Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

В успех этой операции, в тот момент, мало кто верил

До сих пор историки и военные специалисты гадают – что это было – желание подать англичанам сигнал, что нужно садиться за стол переговоров, или у танков банально закончились топливо и боеприпасы, ведь хорошо известно, что у вермахта были проблемы и с топливом, и с боеприпасами…

Операция «Динамо»

В мае 1940 года английский Королевский флот осуществил очень сложную и рискованную операцию, не имевшую аналогов в современных войнах. Об этой операции в нашей стране, к сожалению, знают очень мало, и к результатам её относятся весьма скептически.

10 мая 1940 года германские войска вторглись в нейтральные Бельгию, Люксембург и Нидерланды, и очень быстро разгромили армии этих держав – 11 мая был полностью оккупирован крошечный Люксембург, 15 мая капитулировала армия Нидерландов, 28 мая – армия Бельгии. Считавшуюся неприступной Линию Мажино немцы обошли через Арденны, и устремились в глубь Франции.

24 мая Гитлер приказал своим войскам не только остановить наступление на рубеже канала Аа, но и отвести танковые дивизии, которые, почти не встречая сопротивления, двигались на Азбрук. До сих пор историки и военные специалисты гадают – что это было – желание подать англичанам сигнал, что нужно садиться за стол переговоров, или у танков банально закончились топливо и боеприпасы, ведь хорошо известно, что у вермахта были проблемы и с топливом, и с боеприпасами.

Французская армия и английский экспедиционный корпус с боями отходили к Дюнкерку – городу и порту на берегу Ла-Манша в трёхстах километрах к северу от французской столицы. Командованию было совершенно очевидно, что прижатым к океану войскам удержать Дюнкерк не удастся – для этого не было ни технических средств, ни заранее построенных укреплений. Моральный дух солдат был основательно подорван стремительным отступлением, бездарностью военного командования и тем, что Франция проигрывала войну не на поле боя, а, по сути, разваливалась, подорванная изнутри, и 20 мая, после того, как немецкие танки вышли к Абвилю, кабинет Уинстона Черчилля принял решение о срочной эвакуации из Дюнкерка в Англию.

Союзные части собирались на крошечном пятачке вокруг Дюнкерка. Чтобы избежать пленения свыше трёхсот тысяч человек, необходима была эвакуация морем, но у французов сил для этого не было, все обязанности по эвакуации взяло на себя правительство в Лондоне. 20 мая, после того, как немецкие танки вышли к Абвилю, кабинет Уинстона Черчилля принял решение о срочной эвакуации из Дюнкерка в Англию.

Английское Адмиралтейство и командующий военно-морской базы в Дувре контр-адмирал Бертрам Рамсей для сбора эвакуационных судов стали предпринимать чрезвычайные меры. В невероятной спешке забыли даже издать письменный приказ об эвакуации. Однако это не помешало английскому Королевскому флоту уже к 26 мая 1940 года быть готовым к операции по спасению солдат и офицеров союзных войск, и корабли вышли из Дувра до получения официальной бумаги. Кроме того, а спасении союзных войск участвовала без малого тысяча гражданских английских, нидерландских, бельгийских и французских судов и паромов.

 

В 19 часов из Адмиралтейства поступил приказ начать операцию «Динамо», в успех которой в тот момент мало кто верил, поскольку превосходство немцев на суше и в воздухе над Ла-Маншем было подавляющим. Единственно, где немцы не имели никакого перевеса, было море, и на это была основная надежда у Рамсея и экипажей его кораблей.

Первоначально планировалось за двое суток эвакуировать 45 тыс. английских военнослужащих – англичане были уверены, что больше времени у них нет. Для организации эвакуации в Дюнкерк прибыл капитан 1-го ранга Уильям Теннант в сопровождении небольшой группы офицеров. После краткого изучения обстановки на месте стало ясно, что для погрузки эвакуируемых на корабли не обойтись без порта Дюнкерк. Проблема, однако, была в том, что немцы уже успели своими бомбардировками основательно повредить причалы и погрузочные фронты порта. Относительно целым оставался только необорудованный восточный мол, но Теннант не был уверен в том, что глубины позволят крупным кораблям сначала подойти к нему, а потом, после принятия на борт значительного количества людей, не сесть на дно. Тогда для эвакуации пришлось бы задействовать суда с малой осадкой, а это увеличило бы риск и время погрузки контингента. Англичанам повезло: глубина была вполне достаточной, что позволило спасти от гибели и от немецкого плена много англичан и французов.

