Танки сыграли решающую роль в победе над Германией в ходе ВОВ, став основной ударной силой Красной армии. Поэтому в СССР уделялось особое внимание разработке новых моделей бронетехники. В послевоенные годы встала задача создания мощной машины, способной выдержать даже атомный взрыв. Так появился «Объект-279» – танк с четырьмя гусеницами. Однако уникальная машина не поступила на вооружение. История и особенности танка – в нашем материале.
1. Цель разработки
«Объект-279» был призван заменить устаревшие виды советских танков
В 50-е гг. на вооружении советской армии стояло 4 модели тяжелого танка. У каждого были свои недостатки.
Знаменитый ИС-2, хорошо зарекомендовавший себя в годы ВОВ, уже был устаревшим, не отвечающим требованиям того времени. Главный недостаток – слабая защищенность. Поэтому в последующие годы боевая машина могла служить лишь в качестве ДОТа.
Танк следующего поколения ИС-3 отличался от своего предшественника более мощной броней корпуса и башни. Но поскольку он создавался еще во время войны в сжатые сроки, у конструкторов не было возможности доработать как следует многие узлы и системы.
ИС-3 унаследовал от предыдущей боевой машины ряд серьезных недостатков. Это преждевременный выход двигателя из строя, плохая работа коробки передач, слабая надежность узлов моторного отсека и пр. Из-за этого он не отвечал современным требованиям и не пользовался популярностью в армии. В итоге в середине 1946 г. танк сняли с производства.
Следующая модель тяжелого танка, стоявшая на вооружении советской армии – ИС-4. Она отличалась более надежной броней, но также имела ряд существенных недостатков. Все эти танки оснащались нарезной пушкой Д-25Т, которая к тому времени была уже устаревшей.
Танк Т-10, также имевшийся на вооружении, отличался высокой надежностью и защищенностью. По своим характеристикам он отвечал необходимым требованиям, но сильно уступал натовской технике и не мог выполнять роль основной ударной силы.
Поэтому советское руководство поставило перед специалистами задачу – создать современный тяжелый танк. Он должен был заменить все предыдущие модели и по своим технико-эксплуатационным характеристикам превосходить западные образцы того времени.
2. В чем особенности разработки танка
Четырехгусеничный танк, вид спереди
Работы по созданию боевой машины нового типа начались в середине 50-х гг. В 1957-1959 г. были готовы три прототипа. Один из них – танк под названием «Объект-279». По мнению экспертов, это одна из самых оригинальных и смелых разработок не только в советском, но и в мировом танкостроении.
Начнем с того, что танк создавался буквально с нуля, так как было решено не использовать имеющиеся наработки. Работу поручили конструкторскому бюро, которым руководил доктор технических наук Л.С. Троянов – один из разработчиков легендарного танка ИС-2.
Специалистам поставили задачу – создать боевую машину, способную прорывать эшелонированную оборону противника в труднопроходимой местности с заболоченными участками или глубокими сугробами. Он должен был преодолевать водные и вертикальные преграды в виде валунов, противотанковых заграждений, а также выдерживать условия после ядерного взрыва. Также нужно, чтобы танк был надежным, хорошо защищенным, мобильным и весил не более 60 тонн.
В 1959 г. работа была завершена, а в 1960-м начались испытания экспериментальной модели.
Рассмотрим теперь основные особенности и технические характеристики танка.
3. Корпус
Форма корпуса танка напоминала летающую тарелку
Первое, чем отличался танк от остальных моделей, – необычная форма корпуса, напоминающая летающую тарелку. Такая конструкция обеспечивала устойчивость во время преодоления преград. Корпус и башня были разработаны с учетом поставленных задач и имели высочайшую степень защиты.
Изогнутая форма достигалась сваркой 4-х листов сложной формы. Вдоль корпуса имелся наглухо приваренный противокумулятивный экран. Для защиты было решено использовать особо мощную броню, толщина которой на разных участках лобовой части составляла 93-265 мм, что почти в два раза больше, чем у Т-10.
А за счет изогнутой формы и наклону бортов в 60 и 45 в разных местах броня получилась еще толще. Благодаря этому лобовая часть выдерживала попадание бронебойного снаряда 122 мм, летящего со скоростью 950 м/с.
Крыша башни – изогнутой формы, толщина брони – 30 мм. Для защиты от снарядов башенный погон, обеспечивающий вращение башни, сделали чуть утопленным в корпус. Таким образом конструкторы защитили стык с башней от попадания снарядов.
В целом, бронирование машины составило 32 тонны – больше половины массы. По толщине и распределению защиты «Объект-279» считается лучшим среди советских тяжелых танков, включая более поздних поколений.
4. Вооружение
Танк вел огонь из нарезной пушки М-65
На боевой машине установлена нарезная пушка М-65, оснащенная эжектором и дульным тормозом. Орудие способно выпускать 130-мм снаряд со скоростью 1 км/с. При такой скорости танк пробивал броню толщиной 245 мм с расстояния 2 км, а с закрытых позиций мог поражать цели на дистанции 12 км от цели.
Для улучшения точности стрельбы танк оснащался прицелом с дальномером, ночным прицелом видения и 2-плоскостным стабилизатором «Гроза».
Из-за ограниченного внутреннего пространства боекомплект танка состоит из 24 снарядов. В качестве дополнительного вооружения имелся крупнокалиберный пулемет, совмещенный с пушкой. Орудие предназначалось для поражения живой силы, легкобронированной техники, а также пристрелки цели перед выстрелом из главного орудия.
5. Двигатель
Мощность двигателя танка составляла 1 тыс. л. с.
Танк оснащался двигателем мощностью в 1 тыс. л.с., который работал в паре с гидромеханической трансмиссией. Это устройство передавало мощность ведущим колесам.
6. Ходовая часть
Благодаря четырем моторам танк мог преодолеть практически любую местность
Основная оригинальность танка – ходовая часть на четырех гусеничных движителях под днищем танка. Такое решение не имело аналогов в отечественном танкостроении.
Ходовая часть устанавливалась на балки, которые использовались в качестве бензобаков. Состояла она из двух блоков с парными движителями и гидропневматической подвески. Каждый мотор был оснащен одним задним ведущим колесом. Гусеницы располагались достаточно близко друг к другу, поэтому днище не касалось поверхности земли.
Благодаря такой конструкторской находке танк мог преодолевать сложную местность: болотистые участки, мягкие грунты, снежную целину, а также крупные валуны и противотанковые ежи.
7. Другие особенности танка
«Объект-279» имел систему обогрева, пожаротушения и другие особенности
Еще экспериментальный танк был способен идти под водой и даже вести оттуда огонь. Конструкторы оснастили машину оборудованием для вождения под водой. Оно состояло из нескольких систем, включая трубу длиной 4,5 м, которая устанавливалась над отверстием в крыше.
Заслуживает внимания и другое оснащение танка. Так, была продумана система обогрева, пожаротушения, создания дымовых завес и пр.
Несмотря на все преимущества, танк не пошел в серию. В ходе испытаний были выявлены недостатки, устранение которых потребовало бы серьезного изменения конструкции.
Однако «Объект-279» оставил заметный след в истории.
Его уникальность – в сочетании новаторских решений. Однако не все они оказались востребованными. Одни использовали спустя годы в других моделях танков, а другие были заменены более совершенными.
Комментарии (0)