Ровно 85 лет назад, 28 июня 1937 года, на Николаевской судоверфи был спущен на воду скоростной крейсер "Ворошилов" - один из новейших крупных боевых кораблей советского флота, принимавших участие во Второй мировой войне. В 1940 году, уже в разгар войны, которой СССР пока избегал, он вступил в строй Черноморского флота.
"Ворошилов" и однотипный с ниим балтийский крейсер "Киров" относились к так называемым легким крейсерам 26-го проекта, скопированным с итальянского крейсера "Эугенио ди Савойя". Котлы и паровые турбины на нем тоже были сделаны по итальянской лицензии, но вооружение стояло отечественное и гораздо более мощное, чем у "фашистского" прототипа - девять дальнобойных 180-миллиметровых орудий в трех трехорудийных башнях против восьми 152-миллиметровок.
По этим орудиям главного калибра корабль можно было отнести к тяжелым крейсерам, но за огневую мощь пришлось заплатить откровенно слабой бронезащитой: броневой пояс и орудийные башни имели толщину всего 50 мм, более подходящую для среднего танка, а не для крейсера. Но при этом корабль обладал очень высокой скоростью - 36 узлов, которую обеспечивала силовая установка мощностью 122 500 лошадиных сил.
"Ворошилову", как и его балтийскому "собрату", ни разу не довелось участвовать в морских боях, а его участие в войне свелось к обстрелам наземных целей, доставке подкреплений в осажденный Севастополь и эвакуации оттуда раненых бойцов. При этом он неоднократно подвергался авиаударам, но всякий раз ему везло. 2 ноября 1941 года в Новороссийском порту в крейсер попали две 250-килограммовые бомбы, однако, он остался на плаву и был обтуксирован на ремонт в Поти, а через 4,5 месяца вновь вступил в строй.
10 апреля 1942 года немцы вновь бомбили военную гавань Новороссийска, но ни одна из 50 сброшенных бомб в "Ворошилова" не попала. 17 мая, во время очередного похода в Севастополь, корабль последовательно атаковали семь торпедносцев, но крейсер, умело маневрируя, сумел уклониться от торпед.
29 декабря во время рейда к румынскому побережью корабль попал на минное поле и возле его бортов детонировали две подсеченные параванами мины, но повреждения снова оказались не фатальными. "Ворошилов" своим ходом покинул опасную зону и вернулся в Поти, где ему пришлось еще раз встать в ремонт на полтора месяца.
После этого он многократно принимал участие в обстрелах немецких войск в районе Геленджика, на Кубани и в Крыму, израсходовав более 600 снарядов главного калибра. Однако в целом его боевая служба была не очень интенсивной. За 1941-43 годы "Ворошилов" в общем счете всего 45 суток находился в боевых походах, а все остольное время простоял в портах или в ремонтных доках.
Тем не менее в 1945 году "за отличное выполнение боевых заданий, мужество и героизм личного состава" крейсер был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В 1954 году его решили переоборудовать в опытное судно для испытаний корабельных ракетных комплексов, но из-за "хрущевского" урезания финансирования ВМФ работы затянулись на 10 лет.
За это время корабль перестал быть "Ворошиловым", получив безликий индекс ОС-24. В качестве опытного судна он прослужил шесть лет. В 1972 году его вновь "понизили в статусе" до плавучей казармы, в следующем году - списали, а в 1975-м - разобрали на металл.
"Ворошилов" в профиль с гидросамолетом-разведчиком КОР-1 на катапульте.
Рисунок "Ворошилова" в двух проекциях.
Команда "Ворошилова" спешит занять свои места по сигналу "боевая тревога".
"Ворошилов" в севастопольской бухте во время войны. Катапульта с гидропланом демонтирована.
Комментарии (5)