Автомобили «Боинг» и «Сааб» - по сей день остаются знаменитыми достижениями авиастроительных компаний. Среди крупных производителей живёт и обратная тенденция: не опускать транспорт на землю, а заставлять его взмыть в воздух. Многие конструкторы не ограничивались славой проектировщиков дорогих авто, и стремились задать своей продукции во всех отношениях более высокую планку.
самолёт голландской компании Spyker / Фото: autoutro.ru
Бренды дорогих автомобилей плотно оседают в сознании жителей крупных городов. Это результат работы массовой культуры и рекламы, проверенный опытом использования и исторических свершений. Но не всегда наши ассоциации полностью отражают спектр достижений той или иной гигантской фирмы. Если бы не стечение обстоятельств и не стремление ни в коем случае не останавливаться на достигнутом – всё могло бы развиваться иначе.
Суперкары Spyker относятся к тем машинам, о которых знают гораздо меньше, чем о внушительных летательных аппаратах, вышедших под тем же логотипом. Кроме того, эти машины намного старше самолётов, и их проектировщиков скорее можно было бы занести в разряд тех компаний, которые начинали с наземной техники.
Bugatti 100p / Фото: autoutro.ru
Но всё косвенно меняет принципиально другое восприятие течения времени в начале двадцатого века. Почти десятилетие, отделяющее голландский автомобиль от самолёта, в парадигме технического прогресса, который только набирал обороты, выглядело ничтожно малым расстоянием. В то время казалось, что технологии развиваются бешеными темпами просто потому, что машины и самолёты ещё были в новинку для мировой общественности. Поэтому даже десять лет начала прошлого столетия не могут значить столь много, чтобы в первую очередь назвать компанию Spyker создателями в первую очередь самолётов. Особенно, учитывая их логотип с изображёнными крутящимися лопастями.
Не обошлось в синергии земных и воздушных чудес техники и без имени великого предпринимателя Генри Форда. Около 200 единиц самолёта Ford Trimotor были вскормлены его компанией, знаменитой в первую очередь удобными и строгими в исполнении авто.
образец воздушного транспорта от Генри Форда / Фото: www.techinsider.ru
Французские машины класса «Люкс» Бугатти, в свою очередь, делят своё название с гоночным самолётом, созданным по персональному заказу самого Этторе Бугатти. В планы дерзко вмешались события Второй Мировой войны и хотя конструкция стремительной железной птицы начала обретать первые очертания, её спрятали от оккупировавших столицу вражеских войск, а в последствии и вовсе забыли. Иногда история диктует свои права, и теперь можно только строить догадки, какое из мест занимал бы гоночный самолёт из Франции во время мировых соревнований.
Военный истребитель Caudron-Renault C.714 – результат коллективного труда нескольких разработчиков, платформу для реализации проектов которым предоставила Renault. Комплекс конвейерного оборудования для конструирования образцов самолёта и целиком двигатели от знаменитой корпорации дополнили линейку французского воздушного флота.
Caudron-Renault C.714 / Фото: wikimedia.org
Для ценителей автомобилей слово «Mitsubishi» - не звук пустой. А все интересующиеся историей также хорошо помнят роковой военный самолёт-перехватчик А6М Zero, созданный при непосредственном участии гигантской фирмы. Дзиро Хорикоси, японский конструктор и автор устройства истребителя, был даже увековечен в манге Хаяо Миядзаки и её экранном исполнении. Самолёты Zero также запомнились зрителям фильма «Перл-Харбор» - без этой военной техники в кино было не обойтись, поскольку она сыграла в битве значительную роль.
Конкретно в данном случае сложно сказать, что известнее и что больше на слуху – самолёт или автомобиль. В самых разных контекстах они фигурируют с разных сторон, но в целом их значимость и известность сопоставимы. В сердце двадцатого века A6M Zero был одним из самых ярких истребителей в тихоокеанском театре военных действий, а «Mitsubishi» продолжают выпускать всё новые и новые комфортабельные авто.
А6М Zero / Фото: airmuseum.ru
Одним из безукоризненных примеров самолёта, созданного мастерами производства автомобилей, остаётся HondaJet. Страна восходящего солнца всегда обладала завидной гибкостью, когда дело заходит о направлениях проектирования. Поэтому из-под крыла японской компании спокойно могли выйти прекрасные образцы транспорта или военной техники, предназначенные как для неба, таящего в себе непредсказуемые условия, так и для дорог любого уровня.
японский самолёт HoundaJet / Фото: autoutro.ru
Выделяется он не столько профессиональными характеристиками(хотя уровень высоты японских технологий в нём неизменен), сколько тот факт, что самолёт был сделан целиком без помощи государства. Это отличный пример целеустремлённости и самодостаточности в масштабном технологическом производстве, каких в истории машиностроения не так много.
Комментарии (1)