Советские конструкторы постоянно улучшали бронетехнику и придумывали что-нибудь новое. Они создали много интересной и полезной военной техники, которая впоследствии выпускалась большими сериями, но многие из их разработок были благополучно забыты. Одни были всего лишь промежуточными прототипами, другие создавались исключительно ради эксперимента, а третьи в итоге были признаны неудачными.
1. Объект-775
Объект-775.
В начале 1960-х годов советские инженеры работали над проектом необычного танка «Объект-775». Самым интересной его особенностью была мощная пусковая установка для управляемых ракет, установленная вместо традиционной пушки. Машина могла поражать цели на расстоянии до четырёх километров, что в то время казалось фантастикой. Боекомплект состоял из десятков ракет, система наведения позволяла оператору сопровождать цель визуально, а для экипажа сделали бронекапсулу. Для производства он оказался слишком дорогим и сложным.
2. Объект-287
Объект-287.
Ещё более смелым выглядел проект «Объект-287». Он тоже создавался как ракетный танк, но дополнительно вооружался двумя автоматическими пушками калибра 23 мм и мог вести огонь по пехоте и лёгкой технике. Машина имела низкий силуэт и многослойную броню, что усложняло её поражение, а для защиты использовались толстые плиты и специальные экраны. Танк считался перспективным для своего времени, но имел те же проблемы. Его производство стоило бы слишком дорого.
3. АСУ-57П («Объект-574»)
АСУ-57П.
Для воздушно-десантных войск в конце 1950-х годов создали уникальную машину — АСУ-57П, или «Объект-574». Это была лёгкая самоходка, которую можно было десантировать с самолёта, а после доработок даже выбрасывать на парашюте. Её экипаж состоял всего из двух человек, а вооружалась она 57-мм пушкой, достаточной для борьбы с лёгкой бронетехникой. Её корпус делали максимально лёгким, с использованием алюминиевых сплавов, поэтому машина могла плавать и преодолевать водные преграды. Несмотря на скромные размеры, АСУ-57П стала важной ступенькой к созданию техники для ВДВ: именно на её основе позже появились более совершенные десантные боевые машины, а сама идея лёгкой самоходки для парашютного десанта получила дальнейшее развитие.
4. К-73
САУ К-73.
Одной из самых необычных разработок была противотанковая самоходная артиллерийская установка К-73. Она представляла собой миниатюрную машину с экипажем всего в два человека и пушкой калибра 57 мм, которую установили в открытой рубке. Её разработчики собирались создать максимально лёгкую и дешёвую противотанковую самоходку, чтобы можно было быстро наладить массовый выпуск. К-73 весила меньше трёх тонн, но с расстояния полутора километров могла вести прицельный огонь. На неё возлагались большие надежды, но испытания прошли не слишком удачно: у К-73 оказалась слабая защита и ограниченные возможности в бою. В итоге от проекта отказались, но опыт её постройки и сделанные наработки были полезными.
5. Объект-940
Объект-940.
Командно-штабная машина «Объект-940» создавалась для управления подразделениями морской пехоты и ВДВ, причём проект изначально был экспериментальным. Она имела герметичный корпус, без проблем плавала и поддерживала связь с подразделениями на суше и в море. Внутри неё организовали рабочие места офицеров и установили технику для радиосвязи, превратив машину в полноценный мобильный штаб. Особое внимание уделялось компактности: при сравнительно небольших размерах «Объект-940» сохранял хорошую плавучесть и защищённость от стрелкового оружия. Сама же машина была, скорее, лабораторией для тестирования технологий, чем будущей серийной моделью, но опыт её создания переоценить сложно.
6. Объект-906 (ПТ-85)
Объект-906.
Плавающий танк ПТ-85, известный как «Объект-906», должен был обеспечить десанту и морской пехоте серьёзную огневую мощь. Его вооружили 85-мм пушкой, позволявшая уверенно бороться с лёгкой бронетехникой и укреплениями. Герметичная машина уверенно держалась на воде, водомёты обеспечивали приличную скорость, а при необходимости её можно было десантировать благодаря лёгкому алюминиевому корпусу. Возможно, что после успешных испытаний её пустили бы в серийное производство, но это не позволила слишком сложная конструкция и высокая цена одной единицы техники.
7. Объект-905 (БТР-50ПН)
БТР-50.
В качестве основы для командно-штабной машины БТР-50ПН использовали серийный БТР-50, но её оснащение совершенно другое. Внутри установили аппаратуру для связи и управления войсками, включая радиостанции большой дальности, а саму машину сделали плавающей. При этом она имела хорошую вместимость и могла работать в сложных условиях. «Объект-905» должен был стать мобильным штабом с широким набором функций, чтобы сопровождать подразделения на марше и поддерживать контакт с вышестоящими звеньями. Хоть проект в итоге и забросили, но наработки впоследствии использовали для создания аналогичной техники.
8. БТР-50П4
БТР-50.
Очень оригинальным оказался опытный бронетранспортёр БТР-50П4 с установленной четырёхствольной зенитной установкой ЗПТУ-4. Интересной была сама идея: конструкторы хотели объединить транспортную платформу и мощную пушечную ПВО. Четыре автомата калибра 14,5 мм давали более чем высокую плотность огня для защиты подразделений от авиации противника. Машина сохранила способность базового БТР-50 к плаванию и могла сопровождать десант даже при форсировании рек. Впрочем, все работы оказались напрасными: к тому моменту уже велись испытания специализированных зенитных самоходок.
9. К-78
БТР К-78.
Облегчить перевозку десанта собирались при помощи плавающего бронетранспортёра К-78. Его конструкция с герметичным корпусом была максимально простой и компактной, а главной особенностью была массовость. Он проектировался как дешёвый транспорт для переброски личного состава и при этом имел высокую проходимость. Во время испытаний К-78 свои ходовые характеристики на бездорожье подтвердил, но при этом уступал более тяжёлым бронетранспортёрам по уровню защиты и вместимости. По итогам от проекта отказались.
10. К-90
К-90.
Лёгкий плавающий танк К-90 – ещё одна попытка найти баланс между мобильностью и огневой мощью. Он имел сравнительно компактный корпус, вооружался 76-мм пушкой, а предназначался для десантирования в местности, где обычная техника не могла нормально передвигаться. Интересно, что именно это и стало причиной для отказа от проекта: облегчённая броня была слишком слабой, а лёгкая силовая установка не давала необходимой мощности.
Комментарии (0)