Приходит 80-летний дед к врачу:
- Доктор, я со своей старухой могу только раз в месяц и то не всегда.
- Ну и что, для Вашего возраста это нормально.
- Дык, сосед у меня, ему 82, рассказывает, что он может хоть каждую ночь...
- Дедушка, ну а кто Вам-то мешает рассказывать?... Этот анекдот из той же серии!!!!
Денис
Возможно Эрих Хартман и победил 352 самолёта, но только не его армия победила в Великой Отечественной войне.
Дед Бузыкин
Пятнадцать любопытных фактов из жизни Эриха Хартманна
1 Детство его прошло в г Чанша в Китае, где его отец работал врачом и возвращался он с семьёй в Германию через Транссиб.
2 Его мать была известным в то время женщиной-пилотом и семья имела свой лёгкий самолёт
3 Первое своё пилотское удостоверение в югендшуле Хартманн получил в 14 лет
4 В учебной школе пилотов первого уровня в Цебрсте Хартманн получил приз лучшего по пилотированию
5 При получении назначения в октябре 1942 года в 52-ю ягдгешвадер Хартманну поручили перегнать в сторону фронта Ю-87 и он не справился с управлением, не смог даже поднять тихоходный пикировщик с полосы.
6 Первым наставником в JG-52 стал обер-фельдфебель Россманн, от которого Хартманн перенял все приёмы и тактику действий в паре
7 В JG-52 он год был ведомым у лучшего аса эскадры Вальтера Крупински по прозвищу 'Счетовод', где быстро набрался боевого опыта и стал набирать личный счёт
8 5 июля 1943 он за один день сбил семь советских самолётов (шесть ИЛ-2 и один Ла-5)
9 Когда его счёт достиг 200 сбитых самолётов его вместе с другими лучшими летчиками-истребителями (Барнхорном, Бэром, Липфертом) вызывали для награждёния в Берлин, они крепко выпили в транспортном самолёте и продолжили дальше. Непротрезвевший Хартманн в Каринхалле чуть не взял взял после награждения фуражку Гитлера
10 За всю свою карьеру Хартманн был сбит 14 раз и всегда с приключениями добирался до своих
11 Из 352 сбитых самолётов 344 приходилось на советские и 8 на англо-американские.
12 Свой последний самолёт (ЯК-7) майор Хартманн сбил 8 мая 1945 формально уже после войны. Но так как приказ о капитуляции пришёл в JG-52 после вылета Хартманна он не мог знать о нём.
13 Суд в СССР осудил Хартманна на 10 лет с формулировкой 'за порчу социалистического имущества'
14 Восстановившись после освобождения из лагеря в бундесвере в 1956 году в звании подполковника авиации он был против введения в ВВС натовских стандартов
15 Прожил 71 год и умер в 1993 году, при этом сам набросал эскиз своего памятника в виде пропеллера и крыльев.
Viktor Piskov
До 1934 года Германия не имела военных самолётов и будущие ассы учились летать на планерах. Только после того, как Гитлер стал канцлером , Германия начала строить свои самолёты, свои танки и военные корабли. Всё это было запрещено строить по мирному договору после поражения в первой мировой войне.
Павел Кисс 
Этот вопрос исследован "вдоль и поперёк" - слишком уж выдающийся результат. Советские историки, изучив вопрос по трофейным документам, пришли к выводу, что Хартманн даже отдавал сбитые им самолёты на счёт своих ведомых, чтобы их поддержать. Он не был тщеславным.
Николай Глухов
Наши тоже отдавали молодняку.
Антон Луценко
Вообще-то правильной была именно советская система подсчёта сбитых самолётов: во-первых, считали только тех врагов, кто реально упал, причём с подтверждением из трёх источников - от самих лётчиков, от наземных наблюдателей авиачасти и от пехоты; во-вторых, чётко дифференцировали индивидуальные и групповые победы. А в результате именно у советских военных лётчиков суммарное количество побед не превышало реального количества вражеских боевых самолётов, тогда как у немцев, англичан и американцев нормой было двойное-тройное превышение - печально, но правда.
Виктор Александров 
Всего за годы войны А.И. Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.
За время войны «белокурый рыцарь рейха» Хартманн сделал 1425 боевых вылетов.
Теперь сами поделите одно на другое.
В марте 1940 в Кремле прошло большое совещание по безопасности полётов. В результате на И-16 разрешили выполнять только виражи с креном до 45°, пикирования и горки с углом до 20° Это мне рассказывал Александр Александрович Щербаков, Герой СС, сын секретаря Московского обкома партии.
И в Германии с безопасностью полётов не боролись путём их запрещения.
Александров Виктор Константинович.
Ольга Ефремова
"5 июля 1943 он за один день сбил семь советских самолётов (шесть ИЛ-2 и один Ла-5)"- а это где было?
Дед Бузыкин
Понятия не имею. Тогда в воздухе шли постоянные сражения. Наши и немецкие бомбардировщики били по скоплениям техники, по колоннам и переправам. Истребители эскортировали их и отражали атаки вражеских истребителей. В небе регулярно шли одиночные и групповые схватки.
По моему и сам Хартманн понятия не имел, где конкретно и кого сбил.
Максим Юшкин
Имя Эриха Хартманна используется в мультсериале "Симпсоны". Там персонаж- жирный, эгоистичный, жадный, недалекий ребёнок, "друг" Барта Симпсона.
Олег Архипов
Джентельменам верят на слово....
Ольга Ефремова
Ну как на слово? Им же платили за каждый сбитый самолет.
Дед Бузыкин
Нет не платили. Меркантилизм в рейхе был не в почете.
Скорее всего ими в этой гонке за личными победами двигало тщеславие.. весь эти асы были как правило молодые летчики, чуть за двадцать. Их носили на руках, печатали в газетах, снимали для журналов, угощали в ресторанах
Ольга Ефремова
Другая система мотивации была, не прямая. Например,плата за риск.
Дед Бузыкин
Плата за риск? Ничего не слышал о таком.
Александр Горбылев 
Нет не платили. Меркантилизм в рейхе был не в почете.
Скорее всего ими в этой гонке за личными победами двигало тщеславие.. весь эти асы были как правило молодые летчики, чуть за двадцать.
Ольга Ефремова!
Другая система мотивации была, не прямая. Например,плата за риск.///
///Не слушайте вы этого урода. В Германском рейхе официально был капитализм, пусть и названный национал-социализмом, все и за все получали деньги.
Наши солдаты на фронте, к примеру, получали и жалование, и боевые доплаты, и огромные премии за подбитые танки, сбитые самолеты противника и прочие подвиги. Зарплаты офицеров были очень даже приличными. Для этого на всех фронтах существовали и действовали т.н. "выездные" отделения Госбанка СССР. Часть денег и продпаек фронтовики как правило, отправляли семье в тыл, ибо на фронте всех неплохо кормили - голодный солдат не воин.
Дед Бузыкин
Почитай дебил, мемуары фронтовиков. Лейтенантская проза (Кондратьев, Гроссман, Некрасов, Гранин, Быков, Воробьев) Уж они то отлично помнили как на фронте 'неплохо' кормили, а они хлебали из одного котелка с солдатами.
Ольга Ефремова
Да,это так. Но,по-моему ,оплачивавали не через выездные отделения Госбанка,а отделения были в дивизиях, ("полевая касса Госбанка"),выплачивали жалованье либо самим военнослужащим, либо пересылали женам, либо копились на счетах.
Жене моего дяди,пропавшего без вести, выплатили все его накопившееся жалованье уже после войны, когда признали его погибшим.
Ольга Ефремова
Кормили по обстоятельствам. Зачем мемуары? Сейчас есть на ОБД документы, их можно просто читать.
Например, во время наступления ,в ходе операции "Январский гром",в одной из дивизий накормили бойцов мерзлой картошкой. Это отражено в донесении, интендант наказан. Там по каждому дню расписано,чем кормили бойцов.
Дед Бузыкин
Вы меня прямо удивляете..
Верить документам, составленным для отчётности, а не свидетельствам очевидцев..
Я не говорю, что кормили постоянно скверно, но рядовой состав на передке даже в глухой обороне кормили по остаточному принципу, а уж в активной обороне или наступлении бойцы питались исключительно концентратом, сухпаем и подножным кормом. Интендантов расстреливали и отдавали под суд довольно часто, но на жирах в похлебке у солдат это никак не сказывалось.
Ольга Ефремова
Почитайте Гранина внимательнее. Он Вам объяснит,что его воспоминания носили разный характер,в разные периоды жизни.
Дед Бузыкин
Это нормально. С возрастом человек переосмысливает свои взгляды, но память тот тут при чём?
Ольга Ефремова
"Меркантилизм в рейхе был не в почете." ????!!! а ради чего же эти не меркантильные ,по-вашему, немцы к нам пришли?на наши березки смотреть? так у них в Германии точно такие же на каждом шагу.
Дед Бузыкин
Лебенсраум, теория жизненного пространства, провозглашенная гитлеризмом. Идеи расового превосходства и уничтожения неполноценных народов. Это не про деньги, это про кровь.
Проще говоря, начальник айнзатцкоманды СС какой нибудь гауптштурмфюрер получал почти столько же, сколько рядовой вахманн или унтер. И оттого, сколько бы он не умертвил народу, больше денег он не получал. Единственный стимул для них был карьерный рост вкупе с удовлетворением своих личных садистических наклонностей и амбиций.
Ольга Ефремова
Ну да,бессеребренники.Даже полы в дворцах ободрали. Уж не говоря о предметах искусства. Большинство экспонатов, которыми сейчас укомплектовывается разоренный и ободранный Александровский дворец, всплывают и выкупаются музеем из частных коллекций,почему-то.. И как же они туда попали,по Вашей логике? По зову крови или в резельтате карьерного роста?
Это один пример из многого, просто не хочется приводить хрестоматийные : янтарная комната, оклады икон из церквей и т.д
Дед Бузыкин
Вы думаете эти сокровища прикарманил кто то из бонз уровня Геринга, Шахта, Гиимлера? Крайне сомнительно. Эти пауки в банке следили друг за другом почище любого финконтроля.
Я не говорил, что они были сплошь фанатики, но формально стяжательство считалось преступлением против интересов партии и фатерланда. Подчеркиваю, формально. А вообще коррупция в тоталитарных режимах, хоть и была задавлена, но все же имела место быть.
Ольга Ефремова
Из бонз Геринга ,Шахта ,Гиммлера - им не надо было прикарманивать, а просто приказать.
А вот сэр Энтони Бивор, далеко не просоветски и не пророссийски настроенный писатель и историк, утверждает,что сохранение личного состояния Гитлера было поручено (перед штурмом берлина) Борману. То есть оно, личное состояние, у главного фанатика и борца за идеи превосходства немецкой расы, все-таки было.
Дед Бузыкин
Крайне сомнительное утверждение. То, что Борман исчез, ещё не говорит о том, что он имел какое либо отношение к финансам, как это описано у Юлиана Семенова в его произведениях. Скорее это по части Шахта, Функа, Тиссена, Флика и им подобных деятелей. Личное состояние у тиранов? Зачем оно им, когда все и так принадлежало им безраздельно? Когда у человека неограниченная власть над народами и странами, деньги уже не греют..
Александр Горбылев 
Личное состояние у тиранов? Зачем оно им, когда все и так принадлежало им безраздельно? Когда у человека неограниченная власть над народами и странами, деньги уже не греют..///
///Ты, дедушко, сначала изучи материал, а потом хвали врага, пусть и завуалировано.
Про Хартмана: в Люфтваффе засчитывали сбитые, подбитые (но ушедшие) и сожженные на земле самолеты противника как победы. В первые дни ВОВ немцы пожгли тысячи не эвакуированных командованием ВВС вопреки предвоенным Директивам №№1 и 2 Верховного Главнокомандования советских самолетов прямо на аэродромах, за что Рычагова с его штабом и расстреляли. ВСе они засчитаны в "победы" подобных Хартманов. Если три немецких истребителя сбивали один самолет противника - они одерживали в сумме три победы, по одной каждый, так им записывали, поэтому, когда наши историки ВОВ сложили все их победы, то суммарно они сбили в несколько раз больше советских самолетов, чем их произвел СССР.
Про личные состояния нацистских бонз ты бы не свистел тут анусом, обеляя Врага. Все они имели и дворцы, забитые награбленным, и огромные счета в банках. Перечислять тебе, брехуну и вражине название геринговских и гитлеровских дворцов и поместий не вижу смысла, не в коня корм, интересующиеся все найдут и Инете.
Гитлер, например, получал сумасшедшие гонорары за издания Майн Кампф и прочего бреда лично на свой счет и был миллионером. На это бабло он через личного искусствоведа - старого жида, семью которого ССовцы охраняли лучше атомных секретов, скупал (за копейки, конечно) лучшие образцы мирового искусства, до которого он мог добраться в оккупированной немцами Гейропе. В связи с наличием договоров купли-продажи, бывшие владельцы этих картин и прочих раритетов из гитлеровской личной коллекции и их наследники до сих пор не могут их отсудить и вернуть себе, а это в большинстве своем матерые жиды и их не менее матерые адвокаты.
Сталин, кстати, тоже получал сумасшедшие гонорары за свои сочинения, НО он ВСЕ свои личные доходы передавал в фонд выплат Сталинских премий (Ленинских тогда не было), очень большие денежные выплаты наиболее выдающимся советским ученым, инженерам, артистам и пр. работникам Искусств. Потому, после смерти у него на книжке осталось совсем немного денег. В-отличие от нацистского упыря.
Дед Бузыкин
Идиот, на всех самолётах второй мировой стояли средства фотофиксации и все победы (личные и групповые) документировались съёмкой и показаниями участников. И у нас и у немцев. Была разница в подсчётах поврежденных самолётов, но и они в личный счёт не шли.
Поинтересуйся на досуге, обсосок, сколько и кому было номинировано сталинских премий, это капля в море того, что финансировалось в отрасли. Профанация и пиар.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Украинцы в России: "У них в России тут столько дерьма"
Украинцы в России: "У них в России тут столько дерьма"
33
Ваши новости 08:00 03 авг 2017
Британия: приказ сбить Боинг отдавал лично Порошенко
Британия: приказ сбить Боинг отдавал лично Порошенко
8
Ваши новости 18:01 08 май 2018
Россиянина в Турции приговорили к 6 годам за "попытку сбить американский самолёт"
Россиянина в Турции приговорили к 6 годам за "попытку сбить американский самолёт"
0
Ваши новости 19:02 11 авг 2017
Что же все-таки летело над боевыми позициями наших ПВО 22.05.1943 года? Пытаемся разобраться
Что же все-таки летело над боевыми позициями наших ПВО 22.05.1943 года? Пытаемся разобраться
8
Мужской журнал 11:01 21 июл 2021
Нельзя столько зарабатывать
Нельзя столько зарабатывать
17
Все о работе руками 01:01 19 июн 2020
Пикирующая смерть. Как летчик Василий Раков потопил немецкий крейсер
Пикирующая смерть. Как летчик Василий Раков потопил немецкий крейсер
4
Авто-Тема 21:59 08 фев 2019
Битва при Вабаше (1791 г.). Величайшая победа индейцев над американской армией в истории
Битва при Вабаше (1791 г.). Величайшая победа индейцев над американской армией в истории
6
Мужской журнал 09:00 05 дек 2020
Возрожденная «Победа»: какой она могла бы быть
Возрожденная «Победа»: какой она могла бы быть
16
Авто-Тема 15:04 15 мар 2018
Как советские пленные угнали немецкий танк
Как советские пленные угнали немецкий танк
19
Авто-Тема 13:25 18 апр 2019
Сколько стоило такси в СССР в разные времена
Сколько стоило такси в СССР в разные времена
8
Авто-Тема 11:48 27 ноя 2023
Победа, которой дорожат
Победа, которой дорожат
3
Авто-Тема 14:07 26 фев 2019
В Россию вернулся лучший семейный кроссовер в мире, который любят россияне. Цены приятно удивят
В Россию вернулся лучший семейный кроссовер в мире, который любят россияне. Цены приятно удивят
0
Авто-Тема 17:31 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства