Один из новых видов телефонного мошенничества — звонки через мессенджер. С такими случаями, в частности, столкнулись несколько сотрудников радиостанции Business FM. Еще один тренд последних месяцев — звонки от мнимых работников полиции
Фото: unsplash.com
Около двух недель назад мне с утра позвонили на WhatsApp. Номер незнаком. Зато на аватарке — логотип одного крупного банка, чьим клиентом я, к слову, являюсь. Звонила девушка, которая сообщила мне дословно следующее: «Вам звОнят из банка». На днях коллега мне рассказал, что ему тоже позвонили через мессенджер. Человек представился менеджером, и у номера была точно такая же аватарка.
И это тренд: сейчас, когда смартфон сам подсказывает, что звонок по обычной связи подозрителен, люди заранее понимают, что, скорее всего, звонит мошенник. К мессенджерам доверия больше, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
ведущий аналитик Mobile Research Group
«Они нашли выход, технически очень несложный, — звонить в мессенджерах. Это может быть WhatsApp, в меньшей степени этому подвержен Telegram, это может быть Viber. Но Viber не очень популярен, поэтому, скорее всего, это будет WhatsApp. WhatsApp позволяет звонить другим людям по умолчанию, эта настройка не отключена, ее можно отключить у себя. Но это такой же голосовой звонок от службы безопасности, от банка — откуда угодно. То есть мошенники легенду особо не меняют. Но люди, как ни странно, не готовы к тому, что в мессенджере им будут звонить мошенники, особенно если у них в профиле написано, что это банк. На самом деле это обычные номера, это даже не бизнес-аккаунты».
Business FM пробовала перезвонить по этим номерам. Если с городского телефона, то абонент недоступен. Если через мессенджер, то трубку просто не берут.
Еще один тренд — звонки с обычного номера, когда собеседник представляется сотрудником МВД, а конкретно — представителем отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Он полностью представляется, сообщает номер своего служебного удостоверения. Предупреждает, что звонки записываются. И рассказывает, что некий человек, используя паспортные данные, пытался взять от имени «потерпевшего» кредит. Записи таких звонков можно легко найти в интернете. Вот одна из них:
«Смотрите, вас беспокоит главное управление МВД, город Москва. Если вам удобно, можете записать мои персональные данные, чтобы потом не возвращались к данному вопросу. Произошла ситуация: мне буквально пару часов назад поступило заявление с материалами правонарушительного характера. Некий гражданин явился в отделение банка, представился вашим родственником».
В течение долгого разговора мнимый сотрудник органов дотошно спрашивает все подробности: вы точно не ходили в это отделение по такому-то адресу в такой-то день, а вы в принципе туда ходите, а точно ли этот человек не является вашим родственником? Дальше следует предложение поучаствовать в поимке преступников. Для этого предлагают оформить уже настоящий кредит и перевести деньги. И это тоже тенденция последних месяцев, когда мошенники не пытаются выманить остаток на счету, а убеждают взять деньги у банка в долг, о чем на недавнем Восточном экономическом форуме
Анатолий Печатников
заместитель президента — председателя правления банка ВТБ
«Убедить клиента взять кредит и украсть у него теперь уже кредитные деньги — это тренд нескольких последних месяцев. Причем уловки совершенно разные. В основном клиента убеждают в том, что против него готовятся криминальные действия со стороны других групп мошенников, а те, которые ему звонят, являются правоохранителями и хотят защитить его интересы. Но для того, чтобы этих злоумышленников наказать и выявить, надо все-таки кредит взять».
Впрочем, власти тоже делают шаги, чтобы пресечь вывод денег. Недавно парламент
Комментарии (3)