Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

В серию не пошли: 5 самых интересных экспериментальных самолетов СССР

В советское время создавалось оружие, не уступавшее, а часто и превосходившее образцы вооружения идеологического противника. В стране работало множество конструкторских бюро, отличная система образования растила инженеров, техников и ученых. В те годы разрабатывалось оружие и военная техника, которые по своим показателям могли опережать свое время.

Представляем пять интересных экспериментальных самолетов времен СССР.

1. Бомбардировщик-ракетоносец Бартини А-57

Проект секретного советского бомбардировщика Бартини А-57/ Фото: directoryofillustration.com

Проект секретного советского бомбардировщика Бартини А-57/ Фото: directoryofillustration.com

Очень необычным и интересным военным самолетом, разрабатывавшимся в СССР, был Бартини А-57. Эта машина являлась амфибией, выполненной по схеме летающего крыла. Засекреченный проект разрабатывал советский конструктор Роберт Бартини, создававший военные самолеты для Советского Союза до и после Великой Отечественной войны.

Сначала конструктор работал над сверхзвуковой лодкой-бомбардировщиком А-55, но проект отклонили, и тогда Бартини начал работу над стратегическим бомбардировщиком и ракетоносцем А-57, подготовив его проект в 1958 году. Машина предназначалась для взлета и посадки на воду и снег.

A-57 был оснащен подъемным реактивным двигателем (похожим на современные самолеты вертикального взлета и посадки), направленным вниз, чтобы облегчить взлет с морской поверхности. Скорость самолета могла достигать 2500 км/час, он мог подниматься на высоту 2400 м. A-57 был предназначен для дозаправки с подводных лодок в море. Бомбардировщик имел длинное, тонкое треугольное крыло – крыло Бартини.

Но, несмотря на применяемые в A-57 новейшие технологии, самолет не был принят к производству – в его конструкцию были заложены слишком новаторские идеи. Внешний вид самолета выходил за рамки приемлемого тогда образа самолета-бомбардировщика. Но в дальнейшем конструкция A-57 была использована для последующих моделей – например, М-50 с его треугольным крылом, а схему летающего крыла в настоящее время применяют в СУ-57.

2. Самолет-амфибия вертикального взлета ВВА-14

Предполагалось, что ВВА-14 станет убийцей подлодок противника/ Фото: airfighters.com

Предполагалось, что ВВА-14 станет убийцей подлодок противника/ Фото: airfighters.com

Устрашающий инопланетный летательный аппарат – уникальный самолет ВВА-14 с вертикальным взлетом и посадкой, разработанный в Советском Союзе в 1972 году. В целом авиационный комплекс создавался для борьбы с подлодками врага в составе самолета-амфибии, поисково-прицельной системы «Буревестник», противолодочного оружия и системы топливной заправки, осуществляемой на воде.

Самолет разрабатывали в строжайшей секретности, маскируя прототип под гражданское судно Аэрофлота, чтобы избежать утечки информации – важно было предотвратить угрозу атак со стороны подлодок США. Ведь летающая амфибия должна была уничтожать американские субмарины – самолет даже получил название «Убийца подлодок».

За свой своеобразный вид и оригинальность конструкции летательная машина получила неофициальное имя, как у героя фильма – Фантомас. В течение 1972-1975 годов этот странный гигант совершил 107 вылетов. Но проект был закрыт, а построенный экземпляр подвергли перестройке в экранолет. Второй экземпляр ВВА-14 был заброшен и ржавел на заводской площадке.

3. Сверхзвуковой разведчик НМ-1

Максимальная скорость НМ-1 должна была составлять 3000 км в час/ Фото: dogswar.ru

Максимальная скорость НМ-1 должна была составлять 3000 км в час/ Фото: dogswar.ru

СССР 1950-х годов – это время, когда ведущие КБ сосредоточили свое внимание на проектах, главным образом, истребителей, обладающих способностью летать со скоростью выше скорости звука в два раза. Не стало исключением КБ Цыбина, которое в 1954 году взялось за разработку сверхзвукового разведчика НМ-1.

У самолета должны были быть поистине невероятные характеристики, которым не было равных ни у кого в воздухе: максимальная скорость до 3 000 км/час, высота полета 30 000 метров, а дальность 14 000 км. Чтобы достичь таких показателей, конструкция самолета должна быть иной: с удлиненным корпусом, трапециевидным крылом, двумя двигателями на крыльях, хвостовым и носовым горизонтальным оперением.

Главной особенностью НМ-1 было то, что он нес ядерное оружие – крылатую ядерную бомбу, которую самолет сбрасывал вместе с собственным хвостом. Но идея не прижилась, и НМ-1 решено было сделать разведчиком.

Испытания показали, что НМ-1 практически недосягаем для любых локаторов. Перспективы самолета казались прекрасными. Но дальнейшего развития проект не получил – в силу вступали межконтинентальные баллистические ракеты, а самолеты-носители уходили в прошлое.

4. Экраноплан проекта 903 «Лунь»

«Лунь» был впервые спущен на воду в 1986 году/ Фото: war-book.ru

«Лунь» был впервые спущен на воду в 1986 году/ Фото: war-book.ru

В 1970-х годах конструкторы сосредоточились на летательных аппаратах, планирующих над водой с помощью экрана и создаваемой им воздушной подушки. Одним из них был корабль и экраноплан проекта 903 «Лунь» производства опытного завода «Волга». Аппарат спущен на воду в 1986 году, а его опытная эксплуатация была завершена в 1991 году.

Сначала было решено построить 8 ракетных аппаратов «Лунь», но эти планы не были реализованы. Достроили лишь один экраноплан, ныне ржавеющий на Каспийском море. Второй экземпляр не удалось построить до конца – помешал распад СССР.

По плану конструкторов, это должно было быть поисково-спасательное судно с госпиталем, способное принять на борт до 500 пострадавших.

5. Штурмовик ИЛ-102

ИЛ-102 был построен в 1982 году/ Фото: airwar.ru

ИЛ-102 был построен в 1982 году/ Фото: airwar.ru

В 1991 году СССР представил экспериментальный штурмовик ИЛ-102, похожий на самолет ИЛ-40, производство которого началось в 1950 году, но затем было остановлено. Пройдя успешные испытания, ИЛ-40 начал серийно строиться Ростовским авиазаводом. Но в 1956 году штурмовая авиация в СССР была упразднена, выпуск прекратили, а уже готовые штурмовики разобрали.

Опытный ИЛ-102 был построен в 1982 году. Он совершил 250 полетов без поломок и отказов, и эксперты отмечали его высокую маневренность. Но в 1984 году самолет оставили в ангаре аэродрома Жуковский стоять на приколе, только однажды выставив на Московском авиасалоне 1992 года.


Источник: В серию не пошли: 5 самых интересных экспериментальных самолетов СССР
Опубликовал:
Теги: СССР авиация самолет полет экспериментальная версия небо

Комментарии (11)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь Гордиенко
Классные самолетики! Жаль, что забросили, все таки СССР великая держава была!
Олег
Что касается номера 2, то такое страхолюдство никак не могло полететь!
Денис
1 и 3 - великолепно смотрятся!
Владимир Бабин
То, что разрабатывали (ранее в СССР) это ОЧЕНЬ ХОРОШО. Зато сейчас СУ-57 никак до ума не доведут, а безо всякой секретности показали "фанерный" СУ-75 и уже объявили его "супер-пупер". От разработки до макета и тем более серийного изготовления очень большое расстояние

1. Бомбардировщик-ракетоносец Бартини А-57. Автору следовало бы перечитывать текст.
"Он мог подниматься на высоту 2400 м" - явная опечатка, должно быть 24000 м.
И неплохо бы объяснить, как производится дозаправка с подводной лодки даже при не очень большой волне

2. И правильно тормознули... Серийные СВВП палубные не очень хорошо себя показали в 80-е годы, а уж амфибия...

3. Сверхзвуковой разведчик НМ-1
Судя по названию раздела очень "странно" смотрится фраза в тексте: "в силу вступали межконтинентальные баллистические ракеты" (он же разведчик, а не бомбардировщик). Кроме того, заявленные характеристики в заметке по скорости и потолку в 50-е годы были еще недостижимы

4. Экраноплан проекта 903 «Лунь». Конечно, как военный, он вряд ли пошел бы, а вот как спасательное судно, по моему, очень хорош

5. Современный штурмовик в ВВС конечно нужен, почему тормознули - автор умалчивает
Борис Леонтьев
Автору пора бы усвоить что такое самолёт, а что такое корабль. Поскольку принципы движения у них совершенно разные.
Экраноплан "Лунь" - это скорее судно на воздушной подушке, которое использует для движения, образующуюся под ним прослойку воздуха между ним и в основном поверхностью воды и экранный эффект своего корпуса и крыльев. К тому же экранопланы не могут подняться выше нескольких метров над этой поверхностью, так что их не назовёшь даже гидросамолётами.
На а насчёт использования их в гражданских и военных целях - за ними будущее.
Причём, такие как "Лунь", за счёт их малозаметности,способности двигаться гораздо ниже любой крылатой ракеты, высокой скорости, грузоподъемности, и мощности вооружения, то в военных целях в первую очередь, как ракетоносцы и десантные суда.
Хотя и в гражданском применении, как скоростные суда в малодоступных и специально не оборудованных местах для перевозки людей и грузов они тоже будут развиваться.
Владимир Бабин
Может и так, но у него большое ограничение по высоте волны. Поэтому его применение на морских просторах маловероятно, а в океанских - вообще невозможно. Вероятно, когда-нибудь, построят такое судно, но это уже будет не "Лунь".
Маленькое уточнение: у хорошего вооружения всегда есть аналоги (потому оно и хорошее), у "Луня" - нет аналогов. Делайте вывод сами...
Борис Леонтьев
Начнём с того, что у экранопланов нет аналогов. Нет их по той причине что на Западе пока никто не додумался. Хотя нашим инженерам предлагали на Западе за их проекты хорошие деньги, скажем так. Но в России видимо еще остались люди которые не продаются ни за какие деньги,хоть в 90-е их осталось не так уж и много. Приходилось встречаться с одним из главных конструкторов экранопланов. Показывал он мне и другие проекты,конечно исключительно гражданские. Для пасажирских перевозок по рекам, особенно в Сибири — вообще золотое дно.
По поводу высоты волны, особенно не у берегов а в море-окияне, так это вообще бред. Что-то высота волны не мешает использовать суда на воздушной подушке, хотя максимально допустимая для них она существенно ниже, да и в скорости они экранопланам проигровают в разы если не на порядок.
И таки да, по поводу военного применения надо судить не только по «Луню» не зря его прозвали за размеры «Каспийский монстр». Это как с ракетными кораблями — есть большие, а есть и малые. Можно сделать ракетный экраноплан, а можно и десантный. Зато заметность его для РЛС меньше чем у крылатой ракеты.
Владимир Бабин
Как ни странно, я подпишусь почти под каждым вашим высказыванием (как мне казалось, я писал практически о том же).
Но... За исключением того, что океанских судов на воздушной подушке НЕТ, они либо речные, либо прибрежные. Более того и при большой волне СВП не используют (при больших зазорах гидростатические и гидродинамические подшипники не работают).
Ну и в конце Вы говорите о больших и малых судах. Чем меньше размеры, тем меньше зазор над поверхностью должен быть (т.е. их можно использовать только на очень спокойной воде).
И в завершение, в своем предыдущем комменте я не отрицал возможности в будущем постройки таких судов, но не сейчас
Борис Леонтьев
Ну если для Вас маловат и не является океанским наш десантный корабль на воздушной подушке "Зубр", длина 57,3 м, ширина 25,6 м, высота 21,4 м., и в качестве стоянки для которого используется бетонная площадка размером практически с футбольное поле, и кстати способный преодолевать инженерные заграждения (а значит и волну) высотой до 2.5 метров, то о чём мы тут вообще говорим? Что тогда в Вашем понимании океанский корабль, если практически для любых кораблей тоже существует высота волн при которых они не покидают места стоянок?
Владимир Бабин
Ну так "Зубр" - прибрежный. А как он может по другому, дальность 300 миль (150 туда и обратно) и автономность 5 суток. Так Вы этим "Зубром" только еще больше мою точку зрения подтвердили.
Для неядерных энергетических установок автономность океанских надводных судов - 90 суток, для ПЛ - 60-120 суток (Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. МЧС России - М, 2006 г)
Ну, а для Вас, "Зубр" - супер-пупер океанский корабль (сарказм)
Написать комментарий:
Напишите ответ :
10 самых больших самолетов в мире
10 самых больших самолетов в мире
9
Мужской журнал 11:00 11 май 2021
5 необычных экспериментальных танков СССР
5 необычных экспериментальных танков СССР
2
Авто-Тема 10:59 10 май 2018
МАЗы 4×4 – интересные вездеходы, которые так и не пошли в серию
МАЗы 4×4 – интересные вездеходы, которые так и не пошли в серию
0
Авто-Тема 14:31 11 янв 2022
Лучшее из худшего: шесть самых непопулярных грузовиков в СССР
Лучшее из худшего: шесть самых непопулярных грузовиков в СССР
4
Авто-Тема 14:39 05 сен 2024
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР
9
Авто-Тема 10:58 17 авг 2018
Там до сих пор живут люди: как выглядит одна из самых неудачных планировок домов в СССР
Там до сих пор живут люди: как выглядит одна из самых неудачных планировок домов в СССР
4
Все о работе руками 08:01 12 июн 2023
Интересные факты о здоровье. 98 самых интересных фактов о человеческом теле.
Интересные факты о здоровье. 98 самых интересных фактов о человеческом теле.
11
Мужской журнал 05:00 24 май 2021
Почему проект крупнопанельного дома, который был комфортнее хрущевки, не пошел в серию
Почему проект крупнопанельного дома, который был комфортнее хрущевки, не пошел в серию
0
Все о работе руками 15:01 25 май 2021
5 самых интересных новинок 2024 года
5 самых интересных новинок 2024 года
3
Авто-Тема 12:39 06 янв 2024
Почему светящиеся шины не пошли в серию
Почему светящиеся шины не пошли в серию
8
Авто-Тема 10:20 11 окт 2019
5 самых интересных животных, открытых в 2021 году
5 самых интересных животных, открытых в 2021 году
2
Мужской журнал 05:01 02 мар 2022
10 самых быстрых военных самолетов в истории авиации
10 самых быстрых военных самолетов в истории авиации
8
Читайте самую соль! 13:06 26 авг 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства