Моряки — народ суеверный, поэтому, многие из них всерьез уверяли, что трагедия броненосца «Император Александр III» была предначертана еще за несколько лет до его гибели В Цусимском сражении. Строительство было начато 11 мая 1900 года на Балтийском заводе Санкт-Петербурга, а торжественный спуск на воду состоялся 21 июля 1901 года. Во время церемонии порывом ветра сорвало 5-метровый флагшток, который рухнул в толпу зрителей. От удара по голове скончался жандармский полковник Пирамидов и двое воспитанников Морского инженерного училища.
А в 1903 году, во время испытаний, броненосец зачерпнул воды и едва не опрокинулся. Но, как оказалось позднее, основные испытания были впереди. В октябре 1904 года «Император Александр III» вышел из порта Либава в составе второй эскадры. Путь лежал на Дальний Восток, где в это время шла русско-японская война. Лишь 13 мая, более чем через полгода, эскадра подошла к Корейскому проливу.
Броненосец «Император Александр III» был укомплектован чинами из состава Гвардейского экипажа, элиты русского флота. В списках экипажа значился машинист 2-ой статьи Евгений Репин — племянник великого русского живописца Ильи Репина. Командиром броненосца был капитан 1-го ранга Николай Михайлович Бухвостов. Во время прощального банкета Бухвостов заявил, что есть вероятность растерять часть экипажа еще во время рейса из-за жаркого климата. И японский флот гораздо сильнее, чем его представляли в России. В заключение бывалый моряк произнес пророческую фразу: «Мы все умрем, но не сдадимся…»
Уже 14 мая 1905 года, на следующий день после прибытия, броненосец принял участие в Цусимском сражении. «Император Александр III» шел вторым за флагманским броненосцем «Князь Суворов», а после его выхода из строя возглавил колонну русских судов. Примерно в 17 часов на «Александре III» вспыхнул пожар, судно сильно накренилось. Сигнальщик успел передать: «терплю бедствие», но судно неожиданно резко перевернулось, в результате чего погибла большая часть команды.
Около 15 человек смогли выбраться на киль тонущего броненосца, но им удалось лишь на время отсрочить страшную гибель, но не спастись. Ужасной была и участь тех, кто находился в это время в трюмах, моряки умирали придавленные тяжестями или задыхались от недостатка кислорода. К месту трагедии сумел пробиться крейсер «Изумруд». Но, оказалось, что спасать уже было некого. Примерно в 20 часов 30 минут «Император Александр III» полностью скрылся под водой.
Из всего экипажа, а это более 800 человек, спастись не смог никто. Броненосец «Император Александр III» оказался единственным судном, участвовавшем в Цусимском сражении, на котором погибла вся команда. 15 сентября 1905 года судно было исключено из списков российского флота. Не осталось ни одного свидетеля, который смог бы рассказать о последних минутах русских моряков-героев.
Память об экипаже броненосца было решено увековечить, 15 мая 1908 года, в день годовщины Цусимского сражения, был открыт обелиск, установленный рядом с Николо-Богоявленским Морским собором Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна и ее дети — великий князь Михаил Александрович и великая княгиня Ольга Александровна. Несмотря на то, что задуман этот монумент был как символ памяти экипажа броненосца «Император Александр III», его часто называли «Цусимский обелиск» — памятник всем погибшим в этом морском сражении.
На памятнике были установлены бронзовые плиты с именами моряков броненосца «Император Александр III с памятной датой — «14 мая 1905» . А на круглой бронзовой доске были начертаны слова из Евангелия: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя».
Над гранитным обелиском работали скульптор Артемий Лаврентьевич Обер и архитектор Яков Иванович Филотей. Автором эскиза стал Михаил Сергеевич Путятин, полковник Преображенского полка. В молодости Путятин окончил Морское училище и некоторое время служил мичманом во 2-ом флотском экипаже.
После революции новая власть не сильно заботилась о сохранении памятников царской эпохи, плиты с фамилиями погибших были демонтированы а затем отправлены на переплавку. Частично их восстановили только в семидесятых годах, но имен многих участников Цусимского боя на плитах почему-то уже не оказалось.
Сохранились сведения, что страшные предзнаменования о судьбе броненосца «Император Александр III» начались еще до его официальной закладки на Балтийском заводе. Сначала была изготовлена его модель, но она сгорела еще в мастерской. Словно кто-то хотел предупредить о грядущей трагедии. Но те, кто принимали решение о дальнейшем строительстве броненосца, в приметы, вероятно, не верили. Или просто не обратили на них внимания.
Комментарии (2)