Михаил Лермонтов. Дуэль? Убийство?
15 июля 1841 года в начале седьмого вечера у подножия горы Машук близ Пятигорска прогремел выстрел. Пуля, выпущенная рукой Николая Мартынова, поразила Михаила Лермонтова. Выстрел оказался смертельным. Поэт был убит на дуэли, так же, как и тот, кого он боготворил – Александр Пушкин. Сразу после поединка небо затянули мрачные тучи и разразилась жуткая гроза. Несколько часов тело Лермонтова лежало под проливным дождем. Сама природа скорбела и оплакивала выдающегося человека, погибшего так нелепо.
Смерть Лермонтова, которого называли преемником и последователем Александра Сергеевича, ошеломила современников, как следствие, множились слухи и домыслы о происшедшем. И спустя полтора столетия не утихают споры о причинах того злосчастного поединка.
Причины конфликта Лермонтова и Мартынова
Михаил Лермонтов и Николай Мартынов были знакомы с юных лет. Имение дяди поэта, куда Михаил любил приезжать на отдых, находилось в нескольких километрах от усадьбы Мартынова. Визиты семей друг к другу были частыми. Друзьями молодые люди не были – приятельствовали, как и подобает представителям одного круга. Но жизнь не единожды сталкивала их, словно «репетировала» последнюю, закончившуюся трагедией, встречу.
Одна из встреч случилась в юнкерской школе, когда юноши, по моде того времени, уже пробовали себя в стихосложении. Но если уникальный дар Михаила был очевиден, то способности Николая ограничивались подражанием чужим успешным опусам. По свидетельствам современников, Мартынов не блистал выдающимся умом, но был крайне амбициозен. Возможно, именно тогда в силу черт характера и возникло у Мартынова стойкое неприятие более одаренного. И это была чистая ненависть к яркой, нестандартной личности и черная зависть к его уникальному таланту.
Накануне дуэли
В мае 1841 года, направляясь к месту службы в Тенгинском пехотном полку, Лермонтов делает остановку в Пятигорске – отдохнуть и поправить здоровье. А заодно навестить старого приятеля Мартынова. Время на курорте молодые люди проводят в нехитрых провинциальных развлечениях, посещая гостеприимный дом казацкого генерала Верзилина, где регулярно проходят светские рауты.
Вечером 13 июля молодежь, как обычно, развлекалась разговорами, музыкой и танцами. В несколько секунд тишины – неожиданно смолкла громкая музыка – явственно прозвучали слова Лермонтова, оскорбившие Мартынова. А речь всего-то шла о нелепом наряде русского кавалергарда – черкесском платье и большом кинжале на поясе. В конце вечеринки взбешенный Мартынов потребовал у поэта сатисфакции.
Странности
О дуэли было запрещено говорить и писать 30 лет. По истечении «карантина» Мартынов представил на суд обывателей свою «Исповедь», в которой попытался оправдать и обелить себя. В его подаче Лермонтов выглядел вздорным и ехидным, не упускающим случая, чтобы не высмеять окружающих. И у него буквально не было выбора, как только сразится со своевольным поэтом на дуэли. А в то же время, современники в один голос заявляли, что Михаил Юрьевич был добрым и светлым человеком, а вся его бравада – только защита от несправедливого и подчас очень жестокого мира.
В этой дуэли переплелось много странного и загадочного. Почему были выбраны беспощадные, практически смертельные условия, не оставляющие участникам шансов выжить – стреляться с десяти шагов, еще и в три попытки? И это из-за пустяшной словесной ссоры.
Зачем позже секунданты пошли на откровенную ложь, уверяя, что расстояние между дуэлянтами было не менее 15 шагов? И зачем скрыли тот факт, что перед поединком Лермонтов заявил об отказе стрелять в соперника. Что, собственно и сделал – первым выстрелил в воздух. С количеством секундантов также были разночтения – сразу после дуэли речь шла о двух, и лишь значительно позднее выяснилось, что их было четверо.
Почему, как утверждают очевидцы, Лермонтов перед дуэлью был совершенно спокоен и даже весел? Надеялся на благоразумие оппонента? Не верил, что произойдет непоправимое? И как получилось, что Мартынов нажал на курок после счета «три», когда, по дуэльным законам, поединок формально считается оконченным? Получить однозначные ответы на эти вопросы спустя века уже невозможно.
Но по сути, не столь существенно, каковы причины дуэли, и кто был кровно заинтересован именно в таком финале поединка. Гораздо важнее последствия, страшные, трагические – невосполнимая потеря для русской культуры гениального поэта, который мог создать еще не одно достойное произведение.
Комментарии (7)