Торент, понимая, что гавань и порт будут подвергаться регулярным бомбардировкам, и может быть заблокированы, а мол разрушен, подготовил мелкие плавсредства для эвакуации людей с протяжённых песчаных пляжей, которые тянулись от Дюнкерка на восток. И здесь вновь встал вопрос глубин – низкая осадка не позволяла кораблям и крупным судам подойти вплотную к берегу, и людям пришлось бы идти на вёслах. Это было, во-первых, тяжело, во-вторых, даже небольшая волна сорвала бы погрузку, в-третьих, долго, и, в-четвёртых, лодки, шлюпки и барки нужно было вернуть на берег, чтобы могла погрузиться следующая группа. Хуже всего было с ранеными, которые сами грести не могли.

26 мая

Эвакуация началась в полночь 26 мая. До полуночи следующего дня на корабли удалось погрузить лишь 7,7 тыс. человек, и последующие сутки ничего хорошего не предвещали – немцы продолжали прижимать союзные войска к океану, постоянно сокращая расстояние от своей артиллерии до берега, и делая пребывание на нём всё более опасным.

27 и 28 мая

В гавани учли опыт первых суток эвакуации и сократили время на погрузку кораблей и паромов, стала возможна посадка людей даже на эсминцы. Количество кораблей и судов, занятых в спасении людей, постоянно росло. Тральщики, дрифтеры, каботажные пароходы, мелкие голландские, бельгийские и французские судёнышки, способные забрать не больше десятка человек, сутки напролёт вывозили солдат с пляжей. Действовали они не по приказу, не по мобилизации – судовладельцы, прекрасно понимая, с каким риском для их собственности и экипажей это сопряжено, добровольно направляли свои суда к берегам Франции. Начиная со вторых суток эвакуации самолёты английских Королевских ВВС и французские истребители патрулировали небо над Дюнкерком, что заметно сократило количество и эффективность налётов вражеской авиации.

29 мая

Пока всё складывалось более-менее удачно, но 29 мая немецкие бомбардировщики и торпедоносцы сумели обмануть пилотов Королевских ВВС, прорвались в акваторию порта Дюнкерка, потопили 3 эсминца, 4 парома и десяток мелких судов с людьми, и, кроме того, серьёзно повредили ещё 7 английских эсминцев. Однако, несмотря на эти трудности с чувствительные потери, за этот день с пляжей удалось забрать и доставить в Англию почти 14 тыс. человек, а всего – более 47 тыс.

В Лондоне начали серьёзно опасаться, что при такой интенсивности и эффективности вражеских авианалётов английский флот за короткое время вообще может лишиться эскадренных миноносцев. Из Адмиралтейства пришёл приказ отвести все крупные новые корабли подальше от Дюнкерка. Но адмирал Рамсей проявил принципиальность и настойчивость, и доказал, что без поддержки с моря он задачу не выполнит. После некоторого раздумья в Адмиралтействе приказ смягчили, и оставили Рамсею 15 эсминцев, а вскоре вернули и остальные.

Одновременно предпринимались все меры для того, чтобы улучшить работу береговых служб в порту Дюнкерка и на пляжах, от которых всецело зависел темп погрузки. Трёхдневный опыт эвакуации так же показал, что для обеспечения прямой устойчивой связи с портом и службами на пляжах необходимо развернуть временный радиоцентр.

Рамсей направил имевшиеся у него минные тральщики на траление Па-де-Кале, или Дуврского пролива, как называют его англичане. На водном пути между Дюнкерком и Дувром было проложено три очищенных от мин маршрута, самый короткий из которых, длиной 39 миль, проходил вблизи французского берега в зоне досягаемости немецкой артиллерии, а, значит, была опасность вражеских обстрелов. Чтобы не рисковать, эвакуацию стали проводить по северо-восточному маршруту, который был вдвое длиннее – 87 миль, что, конечно, увеличивало время в пути. Третий, 55-мильный маршрут пролегал между первыми двумя, и именно по нему осуществлялись основные перевозки. Немцы поначалу этот маршрут проморгали.

30 м 31 мая

30 мая было эвакуировано почти 54 тыс. человек, большая часть которых – около 30 тыс. – сели на мелкие суда и лодки с пляжей. Видя, что процесс удалось наладить, Рамсей был намерен уже к 1 июня вывезти из Франции все союзные войска, оставив лишь небольшие арьергардные группы, которые бы прикрывали погрузку. Но гладко было на бумаге: прибой практически остановил погрузку с пляжей, а вражеские налёты и артобстрел не позволили использовать для погрузки порт. После полудня прибой утих, немцы, похоже, израсходовали дневной лимит снарядов и бомб, и удалось погрузить в порту и на пляжах рекордные 68 тыс. человек, что позволило полностью отказаться от погрузки на мелкие суда с пляжей.

1 июня

В первый летний день немцы произвели сильнейший авианалёт на порт и английские корабли у берега, и потопили 4 эсминца – 3 английских и 1 французский, а также паром. Англичане быстро организовали спасательную операцию, и сумели спасти большинство из тех 6 тыс. человек, которые находились на эсминцах и пароме. Однако, несмотря на потери, а Англию удалось доставить 64,5 тыс. человек – чуть меньше, чем накануне.

2 и 3 июня

Было очевидно, что план Рамсея не будет выполнен и 2 июня – джентльмены не могли бросить французов, которые сдерживали немцев на подступах к Дюнкерку, обеспечивая эвакуацию англичан. Рамсей решил активизировать ночную погрузку, чтобы эвакуировать как можно больше людей, и лишь только солнце опустилось за горизонт, к французским берегам подошли все корабли и суда, имевшиеся в распоряжении Рамсея. За эти сутки удалось эвакуировать 26,3 тыс. человек. Все английские солдаты и офицеры, которые самостоятельно могли взойти на борт, были вывезены, но, к сожалению, во Франции остались тяжело раненые: на кораблях и мелких судах обеспечить им медицинскую помощь было невозможно, и погрузка и перевозка привели бы к неминуемой гибели. Специальные же госпитальные суда, которые были в силу специфики ярко освещены, и представляли собой прекрасную мишень, немцы топили, несмотря на флаги с красным крестом.

После того, как Рамсей вывез всех англичан, он приступил к эвакуации французов, которых ещё можно было спасти. Первая ночная погрузка прошла весьма успешно, и Рамсей решил, что следующей ночью её нужно повторить. Однако французов не успели своевременно оповестить, поэтому в порт к назначенному времени прибыло мало желающих эвакуироваться, некоторые корабли ушли недогруженными, а другие вообще остались в порту в ожидании следующих партий. 2 и 3 июня на Туманный Альбион доставили только около 27 тыс. человек. Тем не менее, несмотря на то, что экипажи кораблей очень устали, Рамсей полагал, что в порту и непосредственной близости находится еще 30 тыс. человек, и решил продолжать эвакуацию, пока французы ведут бои на ближних подступах к Дюнкерку. Всех их можно было вывезти одним рейсом, но лишь в том случае, если солдаты и офицеры вовремя доберутся к местам погрузки. С кораблей поступали сведения, что английские моряки готовы работать.

Последний день

В распоряжении Рамсея оставалось лишь 9 эсминцев из 45 и 5 транспортов из 45, которые Адмиралтейство выделило в конце мая для проведения операции «Динамо». Ранним утром 4 июня на эти эсминцы и транспорты, а так на примерно 20 мелких судов с западного и восточного молов было погружено чуть больше 26 тыс. человек. Это был последний рейс из Дюнкерка в Англию. В городе осталось примерно 3 тыс. солдат, которые, прикрывая погрузку, либо погибли, либо попали в немецкий плен.

Когда в Адмиралтействе задумали операцию «Динамо», предполагали вывезти не больше 50 тыс. человек, но результат превзошёл даже самые смелые ожидания: за «дни чуда» в Англию доставили в 7,5 раз больше людей, чем планировалось – 338226 человек, из которых 308888 человек эвакуировали британские корабли и суда, остальных – французские. Большую часть вывезли на эсминцах и пассажирских судах, но и потери среди них были весьма чувствительны: немцы потопили 6 эсминцев, и 9 паромов, серьёзно повредили 19 эсминцев и 8 паромов. В Лондоне вздохнули с облегчением: успешно проведённая эвакуация спасла людей от гибели или плена, а Британию – от позора.

Несмотря на большие потери кораблей, гибель части эвакуируемых, несмотря на то, что вся военная техника – танки, грузовики, и даже лёгкие пушки, а также огромное количество лошадей остались на французском берегу, и были использованы немцами в дальнейшей войне, операцию «Динамо» можно считать успешной. Опыт дюнкерской эвакуации был использован англичанами в других подобных операциях трагического лета 1940 года. Более того, опыт взаимодействия Королевских ВВС и Военно-морского флота потом очень пригодился при проведении не только англичанами, но и американцами десантных операций. Вплоть до операции «Оверлорд» в июне 1944-го.

И, конечно же, нельзя забывать о том, что успех операции «Динамо», во-первых, существенно повлиял на укрепление боевого духа англичан, подготовил их к «Битве за Британию», а также показал союзникам за океаном, что англичане не сдадутся, будут стоять до конца, а, значит, им можно и нужно помогать. Да, как сказал Черчилль, эвакуациями войны не выигрывают, но кто знает, может быть, дюнкеркская эвакуация стала первым шагом к ленд-лизу.

 

автор: Николай Кузнецов


Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/v-uspeh-etoy-operatsii-v-tot-moment-malo-kto-veril.html
Опубликовал:
Теги: история вторая мировая дюнкерк операция динамо 1940

Комментарии (9)

Сортировка: Рейтинг | Дата
arkadij.bokov
А воевать по серьёзному эти 35о тыс. солдат ( да с пушками и танками, при поддержке своей авиации) не пробовали?! Ну да, ну да.... Вопрос-то чисто риторический.
Дед Бузыкин
Пробовали, но не получилось. Или вы думаете в 1941 у наших солдат все получалось сразу и легко? Тоже попадали в котлы и плен. Легко рассуждать с позиции диванного наблюдателя.
Сергей Кейзеров 
Каким был Дюнкерк хорошо описано у Робера Мерля в романе "Уикенд на берегу океана". Французов, бельгийцев и прочих не-джентельменов эвакуировали по остаточному принципу, когда большую часть англичан уже переправили. Да и джентльменам сильно повезло, что Гитлер, испугавшись собственного оглушительного успеха, почему-то на несколько дней тормознул Гудериана на подходах к Дюнкерку - иначе бы эвакуировать вообще некого было: там не оборона была, а просто хаос...
Дед Бузыкин
Спорный вопрос. Танки, а вернее танкетки Гудериана, испытывали большие проблемы с топливом и с подходом пехоты, так как две танковые дивизии, шедшие к Дюнкерку, вырвались далеко вперёд. Без подхода основых сил со стороны Арденн немцы не могли разгромить англичан, блокировав их с юго-востока.
Ну а то что англичане сначала эвакуировали своих, тоже вполне объяснимо. Сначала выводят тех, кто сохранил боеспособность и личное оружие со снаряжением. Бельгийцы и французы, находясь на своей территории, часто бросали всё, надеясь затеряться среди гражданского населения. Да и насколько известно в свой последний рейс британские моряки вывезли остатки французских частей и тех, кто не бросил оружие.
Сергей Кейзеров 
Спорный, не спорю ). Но Гудериан именно такими лихими маневрами, без пехоты, захватил половину Франции. И те несколько дней почти ничего не изменили у немцев, но сильно облегчили положение союзников. Другое дело, что это мы сейчас знаем, что там за свалка была в Дюнкерке, англичане тогда это знали, а вот немецкое командование разделились на две части: старики ждали налаженной обороны, а молодые и горячие твердили что ничего такого там нет.
Дед Бузыкин
Я и говорю, немцы слегка ошиблись в оценке состояния англо-французской группировки. Ожидали серьёзного отпора и посему долго подтягивали отставшую артиллерию и пехоту. Немецкие моторизованные части тоже конечно имели свою пехоту, но в гораздо меньшем количестве.. их только хватило на блокирование группировки с юго-востока. Эти пять-шесть дней и решили исход дела, британцы успели эвакуировать своих, собрав все транспортные ресурсы..а немцы опоздали их добить.
На этой почве конспирологи раздали целую теорию о якобы сговоре Гитлера и Черчилля.
Алексей Федосеев 
Очень показателен Сданный со всем гарнизоном Сингапур. Более 10 000 англичан и австралийцев сдались без боя. Большинство погибло в концлагерях японцев.
Дед Бузыкин
Не сданный, а блокированный с моря и воздуха. Без подвоза боеприпасов и снабжения. Разница менталитета сказывается. В такой ситуации японцы дрались бы голыми руками, европейцы исчерпав все возможности, предпочитают плен.
polpot731973@mail.ru
Спонсоры Гитлера из-за океана(США) сказали ему не надо, и он не стал, иначе он бы не получил много того что поставляли ему США.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Запрещенная на века победа Ивана Грозного. Мало кто знает о этой битве…Почему?
Запрещенная на века победа Ивана Грозного. Мало кто знает о этой битве…Почему?
86
Мужской журнал 08:01 16 окт 2018
Реальные потери немцев в операции «Барбаросса» (1941 г.)
Реальные потери немцев в операции «Барбаросса» (1941 г.)
44
Мужской журнал 10:01 06 дек 2020
Фотографии сделаные в нужный (или наоборот не в нужный) момент!
Фотографии сделаные в нужный (или наоборот не в нужный) момент!
3
Мужской журнал 12:00 28 сен 2021
Скандальный фотосет «На пике удовольствия»: фотограф запечатлел женские эмоции в пикантный момент
Скандальный фотосет «На пике удовольствия»: фотограф запечатлел женские эмоции в пикантный момент
11
Мужской журнал 18:59 10 июн 2022
Когда ракурс и удачный момент превратили кадр в настоящую «фотобомбу»: 12 шедевральных снимков, получившихся благодаря везению
Когда ракурс и удачный момент превратили кадр в настоящую «фотобомбу»: 12 шедевральных снимков, получившихся благодаря везению
4
Мужской журнал 04:01 23 янв 2022
Сатановский: В стране этой чего только в высших эшелонах власти ни оказалось.
Сатановский: В стране этой чего только в высших эшелонах власти ни оказалось.
8
Ваши новости 11:01 15 янв 2022
Даже опытные мастера пользуются клеем «Момент» неправильно. А ведь просто нужно соблюдать одно правило
Даже опытные мастера пользуются клеем «Момент» неправильно. А ведь просто нужно соблюдать одно правило
5
Все о работе руками 10:01 08 дек 2023
«В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БАНИ В ВИСКУЛЯХ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯЛИ ВСЁ…»
«В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БАНИ В ВИСКУЛЯХ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯЛИ ВСЁ…»
28
Ваши новости 21:00 10 дек 2021
Павел Пряников. Главная проблема России, которая мало кого пока волнует
Павел Пряников. Главная проблема России, которая мало кого пока волнует
68
Ваши новости 13:01 27 ноя 2021
Интерьер этой полуразваленной лачуги станет настоящим сюрпризом для любого гостя
Интерьер этой полуразваленной лачуги станет настоящим сюрпризом для любого гостя
1
Все о работе руками 10:01 23 июн 2024
Мы точно не единственные разумные существа на этой планете. Невероятный рассказ из жизни
Мы точно не единственные разумные существа на этой планете. Невероятный рассказ из жизни
21
Мужской журнал 07:01 27 сен 2021
Не ешьте из этой посуды! Самая токсичная и вредная посуда
Не ешьте из этой посуды! Самая токсичная и вредная посуда
7
Все о работе руками 13:01 20 фев 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства