В 1930-е годы по инициативе полярных исследователей была создана уникальная машина – вездеход «Снежный крейсер». Предполагалось, что 34-тонный здоровяк станет не только лабораторией на колёсах, но и комфортным домом для участников очередной научной экспедиции. На разработку машины были потрачены колоссальные средства и людские ресурсы. Однако, первая же экспедиция с её участием пошла не по плану. Какая же судьба постигла вездеход и где на него можно взглянуть сегодня?
Создавался для экспедиции Ивлина Бэрда. /Фото: pinterest.com.
История этой уникальной машины началась с очередной экспедиции американского авиатора и полярного исследователя Ричарда Ивлина Бэрда, которая едва не закончилась трагедией. Опасное это дело – выходить за порог дома. Особенно, если путешествие заведёт тебя сначала на самый край Земли, а потом и вовсе оставит один на один с ледяной стихией. К счастью для попавших в ледяную ловушку участников экспедиции, в тот раз на их стороне оказалась самое грозное оружие на всем белом свете – верные товарищи. Исследователи не бросили коллег на произвол судьбы: 40-летний физик и полярник Томас Поултер преодолел на вездеходе не одну сотню километров, чтобы вырвать друзей из лап смерти. И если Томаса за самоотверженные действия можно только похвалить, то про его вездеход ничего хорошего сказать было нельзя.
Машина создавался для учёных. /Фото: drive2.ru.
Нет, в целом использовавшиеся американскими полярниками вездеходы полностью соответствовали их повседневным нуждам. До тех пор, пока не случались эксцессы, вроде упомянутого выше. Сам Поултер считал, что главная проблема арктический вездеходов заключается в том, что они не могут преодолевать ледяные трещины. Это неприятное обстоятельство заметно удлиняло маршрут. Что в свою очередь сказывалось на исследовательском потенциале экспедиции, а в экстремальной ситуации и вовсе могло стать причиной гибели коллег по опасному «бизнесу». Поэтому вернувшись в 1937 году на большую землю, Томас Поултер вместе с коллегами взялся за разработку арктического вездехода собственного проекта.

Вездеход должен был стать домом и лабораторией на колёсах. /Фото: motorious.com.
К проектированию подошли основательно: новая машина должна была стать настоящим домом и лабораторией на колёсах. Предполагалось, что оснащение «Снежного крейсера» позволит исследователям не просто выживать, но и заниматься работой в относительном комфорте. Лаборатория для проявки фотографий, кухня с четырьмя конфорками, кладовая для снаряжения и провизии, комната управления и четыре койки для сна. В движение машина должна была приводиться парой дизель-электрических генераторов и четырьмя (по одному на каждое колесо) электромоторами. В задней части вездехода располагался отсек для запасных колёс. К слову, найти подходящие колёса для 34-тонной громадины оказалось сложнее всего. В итоге Поултер заказал покрышки у небезызвестной «Goodyear», которые были копией шин для недавно спроектированного болотного вездехода. При этом уже на раннем этапе разработки начинающий конструктор открыл для себя неприятную истину: холодные ветра бизнеса могут быть не менее опасны ледяных ветров Южного полюса.
Уникальная машина. /Фото: ya.ru.
Разрабатывался «Снежный крейсер» на протяжении двух лет. Наконец, в 1939 году коллектив Иллинойского технологического института всё-таки выкатил здоровяка на испытания. Однако, сроки поджимали. Очередная экспедиция Ричарда Бэрда была уже наносу. Испытать машину надлежащим образом так и не успели. По сути, «крейсер» успел пройти лишь поверхностные дорожные испытания, после чего его отправили кораблём в Антарктиду. Первые проблемы с вездеходом начались еще при разгрузке: 34-тонная машина проломила деревянный трап. Лишь чудом Поултеру удалось не оказаться в воде. Вслед за этим оказалось, что вездеход на создание которого потратили около 300 тысяч долларов США, не может ехать по глубокому снегу… Машина просто тонула в нём из-за высокой массы и низкого клиренса, в то время как гладкие колёса не справлялись с пробуксовкой. Сделанные учёным института расчёты в отношении возможностей вездехода оказались неверны.
Идея была отличная. /Фото: pinterest.com.
В итоге, коллективу Бэрда всё-таки удалось заставить «Снежный крейсер» двигаться по Антарктиде. Правда для этого пришлось установить на переднюю ось оба запасных колеса, а также опоясать каждое из 6 колёс цепями. В добавок к этому, двигаться машине пришлось «раком» - задом на перёд! Увы, вскоре уникальный вездеход не выдержал и таких «издевательств». После очередного перегрева двигателей машина просто отказалась двигаться дальше. Научный коллектив принял решение оставить как есть, превратив «крейсер» в стационарную лабораторию. Из запланированных 8 тысяч км, разработке Поултера удалось преодолеть едва 150. После завершения экспедиции американцы хотели вернуть вездеход на большую землю, однако этому помешала война. В итоге, «Снежный крейсер» остался заложником снегов. После 1945 года машину еще несколько раз откапывали и заводили. Однако, на сегодняшний день она потеряна. Поговаривают, что вездеход отправился в плаванье на отколовшемся айсберге. Так что не исключено, что сегодня он уже лежит где-нибудь на морском дне.
Комментарии (0)