В античном полисе Афины существовала легендарная школа, которая была основанная философом Аристотелем. Называлась она Ликей или Лицей. Слава этого древнегреческого учебного заведения сквозь столетия достигла и Российской империи, где был открыт Царскосельский Лицей. Обычно его знают как место учёбы Александра Сергеевича Пушкина, однако на самом деле это элитное учебное заведение, которое стремилось соответствовать античному образцу, дало отечественной истории и культуре огромное количество великих имён.
Легендарное отечественное учебное заведение. /Фото: pushkin.spb.ru
Императорский Царскосельский Лицей был основан в 1810 году в Царском Селе, а торжественное открытие прошло 19 октября 1811 года. Справедливости ради, стоит отметить, что создатели Лицея стремились получить эффективный гибрид как идеала античности, так и русских традиций. «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - так звучит первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания Царскосельского Лицея М.М.Сперанский считал новое учебное заведение не только собственно школу для подготовки образованных будущих чиновников государственного аппарата, но и местом воспитания людей, которые могут осуществить все планы преобразования Российской империи.
Рисунок Царскосельского лицея авторства А.С. Пушкина. /Фото: culture.ru
Для того, чтобы достигнуть поставленных задач, создатели определили перечень качеств, которыми должны отличаться выпускники нового учебного заведения - это широчайшие познания в самых разных областях, умение размышлять и стремление трудиться во благо Российского государства. Так, в новой программной речи, которая была обращена к воспитанникам в день торжественного открытия, профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын обращал особое внимание на обязанности гражданина и воина, на любовь к Отечеству и долге перед ним. Самой запоминающейся была фраза: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».
На открытии лицея была выражена основная цель его работы. /Фото: pryamaya.ru
В лицей принимали детей в возрасте 10-12 лет, а общее число воспитанников в разные годы варьировалось от 30 до 100 человек. Продолжительность обучения составляла 6 лет и состояла из двух 3-годичных курсов, а с 1836 они изменились на 4 класса по полтора года. За это время в Лицее изучались несколько групп наук: нравственные - закон божий, логика, этика, правоведение, политическая экономия, словесные - российская, французская, латинская, немецкая словесность и языки, а также риторика), исторические - российская и всеобщая история, география, физические и математические - математика, общий курс физики и космографии, математическая география, статистика, изящные искусства и гимнастические упражнения - чистописание, рисование, хореография, фехтование, плавание, верховая езда.
Детям давали широкие энциклопедические знания. /Фото: histrf.ru
Такая обширная программа являлась гармоничным объединением гуманитарных и естественных наук, а в результате была направлена на дачу энциклопедических знаний. К слову, большое место отводилось так называемые «нравственным» науки, которые обозначались лицейским уставом как «все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Кроме того, одним из приоритетных мест в программе обучения было отведено углублённому изучению российской истории, а также развитию у воспитанников патриотических чувств - собственно, этот процесс как раз тесно связывался со знанием своего государства.
Учебный кабинет лицея, современный вид. /Фото: livejournal.com
Несмотря на то, что учебный план лицея неоднократно меняли, в нём продолжал сохраняться гуманитарно-юридический фундамент. Выпускники элитного учебного заведения получали права, эквивалентны студентам, которые окончили университеты либо гражданских чинов 14-го - 9-го классов. Если же бывший учащийся Русского Царскосельского лицея изъявляет желание поступить на службу в российскую армию, тогда ему приходилось пройти дополнительный курс обучение с военным уклоном, после чего им предоставлялись права, аналогичные правам выпускников Пажеского корпуса.
Место, где воспитывали элиту. /Фото: histrf.ru
Лицей являлся закрытым воспитательным учебным заведением, поэтому там придерживались строгой дисциплине, а распорядок жизни чётко регламентировался. Подъём воспитанников был в шесть часов утра, после чего им надо было одеться, умыться, помолиться и повторить домашнее задание. С семи до девяти часов проходили занятия, после чего лицеисты отправлялись на завтрак и немног гуляли, а после снова возвращались в класс ещё на два часа. В полдень опять отправлялись на прогулку, после которой повторяли уроки. Во втором часу проходил обед, а потом - три часа занятий. Дальше - снова прогулка, гимнастические упражнения и занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями, которые считались отдыхом.
В общей сложности деим учились семь часов в день. /Фото: pikabu.ru
В первые годы существования (1811-1817) в Императорском Царскосельском Лицее витала атмосфера увлечённости новой русской литературой, поэтому нет ничего удивительного в том, что ряд молодых воспитанников объединилось в творческий литературно-поэтический кружок. Среди его известных представителей были А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие другие. Кружок занимался изданием рукописных журналов, проведением творческих литературных состязаний. В дальнейшем стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. уже с 1814 начали публиковать известные российские журналы.
Лицей стал местом становления русской литературы XIX века. /Фото: historyrussia.org
Отдельного внимания заслуживает здание Царскосельского лицея. Он частично разместился в тамошнем флигеле Екатерининского дворца. Само сооружение отличается простотой и строгостью форм, которые были традиционны для русского классицизма, а также образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль, интересные по своему композиционному построению и красоте. Строительством здания ещё при Екатерине II занимался архитектор Илья Неелов, который одни здания украшены колоннами коринфского ордера, другие - декоративными фризами, декоративными статуями и круглые барельефы авторства царскосельского лепщика Григория Макарова.
Здание лицея очень красиво свой строгой простотой. /Фото: spbmuzei.ru
Императорский Царскосельский Лицей представлял собой самое современное учебное заведение своего времени, поэтому нет ничего удивительного в том, что множество его воспитанников стали приверженцами радикальных политических взглядов и в итоге принимали участие в движении декабристов. Проваленная попытка восстания 1825 года заставила правительство пойти на реорганизацию Лицея: был установлен ограничительный режим для воспитанников, контролировался подбор преподавателей и направления смысла и посыла их лекций. К концу 1843 года Царскосельский Лицей реорганизовали в Александровский и в январе 1844 его перевели в Петербург. А история элитного учебного заведения закончилась в 1917 году, когда после Октябрьской революции лицей был закрыт после отмены сословных привилегий.
Бывшее здание Царскосельского лицея, современный вид. /Фото: globe4all.net
За 33 года существования собственно Царскосельского Лицея его выпускниками стали 286 человек, среди которых 234 пошли по гражданской части, 50 - по военной, и двое - по флотской. Многие из них стали частью чиновной знати Российской империи, занимая должности министров, дипломатов, сенаторов и членов Государственного совета. Часть других бывших выпускников чиновничью карьеру не избрали, предпочитая выбрать научную деятельность. Это элитное учебное заведение, которое создавалось прежде всего для подготовки государственных чиновников, благодаря насыщенной программе обучения и всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, ставших известными в самых разных областях политики, науки и культуры, а некоторые из них даже определили свой век.
Комментарии (3)