Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

10-й круг ада: каково было служить на дизель-электрических подлодках Первой мировой

Первые подлодки – филиал ада. /Фото: en.wikipedia.org.

Первые подлодки – филиал ада. /Фото: en.wikipedia.org.

Вот рождается человек. В первые минуты своей жизни это, мягко говоря, не самое притягательное существо: кричащее, грязное и абсолютно бестолковое. Пройдут годы, прежде чем тяжесть родительского воспитания и системы образования превратит сие нечто в человека с большой буквы. Так же и с технологиями: перед «прекрасными лебедями» современных АПЛ были «гадкие утята» первых дизель-электрических субмарин.

1. Как появились первые военные подлодки современного типа?

Служба была очень тяжёлой. /Фото: pnp.ru.

Служба была очень тяжёлой. /Фото: pnp.ru.

Первые шаги на пути подводного кораблестроения люди предприняли ещё в глубокой древности. Однако, вплоть до середины XIX века все построенные подлодки характеризовались откровенно скромным водоизмещением, чрезвычайно ограниченной автономностью и небольшим функционалом. Ситуация в этом вопросе начала стремительно меняться на фоне промышленной революции середины позапрошлого столетия. Ограниченно небольшие «военные» подводные лодки применялись уже в годы гражданской войны в США (1861-1865 годов). При этом субмарины той поры использовали или чисто мускульную тягу, или исключительно электронную питаясь от громоздких аккумуляторов. При этом уже тогда становилось очевидно, что уже в обозримом будущем в этой области будет совершён качественный прорыв.

Внутри было тесно. /Фото: wargaming.net.

Внутри было тесно. /Фото: wargaming.net.

Прорыв не заставил себя ждать. В 1902 году во Франции заложили первую дизель-электрическую подводную лодку. На следующие несколько десятилетий именно эта схема стала фактически единственной при постройке военных субмарин. Вслед за Францией собственными подлодками стали обзаводиться и другие крупные страны, включая Россию. Последовавшая русско-японская война стала моментом боевого крещения для первых «дизелей». Тогда мало кто понимал, что тот конфликт оказался лишь мрачной прелюдией к Первой мировой войне.

2. Как жилось и служилось моряками на первых дизель-электрических подлодках?

Сложностей хватало. /Фото: waralbum.ru.

Сложностей хватало. /Фото: waralbum.ru.

Служба на флоте всегда была тяжела и за редким исключением требовала от офицеров и низших чинов гораздо большей квалификации, нежели служба в сухопутных войсках. Для наглядности можно привести такой пример: уже в Петровскую эпоху русский матрос высшей категории (т.е., по сути, рядовой) получал жалование почти в 3 раза больше, чем сержант сухопутной армии! При этом по мере того, как флоты переходили от парусов к двигателям, служба на кораблях становилась всё сложнее. Но если на корабле служит было просто не сахар, то служба на подводной лодке и вовсе выглядела для моряков как филиал ада на земле (точнее, под водой). Даже сегодня служба на подводной лодке сопряжена со множеством различных неудобств. А на первых дизель-электрических подлодках дела с уровнем комфорта обстояли в разы хуже!

Люди горели во всех смыслах. /Фото: wikimedia.org.

Люди горели во всех смыслах. /Фото: wikimedia.org.

Просто представьте себе: длина дизель-электрической субмарины времён Первой мировой войны составляла всего 20-30 метров, а ширина и вовсе не превышала 2 метров. В эти «просторы», помимо бессчётных механизмов, кое-как втискивался экипаж из 15-20 человек. Внутри каждой такой «косатки» стояло устойчивое амбре из запаха аккумуляторных батарей, аромата дизельного топлива, густо перемешанного с запахом человеческого пота и дыхания. Добавьте к этому постоянную температуру воздуха внутри корпуса подлодки в пределах между 30 и 45 градусами по Цельсию. В этих замечательных условиях личный состав служил, жил, спал, ел и, если понадобится, погибал.

Подлодки были небольшими. /Фото: iwm.org.uk.

Подлодки были небольшими. /Фото: iwm.org.uk.

К слову, о еде и сне. На первых подводных лодках кроватей не существовало в принципе. Команда спала буквально где придётся, располагаясь на многочисленных агрегатах и вооружении субмарины. Спали даже на торпедах! Иногда первым подводникам даже приходилось спать сидя. При этом из-за откровенно скромного экипажа вахты на первых подлодках неслись как на первых парусниках: пока ты спишь – через тебя снуют в служебной суете верные товарищи. Сегодня каждый хотя бы раз слышал о том, что у моряков подводного флота усиленный рацион. Но в начале XX века ничего подобного не было. Даже офицеры подводники питались исключительно скромно, чтобы не сказать убого: галеты, вода, мясо в консервах. Из «роскоши» чай или кофе в зависимости от конкретного военно-морского флота.

Нехватка воздуха и ядовитые пары. /Фото: wikipedia.org.

Нехватка воздуха и ядовитые пары. /Фото: wikipedia.org.

И если вы уже успели подумать, что на этом перечень раздражающих обстоятельств закончен, спешим вас огорчить… Теперь добавьте ко всему перечисленному шум, постоянный гул и гам от работающих агрегатов. Из-за него морякам первых дизель-электрических субмарин нередко приходилось общаться при помощи жестов! Но и это ещё не всё, ведь на первых подлодках откровенно нахватало воздуха для дыхания. Едва подлодка начинала опускаться ниже уровня воды, как процент кислорода в её атмосфере стремительно падал, в то время как доля содержания углекислого газа – росла. Наконец, последним по списку, но не по значению был такой нюанс службы, как полное отсутствие какое-либо санитарии. Туалет на подлодке в те годы выглядел как металлическое ведро с закрывающейся крышкой. А душа в те годы для подводников и вовсе не существовало.

Самая сложная служба на флоте. /Фото: topwar.ru.

Самая сложная служба на флоте. /Фото: topwar.ru.

Вишенкой на торте сей замечательной службы был нечеловеческий риск. Причём сейчас речь идёт даже не о том, что подлодку могли подбить. Первые дизельные субмарины были ненадёжны и опасны: постоянные течи приводили к тому, что морская вода, попавшая в аккумуляторный отсек, неизбежно провоцировала выделение в атмосферу ядовитого хлора. Как итог, химические отравления на субмарины считали едва ли не «нормой». Наконец, первые дизеля нещадно горели. Пожары на субмаринах случались даже вне боя.


Источник: 10-й круг ада: каково было служить на дизель-электрических подлодках Первой мировой
Опубликовал:
Теги: техника флот первая мировая подводная лодка кораблестроение субмарина дизель-электрические подлодки служба на подводной лодке

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
10 странных военных автомобилей времен Первой Мировой Войны
10 странных военных автомобилей времен Первой Мировой Войны
0
Авто-Тема 18:40 07 сен 2021
Легендарные женщины Первой Мировой
Легендарные женщины Первой Мировой
1
Мужской журнал 08:01 29 окт 2021
«Липкая граната» времен Второй мировой войны
«Липкая граната» времен Второй мировой войны
0
Мужской журнал 21:40 04 дек 2025
Как это было: право первой ночи в Европе
Как это было: право первой ночи в Европе
22
Мужской журнал 11:01 04 мар 2021
Подвиг солдат 10-й дивизии НКВД
Подвиг солдат 10-й дивизии НКВД
42
Мужской журнал 09:02 04 ноя 2018
Бензиновый мотор, который работает как дизель
Бензиновый мотор, который работает как дизель
1
Мужской журнал 05:00 25 окт 2025
Право первой ночи в Европе: как это было
Право первой ночи в Европе: как это было
23
Мужской журнал 13:02 29 мар 2018
Как выглядели и работали фары автомобилей до появления электрических ламп
Как выглядели и работали фары автомобилей до появления электрических ламп
0
Авто Скрежет 03:40 30 окт 2025
Юрий селиванов: третий круг вселенского ада
Юрий селиванов: третий круг вселенского ада
0
Ваши новости 01:01 13 дек 2018
«Загадка Кельтского леса»: куда исчезли бойцы «Грозного батальона» на Первой Мировой
«Загадка Кельтского леса»: куда исчезли бойцы «Грозного батальона» на Первой Мировой
0
Мужской журнал 09:01 06 июл 2019
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
114
Мужской журнал 10:01 23 фев 2020
Какие автомобили попадут под налог на роскошь в 2026 году список и нюансы
Какие автомобили попадут под налог на роскошь в 2026 году список и нюансы
0
Авто Скрежет 14:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства