Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Секретный триумф



Ровно 90 лет назад, 15 августа 1932 года, был установлен один из самых феноменальных советских авиационных рекордов. Летчик Алексей Черемухин на вертолете ЦАГИ 1-ЭА достиг высоты 605 метров, в 34 раза (!) превысив предыдущий мировой рекорд, принадлежавший итальянскому вертолету "Асканио". Наибольшая высота полета "Асканио" составляла всего лишь 18 метров.

Я не могу вспомнить ни одного другого советского или российского авиарекорда, который бы превосходил мировой уровень в столь фантастической пропорции. Да и вообще, в мировой истории подобные достижения - уникальны. И вдвойне удивительно, что величайший успех советских авиаконструкторов остался незамеченным. Он не стал предметом пропагандистской "раскрутки", его не прославляли в советских газетах, более того, о нем никто даже не узнал, кроме узкого круга лиц, причастных к разработке.

А.Н. Туполев значительно позже писал в своих воспоминаниях: "Нам не удалось опубликовать рекорд А.М. Черемухина, что бесспорно принесло бы отечественному вертолету мировую известность". Возникает вопрос - а почему не удалось? Туполев не объясняет. А по-моему, единственный логичный ответ: потому что работы по созданию вертолета шедшие в ЦАГИ под руководством Алексея Черемухина и Александра Изаксона, были засекречены.

В результате нарисовалась парадоксальная картина: в сентябре 1936 года, через четыре года после полета Черёмухина, мировая авиационная общественность с бурным восторгом отреагировала на сообщение о "рекорде" вертолета "Жироплан" французских конструкторов Луи Бреге и Рене Дорана, который поднялся аж на 158 метров, то есть - в четыре раза ниже, чем ЦАГИ 1-ЭА. И этот "рекорд" до сих пор значится в анналах Международной Авиационной Федерации.

Реально превзошел достижение советской машины немецкий вертолет "Фокке-Вульф" FW-61, который 25 июня 1937 года поднялся на 2439 м. Таким образом, тайный советский приоритет в области вертолетостроения продержался почти пять лет.

История ЦАГИ 1-ЭА содержит еще одну загадку. По непонятной причине работы по созданию и совершенствованию этого вертолета, сулившие блестящие перспективы, имели совершенно убогое снабжение и нищенское финансирование. Доходило до того, что испытатель ни разу не совершал длительных полетов, хотя, машина была на них способна, чтобы не расходовать моторесурс.

На вертолете стояли два старых ротативных мотора М-2 (они же - французские движки "Гном-Рон" времен Первой мировой войны) мощностью по 120 лошадиных сил. Ничего лучшего и более современного получить не удалось. Да и это старье приходилось беречь как зеницу ока, постоянно ограничивая время его работы. Когда в 1934 году построили второй опытный экземпляр машины, получивший обоначение ЦАГИ 5-ЭА, уже порядком изношенные моторы с первого прототипа переставили на него.

А в 1936 году вертолетная программа и вовсе была закрыта, несмотря на феноменальные успехи. Сложно сказать, чем руководствовалось большевицкое начальство, принимая столь странное и нелогичное решение. Возможно, тем, что оно ошибочно решило сделать ставку не на вертолеты, а на автожиры, оказавшиеся тупиковой ветвью развития авиатехники.


Дальнейшую судьбу ЦАГИ 1-ЭА и его дублера выяснить не удалось, скорее всего, их отправили на слом. Зато известно, что в начале 1938 года Черёмухин и Изаксон были арестованы за "вредительство" и провели четыре года в тюремной "шарашке", где им пришлось заниматься не вертолетами, а совсем другой тематикой - пикирующим бомбардировщиком Петлякова, в дальнейшем получившим название Пе-2. А первые упоминания в открытой печати о ЦАГИ 1-ЭА появились лишь после войны.

На заставке - дореволюционный фотопортрет Алексея Черёмухина и фотоколлаж с изображением ЦАГИ 1-ЭА в полете.


Черёмухин возле ЦАГИ 5-ЭА. Обратите внимание, что снимке нет лица. В эпоху "большого террора" в СССР появилось очень много фотографий с затертыми, замазанными или вырезанными лицами.


ЦАГИ 5-ЭА при виде сверху.


Черемухин в кабине ЦАГИ 1-ЭА и барограмма его рекордного полета, заверенная подписью Изаксона.


Музейная модель вертолета-рекордсмена.


Источник: https://vikond65.livejournal.com/1498840.html
Опубликовал:
Теги: фото Россия рекорды авиация вертолеты рекорды первые вертолеты авиационные рекорды

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Напоминание о русском советском изобретателе, установившем мировой рекорд, более чем своевременное. Однако автор заметки, к сожалению, не в теме, что проект Черёмухина был на контроле и у Особого технического бюро НКВД, и лично у маршала М.Н.Тухачевского. Именно сохранением военной тайны объясняется и отсутствие публикаций о рекордной высоте полёта 1-ЭА (что расшифровывалось как "первый экспериментальный аппарат", поскольку явно планировались и другие), и затёртое лицо изобретателя на фотоснимке. А что Черёмухина "притянули паровозом" в 1937-м вслед за Тухачевским и другими сотрудниками Остехбюро, - это уже совсем другая история.
Сергей
"Сложно сказать, чем руководствовалось большевицкое начальство, принимая столь странное и нелогичное решение."
В 1936 году был представлен Пе-8 - тяжелый стратегический бомбардировщик. Годом ранее сняли с вооружения АНТ-5 - первый цельнометаллический истребитель, устаревший за каких-то 5-6 лет. Думаю, что если та же комиссия осматривала и ЦАГИ 5-ЭА, больше похожую на игрушки зари авиации, то решение уже становится понятным.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Хитрый сосед подсказал секретный код домофона, который откроет любую дверь. Выручил меня, когда я потеряла свои ключи
Хитрый сосед подсказал секретный код домофона, который откроет любую дверь. Выручил меня, когда я потеряла свои ключи
7
Все о работе руками 10:01 17 мар 2024
Какие тайны скрывает секретный бункер Горбачева в белорусских лесах
Какие тайны скрывает секретный бункер Горбачева в белорусских лесах
11
Мужской журнал 18:26 03 апр 2022
Секретный переключатель дверного замка, про который иногда забывают автомобилисты
Секретный переключатель дверного замка, про который иногда забывают автомобилисты
0
Авто-Тема 15:58 27 окт 2021
Где в СССР появился первый секретный город
Где в СССР появился первый секретный город
0
Мужской журнал 08:01 24 дек 2018
Триумф и гибель «Льва Севера»
Триумф и гибель «Льва Севера»
0
Мужской журнал 09:01 04 окт 2021
Секретный архив Ватикана: какие запрещенные предметы скрывает Церковь?
Секретный архив Ватикана: какие запрещенные предметы скрывает Церковь?
13
Мужской журнал 07:01 07 июл 2019
Секретный МАЗ: проект «Целина»
Секретный МАЗ: проект «Целина»
7
Авто-Тема 13:18 26 июл 2018
Путин посетил «секретный бункер» Мишустина
Путин посетил «секретный бункер» Мишустина
3
Ваши новости 16:16 15 апр 2021
Секретный советский проект: атомный автомобиль
Секретный советский проект: атомный автомобиль
9
Авто-Тема 13:54 01 апр 2018
Секретный экспорт в страны нато. что поставляет россия?
Секретный экспорт в страны нато. что поставляет россия?
1
Ваши новости 20:01 19 ноя 2021
Джемилев обнаружил секретный кабель, питающий Крым
Джемилев обнаружил секретный кабель, питающий Крым
0
Ваши новости 21:01 12 мар 2018
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
40
Мужской журнал 11:01 19 окт 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства