Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

1000 лет Суздалю: город-сказка, город-музей и город-загадка

В этом году один из самых древних и ярчайших городов «Золотого кольца России» официально отмечает свое тысячелетие.

При этом точная дата основания Суздаля до сих пор неизвестна. Ученые сходятся только в одном — ему абсолютно точно уже больше тысячи лет.

ГОРОД НОВОЙ ИСТИННОЙ ВЕРЫ

Дело в том, что первое упоминание Суздаля в самой древней летописи - «Повести временных лет» - рассказывает о драматических событиях, которые произошли 1024 году от Рождества Христова (или в 6532 году от сотворения мира, как тогда вели летоисчисление) в давно сложившемся городе.

Давайте вчитаемся в перевод этого сказания тысячелетней давности на современный русский язык: «Поднялись волхвы в Суздале, избивали зажиточных людей, по дьявольскому наущению и бесовскому действию, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди в Болгарскую землю, и привезли хлеба, и ожили. Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних он отправил в изгнание, а других казнил, говоря так: «Бог посылает за грехи на любую землю голод или мор, или засуху, или иную казнь, а человек ничего не знает о том» .

Из этого отрывка становятся совершенно очевидными два факта. Во-первых, Суздаль на тот момент был уже настолько важным и крупным поселением, что усмирять бунтовщиков туда прибыл сам князь Ярослав Мудрый со своей дружиной. И второй — православная вера суздальцев становилась такой сильной, что утратившие влияние служители языческих культов отважились на последний отчаянный шаг — открытый мятеж.

Поэтому, вероятнее всего, город Суздаль возник на просторах Северо-Западного Ополья одновременно или даже до периода Крещения Руси Владимиром Святым. А к 1024 году город переживал непростой переходный период освобождения от прочно укоренившихся здесь древних темных языческих верований.

Ведь до самого конца XI века языческие капища всё же сохранялись в Суздальской земле, о чем повествует «Житие епископа Исайи». Это подтверждают и археологические находки: ученые установили, что долго еще местные жители практиковали сооружение курганных насыпей на местах захоронений и частичное сожжение усопших. Находили и следы поминальной тризны, что свидетельствует об остатках традиций язычества. По тем же причинам вплоть до ХIII века в основания крепостных стен и при строительстве жилых домов суздальцы закладывали особую жертву — лошадиную голову. Так уж устроены люди, и в наше время у некоторых народов мы видим удивительное сочетание православной веры и соблюдение языческих обрядов.

Кстати, отголоски язычества звучат в названиях самых древних мест и улиц Суздаля. Например, Иванова гора теперь увенчана храмом во имя Пророка Илии. Но еще в XVIII веке суздальский хронист Ананий Федоров в труде «Собрание о Богоспасаемом граде Суздале» сообщает, что название горы появилось ещё в языческие времена, когда за Кремлём на лугу устраивались летние празднества в честь Ивана Купала». Также Федоров написал, что «обыватели во граде Суждале имеяху богов языческих, и кроме их Яруна, Пиная, Облупу, Купала. По которым и места были во граде особливые, где их богомерские были молбища или капища. От Яруна – Ярунова улица, от Пиная – Пинаиха, от Облупы – Облупа, где ныне кабак» .

ДОБАВИМ ВЕК ИЛИ ДАЖЕ ДВА

Отметим, что русский историк, географ, автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основоположник русского источниковедения, Василий Никитич Татищев, датировал начало Суздаля даже 982 годом и тоже считал основателем города Владимира Святого. По его расчётам — киевский князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил» . А по венгерским средневековым хроникам рождение Суздаля произошло еще раньше - в 880-е годы нашей эры.

Также из летописи известно о большой «стройке века» в Суздале 1192-м году - при князе Всеволоде Большое Гнездо. И это явно говорится о реконструкции старых городских укреплений и возведении новых стен. Наконец, уже в наше время, в ходе многолетних раскопок Института археологии Академии наук, были найдены остатки детинца (самого укрепленного места города), который существовал минимум на 100 лет раньше, чем 1024 год.

Археологи сделали вывод, что «в составе населения были представители как местных финно-угорских племен, так и выходцы славян из северо-западных областей Руси и отдельные представители скандинавов. При стабилизации на Руси в X и первой половине XI века государственных структур Суздаль принимает на себя функции административно-хозяйственного, военно-политического и ремесленно-торгового центра».

КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ — КРЕСТИТЕЛЬ СУЗДАЛЯ

Свет христианства в Суздале победил, и в последующие века только приумножился. Недаром одна из авторитетных версий основания города утверждает, что заложен он был лично Владимиром Крестителем. В ходе легендарного похода около 990 года - для утверждения в землях Залесских христианства. Тогда был заложен и Владимир — будущая столица Северо-Восточной Руси.

На месте нынешнего Свято-Васильевского монастыря князь Владимир крестил суздальцев. Здесь он воздвиг крепость и дубовую церковь, вокруг которой возник этот один из древнейших русских монастырей. Назвали его Васильевским – соименным самому князю Владимиру, который в крещении получил имя Василий. Поэтому цари этот монастырь очень почитали и даже Лжедмитрий, в свой короткий век, за притеснения этой обители угрожает смертной казнью. А первый из Романовых – Михаил – называет ее «своим царским богомольем» .

Каменный собор во имя древнего святого Василия Великого был построен в XVII веке, небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века. Общий вес колоколов на этой колокольне до революции - 170 пудов!

ВЛАДЫКА СУЗДАЛЯ — ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ

Подлинный расцвет Суздаля начался в середине XII века при князе Юрии Долгоруком. При нем в самом городе была возведена каменная Спасская церковь, а земля Суздальская украсилась новыми соборами и городами. Среди великих дел князя, была основана тогда еще мало кому известная крепость Москва. Фактической столицей сильнейшего в ту эпоху русского князя Юрия был Суздаль, рядом с которым он выстроил для себя загородную резиденцию в селе Кидекша.

Долгорукий всерьез остерегался оппозиционного боярства. Хитро сослался на то, что город «стоит не на месте, близ реки самой мелкой». Не хочу мол, жить на реке Каменке, а хочу – на Нерли. И в четырех верстах от города, в 1152 году, начал строить княжескую крепость. Чтобы держать на личном контроле водный выход из Суздаля.

Здесь возвели самую первую на Владимиро-Суздальской Руси белокаменную церковь. В летописи сказано так: «Того же лета Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба». По преданию, на том самом месте, где останавливались эти самые первые русские святые по пути в Киев.

Церковь Покрова на Нерли. Источник: https://turizm-centr.ru/kak-vyglyadit-tserkov-pokrova-na-nerli/

В этой Борисоглебской церкви были похоронены сын Юрия Долгорукого Борис, жена сына Мария и их дочь Евфросиния. «Въ гробнице лежатъ мощи, кости целы, а на мощахъ одежда белою тафтою покрыта» , - писал про это суздальский воевода Тимофей Савелов в 1675 году.

Церковь эта относится к самому начальному периоду суздальской архитектуры. Небольшая она, очень строгая и простая. Стоит на самом краю обрыва Нерли, где пережил этот храм и разорение от монголов, и запущенность в советские годы. А рядом с ним стоит и более поздняя церковь, с накренившейся как Пизанская башня колокольней.

КРЕМЛЬ, СОБОР РОЖДЕСТВА И ЗЛАТЫЕ ВРАТА

Позже суздальское княжение доставалось одному из младших представителей местной ветви Рюриковичей. Оно считалось не первостепенным, но почетным. Русские князья всегда чтили богомольный Суздаль и часто жаловали его монастыри щедрыми дарами.

Главный суздальский храм — Рождественский собор — это еще и старейшее здание города. Он был возведен в кремле в 1222-1225 годах на месте еще более древнего храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI века. Это единственный в губернии храм, пять синих куполов которого украшены восьмиконечными золотыми звездами.

Доныне в Рождественском соборе суздальского кремля хранятся уникальные «Златые врата». Огромные двери храма роскошно украшены в технике «огневого золочения», ее называют еще «жженым золотом». Такой способ позолоты самый древний, прочный и самый вредный. В процессе его золото растворяется в ядовитой ртути, этим раствором покрывают медную основу, а потом прокаливают на огне.

«Златые врата» украшены изображениями святых, которые были тёзками владимирским князьям, а значит — их покровителями. Здесь же - картины «деяний ангелов» и их предводителя архистратига Михаила.

Любопытно, что в сцене обучения Адама архангелом Михаилом земледелию, Адам орудует деревянной лопатой с металлической оковкой — такой, какие были в XII веке в Суздале. Их называли «рыльцами», на Златых вратах так и написано - «Адам рыльцем землю копая».

Кстати, на курантах в кремле вместо цифр — буквы, а стрелка всего одна. Эти часы установлены на шатровой колокольне, выстроенной с южной стороны главного суздальского собора в далеком 1635 году. В ту эпоху цифры на Руси еще не были в ходу, их заменяли буквы славянской азбуки. Например, «А» – это буква «Аз», и она означала - «один».

ДВОРЕЦ НЕ КНЯЖЕСКИЙ, НО АРХИЕРЕЙСКИЙ

В конце царствования Екатерины II была учреждена Владимирская губерния. А Суздаль «определен» в разряд уездных (районных) городов. На память о великом прошлом ему оставили его древний герб – с серебряным соколом на синем фоне. И без владимирского льва – обязательного для гербов всех других городов губернии.

Правящая церковными делами епархия была переведена во Владимир. Последний суздальский архиерей Виктор уехал в 1799 году. Огромное здание архиерейских палат в кремле – настоящий дворец – отдали под духовную семинарию с «бурсой» - общежитием для малоимущих семинаристов.

«ТЮРЕМНЫЙ КРЕМЛЬ»

Спасо-Евфимиев монастырь. Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_12633

«Вторым суздальским кремлем» называют самый большой монастырь Суздаля – Спасо-Евфимиев. Потому, что он обнесен высоченной – «кремлевской» – кирпичной стеной с мощными башнями.

Именно как крепость, способная вместить всех суздальцев, монастырь был основан в 1352 году. Назван он в честь своего первого настоятеля - преподобного Евфимия Суздальского. На постройку и достройку храмов, стен и башен монастыря давали деньги Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские. Кстати, мавзолей самого знаменитого из Пожарских (он вместе с Кузьмой Мининым спас Москву от поляков) расположен внутри этой обители.

В 1766 году императрица Екатерина II учредила в монастыре «духовную тюрьму» для «безумствующих колодников», которую также называли «арестантскими чуланами». В них содержали не только душевнобольных, но и сектантов, раскольников, вероотступников, в том числе - и из духовенства. Тут жил и умер прорицатель-монах Авель, предсказавший смерть трех царей. Сидели декабрист Шаховской и «лжесвятой» Ермолай. А в революцию 1905 года отсюда был выпущен крестьянин Ковалев, который заживо замуровал 20 своих родственников – чтобы «спасти» их от «антихристовой» переписи населения.

Казематы пустовали недолго, в 1923 году советская власть начала сажать в них несогласных. А со следующего года в тюрьму превратили весь монастырь целиком. С 1940 до 1946 года здесь содержались военнопленные немцы и итальянцы. После Сталинграда в Суздаль попали и солдаты армии фельдмаршала Паулюса.

НЕВИДИМЫЙ МОНАСТЫРЬ

В Суздале есть монастырь, который не решился взять приступом даже уже захвативший город монгольский хан Батый. Это Ризоположенский монастырь – один из самых древних в России. Найти его просто – он стоит в самом центре города, в самой середине его центральной улицы. У него самые красивые Святые (Красные) врата и в нем расположена самая высокая колокольня Суздаля – Преподобенская.

Ризоположенский монастырь. Источник: https://blog.ufs-online.ru/recommendations/na-vyhodnye-v-suzdal?amp

Монастырь был основан в начале XIII века епископом Владимирским и Ростовским Иоанном I. В 1238 году воины хана Батыя сожгли и разграбили Суздаль. Но по молитве святой Ефросиньи Суздальской не смогли даже войти в её обитель, хотя монастырь никто и не оборонял.

Предания гласят, что сначала в глаза кочевников ударил яркий свет, в котором был виден только крест. А потом на штурмующих спустилось облако, в котором ордынцы ничего не могли разглядеть. Тогда хан Батый сам попытался подступить к монастырским стенам, но попросту не смог их найти. И приказал войску пройти мимо «заколдованного места».

Сегодня самым старым сооружением в монастыре является Ризоположенский собор, построенный в XVI веке. А его высоченная колокольня была построена в 1819 году в честь победы над Наполеоном. С нее Суздаль виден как на ладони, и колокола снова звучат - прямо как в старину.

САМЫЙ НАМОЛЕННЫЙ ГОРОД РОССИИ

В Суздале самое большое количество храмов на душу населения. Горожан чуть более 10 тысяч человек, а вот церквей более 50! Плюс пять монастырей. Но увы, это только кажется, что враги веры каким-то чудом не тронули город. После 1917 здесь было снесены 15 церквей, колокольни, парадные ворота монастырей, ограды городских церквей…

Десятки приходских церквей в небольшом Суздале выстроили именно купцы-молодцы и богомольцы. И каждая слободка стремилась возвести храм выше и краше чем у соседей. Но здешнее купечество сперва было бедным – о нем писали, что «богатством, средствами даже убого» - и потому многие занимались больше огородами да садами.

ПЛОДОРОДНАЯ СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

По преданию, еще в XI веке князь Владимир Мономах привез на суздальский чернозем саженцы то ли византийской, то ли грузинской вишни. И вскоре Владимирская и Суздальская вишни прославились по всей Руси.

Изобильные урожаи ее приносили большие доходы суздальцам. Вишневый сок, выжатый в специально изготовленных станках, отправлялся в бочках на ликерные заводы Москвы.

А вот, например, суздальский хрен, ароматный, душистый и крепкий доставлялся в Петербург для царского стола и вывозился за границу. Кроме того, суздальцы вывели свои собственные сорта яблок — «Семеновка», «Зеленовка», «Суздальский анис», «Антоновка», «Боровинка», «Белый налив». Фамилии суздальских садоводов - Кувшинниковых, Пуховых, Светильниковых, Ждановых - были известны далеко за пределами Владимирской губернии.

И, само-собой, суздальские огурцы — это сегодня один из известных культурно-исторических российских брендов. Каждое лето на «День огурца» в Суздаль приезжает туристов намного больше, чем все население города-музея.

СТОЛИЦА «ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА»

Суздаль уступил свое первенство и столичный статус сначала Владимиру, а потом и Москве. Но вновь обрел былое величие и значимость в середине ХХ века. Суздаль – один из самых древних и ярких городов «Золотого кольца России» - одного из самых удачных проектов туристической отрасли СССР.

Парадоксальным образом, именно «незаметность» Суздаля, оказавшегося далеко от больших дорог (железную дорогу там так и не построили) и великих строек сохранила его неповторимую архитектуру и патриархальную атмосферу. О которых вовремя вспомнили патриоты русской истории и культуры на «самом верху».

Сегодня сюда стремятся приехать уже миллионы наших соотечественников и туристов из дружественных стран.

К тысячелетию города-музея здесь приведены в идеальный порядок не только храмы и Гостиный двор, но все главные улицы. На них появилось не только качественное мощение, но стилизованные под старину фонари, и новые вывески и таблички на домах — архитектурный дизайн-код, специально разработанный для Суздаля.

Наш долг, завещанный нам от предков, — свято хранить заповедную красоту и уникальное историко-культурное наследие Суздаля. Делая все, чтобы, сохраняясь внешне, он с каждым годом становился все лучше для своих жителей, и конечно, дорогих гостей.

ЧТО, ГРАД СЕЙ, В ИМЕНИ ТВОЕМ?

А напоследок, трудная загадка города, которая, при этом — у всех на виду. Откуда пошло само имя Суздаля, историки спорят до сих пор.

Самая старая и популярная у местных жителей версия, хотя и не подтвержденная научно, – из записей ХVIII века ранее упомянутого суздальца Анания Федорова. Он рассказал о народном предании, которое гласит, что после Всемирного потопа появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. И они пришли на Землю русскую, где первые два брата построили много городов, в том числе и Великий Новгород. А третий брат, Асан, отправился дальше всех, и основал свой собственный город - "по своему суждению". Да так и назвал его "Суждаль".

А еще в народе ходит версия, что "Суздаль" – это от слова "даль", ведь вокруг раскинулись поля, и все видно далеко-далеко. Сторонники этой версии считают, что слово "Суздаль" - женского рода, как и само слово "даль".

Наименование города упоминается ещё в Повести временных лет в 1024 году в форме «Суждаль»:

Въсташа волсъви в Суждали

Известные ученые-лингвисты сломали немало копий, стараясь найти секрет происхождения имени города.

В XIX веке финский фольклорист и этнограф Д. Европеус предложил рассматривать начальный компонент сузда- производить от финского слова «susi» или эстонского «suzi» в значении «волк». Русский филолог, лингвист и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы Алексей Александрович Шахматов, рассматривая названия города в финно-угорском ключе, реконструировал название как *susudal, однако лингвист, лексикограф, славист и балканист Макс Фасмер отверг этот вариант, так как в финском языке, как наследнике финно-угорского, такое слово неизвестно.

Советский и российский лингвист-славист, исследователь этимологии славянских языков и славянской ономастики Олег Николаевич Трубачёв предполагал, что название города происходит от старославянского глагола съзьдати, одно из значений которого было «слепить из глины». От него же происходит глагол «создать». То есть, Суздаль – прекрасное «созданное».

Название Суздаля целых шесть раз присутствует в древних скандинавских источниках в разных произведениях. Как Сюргисдалар в значении «скорбные долины» в древнеисландском эпосе, пряди, – ««О Торлейве Ярловом Скальде». Как Súðridalaríki в значении Суздальское княжество, в Саге о Хаконе Хаконарсоне, и там же как Súrdölum в описании места княжения Андрея Ярославича.

Земля Surtsdala описана в пряди "Какие земли лежат в мире". Суздаль, как Súrsdalr, в тексте саги «Об Одде Стреле» XV века указан в списке городов, восходящих к XI веку. В скандинавских сагах не делались различия между городом и княжеством, а скандинавские писари использовали разные вариации названия, вероятно, пытаясь таким образом передать местный топоним, обозначающий очень важный для этого региона город.

Источник обложки:  Яндекс.Картинки


Источник: 1000 лет Суздалю: город-сказка, город-музей и город-загадка
Опубликовал:
Теги: история Суздаль регионы России 1000 лет основание

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Древний город Китеж был уничтожен атомным ударом
Древний город Китеж был уничтожен атомным ударом
18
Мужской журнал 07:01 30 ноя 2021
Эпекуэн: Город, 25 лет находившийся под водой
Эпекуэн: Город, 25 лет находившийся под водой
14
Мужской журнал 08:01 13 май 2018
Зачем более 75 лет назад американцы разбомбили город-музей Дрезден
Зачем более 75 лет назад американцы разбомбили город-музей Дрезден
27
Ваши новости 18:04 13 фев 2021
Советский город, смытый в океан
Советский город, смытый в океан
27
Мужской журнал 09:01 06 мар 2019
Россия: город КРАСНОДАР
Россия: город КРАСНОДАР
16
Мужской журнал 05:01 12 дек 2021
Город Древней Греции, затопленный Посейдоном
Город Древней Греции, затопленный Посейдоном
1
Мужской журнал 06:01 24 ноя 2021
Алжирский город над пропастью и его безумные мосты
Алжирский город над пропастью и его безумные мосты
1
Мужской журнал 04:01 03 окт 2020
Самый северный город на краю России: как живут люди в Певеке
Самый северный город на краю России: как живут люди в Певеке
19
Мужской журнал 12:00 05 дек 2021
Как Батый штурмовал "Злой город"
Как Батый штурмовал "Злой город"
81
Мужской журнал 09:02 01 июл 2018
Шибам — реальный древний город глиняных небоскребов
Шибам — реальный древний город глиняных небоскребов
1
Все о работе руками 15:01 24 сен 2020
Яньцзинь: как китайцам удалось построить город на дне глубокого и узкого ущелья
Яньцзинь: как китайцам удалось построить город на дне глубокого и узкого ущелья
4
Все о работе руками 10:01 11 ноя 2023
Они были не всегда: 5 гениальных автомобильных изобретений, изменивших мир
Они были не всегда: 5 гениальных автомобильных изобретений, изменивших мир
0
Читайте самую соль! 11:25 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства