Выпускники Загорского интерната — дети без зрения и слуха — свободно писали стихи и научные статьи. Инвалиды, которые не могли даже ориентироваться в пространстве, научились не только самостоятельно жить, но и развивались интеллектуально.
Представьте, что вы находитесь в абсолютно тёмной комнате и не слышите ни единого звука. Такая жуткая изоляция — норма для слепых и глухих детей. Они не могут слышать речь преподавателя, не видят наглядных пособий. Обучение в таких условиях граничит с фантастикой.
Как руководителям Загорского эксперимента удалось обучить слепоглухих детей и сделать их полноценными членами общества? Фактрум оценил масштабы работы, проведённой советскими учёными в конце XX века.
Слепоглухонемые кандидаты наук
В XVIII веке слепых и глухих людей приравнивали к неполноценным. Такого человека считали практически существом, которое находится на грани между животным и растительным миром. Соответственно, ни о какой нормальной общественной жизни речи быть не могло. Через сто лет Загорский эксперимент доказал: отсутствие слуха и зрения — не повод для того, чтобы ставить на человеке крест.
В 1971 году четыре выпускника Загорского интерната (три юноши и одна девушка) поступили в МГУ на психологический факультет. Экзамены сдавали наравне со здоровыми подростками, никаких льгот. Детям не просто удалось поступить в престижный вуз, но и закончить его всего лишь на год позже сверстников. Два парня после окончания МГУ отучились в аспирантуре и получили кандидатские степени, ещё один стал скульптором. Девушка до сих пор занимает должность научного сотрудника в Психологическом институте РАО.
Дом-интернат для слепоглухих
Перед началом эксперимента перед руководителями встала непростая задача. Как разработать программу для ребёнка, который ничего не слышит и не видит? В первую очередь, дети должны стать самостоятельными. Для этого инструктор «показывал» ребёнку действие, которое надо было повторить. Точно так же участники эксперимента учились играть.
В пансионате, где жили дети, соблюдался строгий режим дня. Без слуха и зрения ориентироваться в пространстве и времени невозможно. Поэтому загорские ученики подробно запоминали свой распорядок. На вопрос «Который час?» инструктор всегда перечислял все действия, которые были совершены ребёнком в течение дня. Предметы в комнате никогда не переставляли, но и помогать ученикам передвигаться было запрещено. Детей учили быть самостоятельными.
Обучение слепоглухих в МГУ
Однако научиться жить без посторонней помощи — полдела. Экспериментаторы планировали обучить детей базовым школьным знаниям. В основе любой мыслительной деятельности лежит речь, так что начали с освоения специального алфавита. Сначала слепые и глухие ученики обучились дактильным словам (жестам, обозначающим слова), а потом разбили слова на буквы и выучили дактильный алфавит. С помощью дактильной речи детей обучили брайлевскому алфавиту.
Кроме того, воспитанники занимались лепкой, девочки шили, а мальчики строгали и пилили. За девять лет (столько длилось освоение базовой программы) дети успешно закончили изучение всех школьных предметов. Исключением стала химия, которую невозможно изучить тактильно.
Следующий шаг — обучение в университете с обычными студентами. Задача усложнялась тем, что об адаптации программы для инвалидов не могло идти и речи. Как оказалось, загорским детям это и не понадобилось. На лекции подростки ходили с переводчиком, который преобразовывал обычные слова в дактильные. На семинары приносили телетакторы, превращающие печатный текст в брайль.
Критика Загорского эксперимента
Философ Эвальд Ильенков и его коллеги с помощью Загорского эксперимента хотели подчеркнуть важность речи и человеческих способов действия для формирования здорового мышления. После освоения этого минимума даже перед слепыми и глухими детьми открывались все дороги.
Главным провалом эксперимента критики считают неврождённую неполноценность детей. Один мальчик был тугоухим и слабовидящим с рождения, ослеп в пять лет (при этом он очень слабо, но слышал). Два других — потеряли зрение в четыре года, а слух — после семи лет. Девочка перестала видеть в два года, а слышать в девять лет. Таким образом, полностью слепые и глухие дети так и оставались за гранью нормальной жизни. По мнению критиков, без слуха и зрения с рождения шансов сформировать у инвалида нормальную психику нет.
Комментарии (2)