Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

С какой целью строили деревянные суда, а потом их разбирали после первого же путешествия

История судостроения полнится оригинальными концептами кораблей. Причём среди них найдутся и такие, которые могут показаться настолько нетривиальными, чтобы их посчитали, мягко говоря, нелогичными. Именно так на первых порах можно отнестись к концепции белян - огромных деревянных суден, которые бороздили просторы Волги и Камы всего несколько столетий назад. А всё потому, что эти корабли были...одноразовыми. Однако в действительности их как раз и создавали для одного-единственного путешествия.

Занятный концепт одноразового корабля. /Фото: pinterest.com

Занятный концепт одноразового корабля. /Фото: pinterest.com



Беляна представляла собой плоскодонное грузовое судно, которое отличалось просто громадными по тем временам размерами. Столь броское название эти корабли получили не просто так: дело в том, что их собирали из тех брёвен, брусьев и досок, которые не покрывались предварительно смолой и даже не окрашивались. Вот поэтому и именовали их так — беляны, согласно сохранившемуся светлому цвету древесины.
 

Огромный корабль из неокрашенной древесины. /Фото: hdpic.club

Огромный корабль из неокрашенной древесины. /Фото: hdpic.club



Историю этих нетривиальных кораблей исследователи ведут с XVI столетия - именно тогда умельцы на отечественных просторах, которые буквально мучались с проблемой контролируемого сплава срубленного леса вниз по течению рек, придумали использовать не небольшие по размерам плоты, а сразу собрать из древесины огромную барку. В этом случае сотни тонн груза точно доберутся до получателя в любой город, стоящий на этой реке, после чего барку останется только разобрать, а всю древесину - благополучно пустить в работу.
 

Сплавлять древесину на плотах было тяжело и долго. /Фото: pastvu.com

Сплавлять древесину на плотах было тяжело и долго. /Фото: pastvu.com



Задумка оказалась настолько удачной, что беляны буквально заполнили течения Волги и Камы, причём на ближайшие триста лет. Это и неудивительно, ведь, по информации редакции Novate.ru, Российское государство на тот момент являлось крупнейшим мировым производителем и экспортёром древесины, а тут такой отличный способ поддерживать отечественную системообразующую отрасль.
 

Беляна, прошедшая свой единственный рейс по реке Волга. /Фото: uraloved.ru

Беляна, прошедшая свой единственный рейс по реке Волга. /Фото: uraloved.ru



Древесину для сплава заготавливали тысячи лесорубов на протяжении зимних месяцев. А как только подходило время судоходного сезона, лес требовалось собрать и пустить на строительство беляны. Известно, что для создания барки среднего размера требовалось 240 сосновых и 200 еловых брёвен, причём из каждого типа дерева строили свою часть судна: сосну в основном применяли для строительства бортов, а ель оставляли для днища. И лишь в XIX столеии процесс сооружения этих кораблей начал предусматривать использование гвоздей.
 

Беляны поражали своими размерами. /Фото: maximonline.ru

Беляны поражали своими размерами. /Фото: maximonline.ru



Стоит отметить, что конструкция беляны не была примитивной, как это может показаться. Так, например, внутри нескольких слоёв из множества брёвен предусматривалось размещение технических проходов, которые позволяли бы ремонтировать судно в пути при необходимости. Строились также каюты на корме и штурманский мостик, а в некоторых случаях беляны и вовсе оснащались гребцами и парусами - для обеспечения необходимого уровня маневрирования. Впрочем, зачастую эти суда просто двигались вниз по течению.
 

Макет беляны в музейной экспозиции. /Фото: dreamvillage.ru

Макет беляны в музейной экспозиции. /Фото: dreamvillage.ru



Сохранились сведения и о габаритах таких суден: так, по данным редакции Novate.ru, самые большие достигали в длину 120 метров, в ширину - 25 метров, а вместимость барки составляла почти 13 тысяч тонн дерева. Чтобы обслуживать монструозный плавающий объект, задействовали до ста человек экипажа, если корабли были помельче, хватало 15-35 человек. Кроме того, частенько на белянах оказывались также пассажиры и попутные грузы. И казалось бы, что могло помешать существованию столь грандиозного и красивого для своего времени концепта? Но время не щадит никого - как только получили распространение железные дороги и теплоходы, количество производимых дров кардинально упало, и беляны тоже стали не нужны.


Источник: https://novate.ru/blogs/230623/66724/
Опубликовал:
Теги: корабли одноразовые корабли баржи перевозка домов Беляна беляна корабль судно река Волга

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Сергей Кейзеров 
Древесина - это не "дрова", а строительный материал и сырье для производства много чего даже в современном мире.
Транспортировка грузов по железной дороге на порядок дороже, чем транспортировка по воде.
Поэтому причина, по которой перестали строить беляны несколько сложнее...
андрей полон 
не рубите дерева не рубите...
Денис
"...как только получили распространение железные дороги и теплоходы, количество производимых дров кардинально упало, и беляны тоже стали не нужны" - и хорошо, больше леса сохранили.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства