Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

8 экземпляров военной и космической техники СССР, не имевших аналогов в мире

Советский Союз жил в эпоху, когда конструкторская мысль бежала впереди здравого смысла. Иногда казалось, что инженеры соревнуются не с Западом, а с самими законами физики. Множество их творений давно разобрано по архивам, но память о них осталась – как о машинах, которых больше никто не смог повторить.

1. Каспийский экраноплан – «монстр», которого боялись спутники

Каспийский экраноплан шел в нескольких метрах над водой

Каспийский экраноплан шел в нескольких метрах над водой

Когда в шестидесятые годы на испытательном полигоне Каспия появился странный силуэт, американские разведспутники долго не могли понять, что это вообще такое. Летит низко, быстро, огромный, как авиалайнер. Так мир узнал о «Каспийском монстре» – гигантском экраноплане, который шёл в нескольких метрах над водой со скоростью пассажирского самолёта.

Он мог перевозить сотни тонн груза, не боялся радаров, а его силовая установка напоминала летающий завод. Представьте себе корабль, у которого вместо киля – крылья, и который не плывёт, а мчится по воздуху. В этом и была идея советских инженеров: обойти аэродинамику, а не подчиняться ей. До сих пор ни одна страна не сумела создать нечто подобное в таких масштабах.

2. МиГ-25 – самолёт, который нарушил привычные законы

МиГ-25 мог разогнаться до 3 тыс. км в час и более

МиГ-25 мог разогнаться до 3 тыс. км в час и более

Когда на Западе услышали о появлении МиГ-25, там реально занервничали. Это машина, способная разгоняться свыше 3000 км/ч и летать на высоте, где воздух уже почти кончается. Большинство самолётов при таких температурах расплавились бы, но советские инженеры сделали корпус из нержавеющей стали, а не из дорогого титана.

Он был грубоват, без изысков, но работал. Летал туда, где другие ломались. После того как пилот Беленко угнал МиГ-25 в Японию, специалисты США разбирали его по болтам – и не могли поверить, что простая технология может выдерживать такие нагрузки. Фактически это был летающий молот, созданный не для красоты, а для превосходства.

3. Подводный гигант «Акула» – город подо льдом

Подлодка проекта 941 «Акула» – мощная, но тихая и устойчивая

Подлодка проекта 941 «Акула» – мощная, но тихая и устойчивая

Если кто-то думает, что подлодки – тесные стальные трубы, пусть взглянет на проект 941 «Акула». 172 метра длины, почти 24 ширины, два прочных корпуса, между ними жилой отсек – настоящий плавучий город. В нём были спортзал, сауна, кухня, кают-компания. Всё это под толщей льда, в полной автономии по четыре месяца.

Её ракетный залп мог стереть с карты целый континент. Но, при всём масштабе, «Акула» оставалась удивительно тихой и устойчивой. Даже американские стратеги признавали: если этот корабль уходит под лёд, найти его невозможно. Ни один другой флот не построил ничего сопоставимого ни по размерам, ни по уровню комфорта.

4. «Чёрная акула» Ка-50 – одиночка против всех

Ка-50 мог продемонстрировать чудеса маневрирования

Ка-50 мог продемонстрировать чудеса маневрирования

Вертолёт, где пилот один и без шансов на ошибку, – идея рискованная, но советские инженеры рискнули. Ка-50 с соосными винтами управлялся как спортивный самолёт, а маневрировал так, будто играл с гравитацией. Он мог зависать боком, крутиться вокруг оси, делать «бочку» – для вертолёта это почти чудо.

Добавьте сюда катапультируемое кресло, и вы поймёте, насколько продвинут был проект. До сих пор ни у кого нет серийной боевой машины с подобной системой спасения. Позже его «наследник» Ка-52 взял лучшее из этой идеи, но сам факт – ещё в 80-е Союз смог создать вертолёт, который и сегодня выглядит футуристично.

5. «Объект 279» – танк, переживший взрыв

«Объект 279» благодаря своей конструкции не тонул в болоте и мог выдержать последствия ядерного взрыва

«Объект 279» благодаря своей конструкции не тонул в болоте и мог выдержать последствия ядерного взрыва

В шестидесятые инженеры словно соревновались, кто создаст машину, способную пережить конец света. Так родился «Объект 279». У него не было привычных форм – корпус литой, обтекаемый, четырёхгусеничный. Благодаря этому он не тонул даже в болоте и мог выдержать ударную волну ядерного взрыва.

Толщина брони доходила до 300 мм, а снаряды просто рикошетили. На испытаниях он шёл по снегу, как трактор, но в серийное производство не пошёл – слишком сложный, слишком дорогой. Однако сама концепция осталась в истории как символ инженерного максимализма: сделать танк, которому всё нипочём.

6. 2С7 «Пион» – артиллерия, способная переписать карту

Вес установки 2С7 «Пион» достигал 46 тонн

Вес установки 2С7 «Пион» достигал 46 тонн

Когда на полигоне стреляла самоходка 2С7, земля дрожала. 203-мм орудие метало снаряды почти на 50 км. При необходимости – даже ядерные. Масса установки – 46 тонн, экипаж – семеро. Простой по виду, «Пион» был страшно надёжным. Ствол держал тысячи выстрелов, а грохот было слышно за десятки километров.

Для Европы времён холодной войны это было оружие устрашения. Мощь, которой нельзя пренебречь. Сегодня модернизированная версия, «Малка», всё ещё стоит на вооружении – редкий случай, когда техника полувековой давности до сих пор актуальна.

7. «Буран» – автомат, побывавший в космосе

«Буран» был воплощением технологической мощи позднего СССР

«Буран» был воплощением технологической мощи позднего СССР

Когда «Буран» поднялся в 1988 году, он стал событием планетарного масштаба. Корабль взлетел, облетел Землю и приземлился без единого человека на борту. Всё под управлением автоматики, без ручного вмешательства. Американский «Шаттл» такого не умел и не умеет до сих пор.

Сотни предприятий работали над «Бураном»: новые сплавы, теплозащита, электроника. Он был вершиной советской инженерии, последним аккордом эпохи, где вера в науку побеждала всё остальное. К сожалению, распад страны похоронил проект, но сам факт этого полёта остаётся одним из главных доказательств технической мощи СССР.

8. Ракетный поезд БЖРК – невидимка на рельсах

БЖРК – боевой железнодорожный ракетный комплекс

БЖРК – боевой железнодорожный ракетный комплекс

Снаружи – обычный товарный состав. Внутри – три межконтинентальные ракеты, каждая с десятком ядерных боеголовок. Этот поезд мог стартовать с любой точки страны, не выходя на связь. Автономная навигация, собственное питание, бронированные вагоны – подвижный ядерный щит.

Поезда-ракетоносцы курсировали по огромной сети железных дорог, и обнаружить их было невозможно. Противник никогда не знал, где именно находится «Молодец». Само сочетание мобильности, скрытности и огневой мощи остаётся уникальным: после распада Союза никто не сумел повторить подобную систему.

Эпоха, когда инженеры не знали слова «невозможно»

Плакат времен СССР, воспевающий научные достижения Страны советов

Плакат времен СССР, воспевающий научные достижения Страны советов

СССР жил в логике «а вдруг получится». Поэтому появлялись экранопланы, плавающие танки, орбитальные корабли. Иногда слишком дорого, иногда без практического смысла, но – с фантастическим уровнем инженерной дерзости.

Эти проекты не всегда дожили до серийного воплощения, зато показали: у советской школы не было страха перед масштабом. И потому многие машины тех лет до сих пор не имеют аналогов – не потому, что их нельзя построить, а потому, что больше никто не решается.


Источник: 8 экземпляров военной и космической техники СССР, не имевших аналогов в мире
Опубликовал:
Теги: технологии СССР техника аналог

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
виталий
Ну, надо же, и такое, оказывается было! Послушать доморощенных критиканов, так у нас всё, что представляет научную и технологическую ценность, украдено у Европы и Америки.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Остатки величия: 10 заброшенных советских секретных объектов и уникальной техники
Остатки величия: 10 заброшенных советских секретных объектов и уникальной техники
58
Мужской журнал 10:02 10 окт 2018
30 лет без СССР – не имеющее аналогов оболванивание трёхсот миллионов
30 лет без СССР – не имеющее аналогов оболванивание трёхсот миллионов
206
Ваши новости 11:01 17 окт 2021
Летающая тарелка «ЭКИП»: как в Советском Союзе создали летающий аппарат, не имеющий аналогов в мире
Летающая тарелка «ЭКИП»: как в Советском Союзе создали летающий аппарат, не имеющий аналогов в мире
31
Авто-Тема 12:12 16 фев 2019
Почему забросили самый большой в мире авиалайнер
Почему забросили самый большой в мире авиалайнер
1
Мужской журнал 05:40 02 ноя 2025
Механические монстры родом из СССР: 5 фото редкой огромной техники
Механические монстры родом из СССР: 5 фото редкой огромной техники
0
Авто-Тема 12:13 14 дек 2021
Боевые гиганты: 4 вида самой большой военной техники в мире
Боевые гиганты: 4 вида самой большой военной техники в мире
11
Читайте самую соль! 15:56 16 окт 2024
Великаны техники: 10 самых больших самосвалов в мире, которым нет равных
Великаны техники: 10 самых больших самосвалов в мире, которым нет равных
1
Авто-Тема 12:55 15 ноя 2024
Уничтожение СССР началось в 1953 году
Уничтожение СССР началось в 1953 году
198
Мужской журнал 09:00 30 сен 2021
В интернете опубликовали фото самой необычной техники в мире
В интернете опубликовали фото самой необычной техники в мире
0
Авто-Тема 10:55 19 июл 2021
5 экземпляров уникальной и безумно дорогой военной техники, о которой то и дело вспоминают
5 экземпляров уникальной и безумно дорогой военной техники, о которой то и дело вспоминают
5
Читайте самую соль! 10:51 12 ноя 2024
ТОП-5 мифов, призванных очернить СССР
ТОП-5 мифов, призванных очернить СССР
317
Ваши новости 15:31 01 дек 2020
Исторические шедевры. Невероятно!
Исторические шедевры. Невероятно!
1
Читайте самую соль! 07:45 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства